Наша миссия — обеспечить морскую столицу высококвалифицированными кадрами - Информационный портал

Наша миссия — обеспечить морскую столицу высококвалифицированными кадрами

 

16 Апреля 2010

Наша миссия — обеспечить морскую столицу высококвалифицированными кадрами

— Сегодня Санкт-Петербург называют морской столицей России. С чем это связано? Раньше в Ленинграде строилось намного больше судов и кораблей, чем сейчас, но город так никто не называл.
— Сначала нужно определиться, что мы понимаем под этим словосочетанием — это кораблестроительные производственные мощности, сосредоточенные в Санкт-Петербурге? Или это самый большой грузооборот? Или это центр морского туризма? А может быть, это центр яхтенного спорта? Поэтому лозунг «Санкт-Петербург — морская столица России» —
это только декларация, которая нашими совместными усилиями уже в недалеком будущем должна воплотиться в реальную жизнь.

Наш  университет,    который  был  создан   в   1930  году на основе кораблестроительного факультета Санкт-Петербургского политехнического института, всегда  был ориентирован на кадровую поддержку судостроительной отрасли. Конечно, в начале девяностых годов прошлого века мы пережили не самое легкое время — судостроительная промышленность оказалась в загоне. Это не могла не сказаться и на системе профессионального образования в данной сфере. В нашем вузе, как и во многих других технических университетах, началась диверсификация отраслей знания. У нас появились новые, совсем не специфические для нас направления, такие как социология, художественная обработка материалов, юриспруденция… Однако, несмотря ни на что,  юриспруденция имеет у нас свою специфику — это прежде всего морское право. Большинство преподавателей, работающих на этом факультете, — это бывшие военные моряки и военные юристы, имеющие богатый и уникальный практический опыт. Сегодня с полной ответственностью можно утверждать, что морское право в современных  условиях разработано очень слабо не только в нашей стране, но и во всем  мире. Например, до сих пор неясно, кто и как должен спасать заложников, захваченных сомалийскими пиратами. И таких вопросов, связанных с морским правом, множество.

— С юриспруденцией понятно, но все-таки, какая связь между судостроением и художественной обработкой металлов?
— Если говорить о такой новой специальности для нашего вуза, как художественная обработка материалов, то речь здесь пойдет о технологии изготовления различных видов изделий, начиная с мозаичных панно и кончая промышленным дизайном внутренних помещений судов и яхт. Однако основным направлением нашего университета оставалось и остается кораблестроение надводных и подводных судов, океанотехника, судовая энергетика во всех ее видах и морское приборостроение, которое традиционно связано с морским оружием и вооружением.

— Существует ли в судостроительной отрасли так называемая кадровая проблема?
— В конце девяностых годов, когда жизнь на судостроительных предприятиях постепенно стала налаживаться, мы обнаружили катастрофический разрыв поколений, вызванный демографическим провалом. Например, разница в возрасте между начальником отдела и прибывшим на предприятие молодым специалистом достигала сорока лет. Это означало, что произошел разрыв преемственности в передаче знаний, навыков и технологий. Чтобы справиться с таким ненормальным  перекосом, мы начали целевую подготовку студентов, привлекая для  этой цели финансовые средства некоторых судостроительных предприятий, кровно заинтересованных в решении данной проблемы. В результате проделанной работы нам удалось запустить проект подготовки и переподготовки кадров для судостроительной отрасли, рассчитанной на 2004—2008 гг. Эта программа предусматривала подготовку кадров не только высшей квалификации, но и подготовку специалистов по рабочим специальностям со средним профессиональным образованием, так как на тот период одна из острейших проблем судостроительного производства заключалась прежде всего в недостатке квалифицированных рабочих кадров.

— И как же она решается с помощью упомянутой вами программы?
— Сначала на судостроительные и судоремонтные предприятия привозили рабочих из разных регионов нашей страны. При этом надо отметить, что далеко не всегда приехавшие рабочие были заинтересованы в конечном результате своего труда, а это, в свою очередь, не могло не сказаться на качестве произведенного продукта. Не будем лукавить и скажем прямо, что система начальной профессиональной технической подготовки в девяностые годы прошлого века в нашем городе была практически полностью разрушена. Только большими усилиями, сконцентрированными на этой программе, нам удалось сохранить и оснастить ряд учреждений начального профессионального образования и сориентировать их на подготовку высококвалифицированных специалистов для судостроительной отрасли. Например, нам удалось сохранить и переоборудовать профессионально-техническое училище № 25, которое сегодня получило статус лицея.

Здесь учащиеся проходят обучение на современном оборудовании и получают качественные профессиональные знания. Выпускники лицея, как правило, становятся самыми квалифицированными кадрами в нашей отечественной судостроительной промышленности.
В рамках целевой подготовки, которую осуществляет наш университет в области кадров с высшим профессиональным образованием, мы выстроили схему, которая позволила  одновременно студенту учиться в нашем вузе и работать на производстве.  Многие из наших выпускников прошли путь от рабочего до мастера цеха или участка. Иногда при выходе на диплом их знания о производстве заметно объемнее и глубже, чем у иного молодого преподавателя.

И это, с одной стороны, как нельзя лучше стимулирует нашу вузовскую молодежь к повышению своей квалификации, а с другой — заставляет преподавателей давать таким студентам более сложные дипломные задания.

— Правительство нашего города помогало вам в развитии каких-либо образовательных направлений?
— В целом, да. С помощью комитета экономического развития, промышленности и торговли появилась программа для высокотехнологичных отраслей промышленности. Совместно с городом мы осуществили знаменитую программу «20 на 80», когда за дополнительные образовательные программы город оплачивал 80% их стоимости, а предприятия только 20%.

Что касается нашего понимания внутреннего содержания лозунга «Санкт-Петербург —
морская столица России» — это прежде всег, развитие как военного, так и гражданского потенциала судостроения, как в нашем городе, так и близлежащем регионе. В связи с этим хочу подчеркнуть, что сегодня мы единственное высшее учебное заведение в нашей стране, которое готовит специалистов и морских инженеров по всему профилю, связанному с морским судостроением, морской энергетикой и морским приборостроением. Сегодня мы видим свою миссию в том, чтобы обеспечивать отечественное судостроение высококвалифицированными кадрами.

— А как сегодня ваши выпускники позиционируют себя на современном  рынке труда?
— Достаточно успешно. 70% наших выпускников в первые годы своей трудовой деятельности обязательно работают по специальности. И это при том, что сегодня у нас нет целевого распределения. Примерно 40% наших выпускников устраивается на работу в крупные судостроительные компании и холдинги, 20—25% — в проектные институты и маленькие частные компании, а остальные 10—15% работают в фирмах, которые непосредственно занимаются бизнесом и в какой-то степени связаны с судостроением. Отрасли в целом необходимы грамотные корабельные инженеры, которые должны понимать, как и на какое предприятие нужно поставить то или иное производственное или технологическое оборудование. При этом нужно учитывать, что сегодня предприятия в судостроительной области переживают не самый лучший период в своей истории.  

— Как вы относитесь к двухуровневой системе образования «бакалавр-магистр»?
— Трудно однозначно оценить переход на двухуровневую систему в области высшего профессионального  образования. К большому сожалению, сегодня вся наша подготовка носит массовый характер. В этом процессе, конечно, есть как положительные, так и отрицательные стороны. Та подготовка кадров, которая сложилась еще в советское время, продолжает существовать и сегодня. Чисто исторически  данная система подготовки кадров предназначалась для удовлетворения потребностей конкретных отраслей промышленности или фундаментальных исследований. Сегодня эту систему образования можно рассматривать по-разному: либо это система подготовки профессиональных кадров, либо система социальных услуг в сфере высшей школы, которые способствуют повышению образовательного уровня населения. Именно такая модель существует, например, в Швеции.  Поэтому первую ступень, бакалавриат, в этой стране необходимо пройти практически всем, кто желает получить звание магистра.  При этом данная модульная система может растягиваться на десятки лет. Хотя лично я не могу представить, как может подготовка инженера-проектировщика растянуться на такой длительный промежуток времени. Поэтому в нашей стране мы должны понять, чего мы хотим: повышать образовательный уровень населения или готовить высококвалифицированные инженерные кадры? И то и другое хорошо, но нам нужно знать твердо, на что мы должны ориентировать своих бакалавров. Что же касается программы в магистратуре, то сегодня на трех-четырех бакалавров должен приходиться один магистр и обучение в магистратуре должно стоить существенно дороже, чем в бакалавриате. При этом нужно учитывать, что некоторые бакалавры получают свою степень не всегда мотивированно и иногда даже по урезанным программам.  Поэтому будущее современных бакалавров в области технических наук, их востребованность на современном рынке труда в ближайшее время будут очень проблематичными. Сегодня снова наступило то переломное время, которое должно радикально изменить наше представление о системе подготовки в сфере высшего профессионального образования.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~RLAUM


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время