«Христос» Воскресе! - Информационный портал

«Христос» Воскресе!

 

16 Апреля 2010

«Христос» Воскресе!

Знаменателен и тот факт, что в культурной столице России оперу Рубинштейна вместе с солистами представили коллективы из-за Урала  — Хоровая капелла Тюменской филармонии (художественный руководитель и дирижер Анжелика Таланцева) и оркестр «Камерата Сибири», руководимый Антоном Шароевым. Сбывается пророчество Михаила Ломоносова: могущество России «прирастает Сибирью» — не только богатейшими недрами, но и культурными ценностями.

Перу автора популярнейшей в России оперы «Демон» принадлежит около двадцати музыкально-сценических произведений. «Христос» — последнее крупное сочинение Рубинштейна, итог его духовно-нравственных исканий, плод неустанных раздумий о жизни и человеке, о вечном и преходящем, о верности и предательстве. На исходе жизни композитор обратился к образу Спасителя — одному из самых трудно поддающихся для музыкального воплощения и создал гигантскую фреску, отразившую сюжеты Евангелия от Рождества Христова до Вознесения.

Литературной основой духовной оперы Рубинштейна стала одноименная поэма немецкого поэта Генриха Бультхаупта. Впервые опера прозвучала в концертном исполнении в 1894 году в Штутгарте под управлением автора, а ее сценическое представление состоялось в 1895 году, уже после смерти Рубинштейна. Более ста лет партитура оперы считалась утерянной; в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории сохранился только клавир сочинения.
Честь возвращения оперы в Россию принадлежит правнуку Антона Рубинштейна — скрипачу и дирижеру, заслуженному деятелю искусств России и Украины Антону Георгиевичу Шароеву. Заручившись поддержкой Немецкого культурного центра имени Гёте, он в декабре 2007 года обнаружил партитуру «Христа» в Берлинской библиотеке. Спустя год, 12 декабря 2008 года, в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского под руководством А. Г. Шароева состоялась российская сценическая премьера духовной оперы А. Г. Рубинштейна, которую пресса уже назвала сенсацией.

А 28 ноября 2009 года «Христос» впервые прозвучал в Тюменской филармонии в концертном исполнении. Вот только несколько высказываний о премьере в местной печати.
«Самым знаковым музыкальным событием минувшего года стала постановка духовной оперы Антона Рубинштейна "Христос" в Тюменской филармонии…» (Тюменская правда, 31 декабря 2009 г.).

«В этой музыке — космос, бесконечность и непостижимость. И "невооруженный" человеческий слух может уловить только отдельные нюансы, оттенки картин божественного бытия» (Тюменский курьер, 3 декабря 2009 г.).

«Прадед и правнук — одна кровь. И оба служители Ее Величества Музыки. Существует какая-то мистическая неразрывность их судеб. Пусть правнук никогда не знал прадеда, а прадед не предугадал правнука, который через столетие продолжит начатый им путь. Важно
другое — не утеряна нить, связующая поколения, не утрачено родство душ» (Тюменские известия, 20 ноября 2009 г.).

До революции духовные оперы (и в их числе «Христос») не допускались на сцену.  В советские времена русская духовная музыка была запрещена к исполнению в концертных залах и театрах. Парадоксальным образом коммунистическая цензура смыкалась с дореволюционной церковной. И лишь несколько лет назад слушатели стали знакомиться с оперой. По инициативе и под управлением А. Г. Шароева фрагменты оперы Рубинштейна прозвучали в Москве и Санкт-Петербурге. Рецензия на эти концерты известного петербургского критика М. Г. Бялика была озаглавлена «Тюменское чудо».
В концертной редакции Антона Шароева опера «Христос» состоит из пяти картин с прологом и эпилогом. Перед слушателями проходит земная жизнь Христа: Рождение, Искушение Сатаной, Нагорная проповедь, Въезд в Иерусалим, Тайная Вечеря, Гефсиманский сад, Суд, Путь на Голгофу. В эпилоге возвращается музыка Рождества из пролога, обрамляя всю композицию и символизируя вечную жизнь Христа. Звучит финальный хор: «Над всей Вселенной ярко звезда Его блестит. Мы верим в Иисуса Христа! Он Спаситель, Творец и Господь!». Замечательной удачей Антона Шароева нельзя не признать выполненную им инструментальную редакцию партитуры Рубинштейна. Большой симфонический оркестр редактор заменил струнным ансамблем и органом, который естественым образом восполнил отсутствующие деревянные и медные духовые.

Сознавая определенные трудности восприятия оперы в концертном исполнении, Шароев сократил некоторые эпизоды повествовательного характера, акцентировав внимание слушателей на ключевых моментах евангельской истории. Отсутствие сценического действия восполнялось полной драматизма музыкой в яркой интерпретации тюменских музыкантов. Не только душой, но и «мотором» исполнения, сообщавшим
всем — и инструменталистам, и хору,  и солистам — поистине огненный импульс, был дирижер Антон Шароев. На пороге своего восьмидесятилетия он сохранил юношеский темперамент, пылкую влюбленность в музыку. Его размашистый одухотворенный жест словно извлекал — подобно скульптору, рубящему камень, — музыкальные образы из толщи партитуры. Самых теплых слов заслуживают все без исключения певцы-солисты, Хоровая капелла Тюменской филармонии (художественный руководитель Анжелика Таланцева) и оркестр «Камерата Сибири», взлелеянный Антоном Шароевым. Благодаря их таланту, петербуржцы, заполнившие уютный зал Капеллы, приобщились к «тюменскому чуду», духовному завещанию Антона Григорьевича Рубинштейна.

P. S.
В начале апреля, когда весь христианский мир празднует светлый праздник Пасхи, Капелла Санкт-Петербурга приглашает на петербургскую премьеру оратории Ференца Листа «Христос». При жизни композитора оратория исполнялась не более десяти раз (в Вене в 1871 году сочинением дирижировал Антон Рубинштейн, а партию органа исполнял Антон Брукнер). В России оратория была исполнена только один раз — 10 лет назад в Москве. Тогда грандиозное полотно ожило на сцене Большого зала Московской консерватории под управлением Евгения Светланова. Его светлой памяти Капелла посвящает петербургское исполнение.

Петербургская премьера оратории осуществляется силами солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Концерты состоятся 7 и 9 апреля 2010 г. в 19 часов.
 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~BXQV3


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время