Стабильность, конкурентоспособность, прозрачность… - Информационный портал

Стабильность, конкурентоспособность, прозрачность…

 

9 Февраля 2010

Стабильность, конкурентоспособность, прозрачность…

— В мае исполнится год, как вы занимаете пост ректора крупнейшего экономического вуза страны. Что было сделано за этот период?
— В первую очередь я хочу рассказать о программе международных стажировок преподавателей, осуществляемой в нашем вузе. Суть ее в том, что каждый преподаватель нашего университета обязан в течение трех-пяти лет пройти стажировку в одном из западных вузов, которая может длиться неделю, две или месяц.  Во-вторых, и это предмет нашей особой гордости, в нашем университете принята программа развития физической культуры и спорта. Мы приняли такое решение не только потому, что в прошлом году стали победителями Первой спортивной универсиады в нашем городе, но и потому, что хотим уделить особое внимание здоровью не только наших студентов, но и преподавателей. И последнее, что я хотела бы особо отметить, это то, что в нашем университете с 1 октября 2009 г. для всех преподавателей и сотрудников введено бесплатное питание. Мы считаем это очень важной социальной программой. Также ведутся переговоры о добровольном медицинском страховании для всех категорий сотрудников нашего университета. Мы уделяем повышенное внимание такой социальной составляющей, как поддержка материнства и детства. Кроме этого, для работников, которые проработали в вузе более 25 лет, у нас есть особая поощрительная программа. С прошлого года мы взяли курс на повышение заработной платы нашим преподавателям, хотя по сравнению с другими вузами Санкт-Петербурга она у нас и так достаточно высокая.  Однако мы сравниваем себя не с вузами, а с другими секторами экономики и видим, что наши кандидаты и доктора наук получают примерно такую же заработную плату, как и рядовые сотрудники в этих секторах. С нашей точки зрения, это перекос, который мы должны исправить. Только в этом учебном году мы уже два раза повысили заработную плату нашим преподавателем, и вот в апреле собираемся это сделать в третий раз.  Сегодня в нашем вузе очень многое делается для того, чтобы в первую очередь поддержать наш профессорско-преподавательский состав различными социальными программами. Мы отлично понимаем, что будущее университета лежит в области качества образовательного процесса. Поэтому данному направлению уделяется самое пристальное внимание. Мы активизируем деятельность наших преподавателей в области учебно-методических разработок. Перед каждым из них стоит задача — написать и издать учебное пособие. Многие уже являются авторами или соавторами учебников с грифом Федерального агентства по образованию РФ. Однако мы стремимся увеличить их число. Понятно, что с нас также никто не снимал задачу активизировать научную деятельность сотрудников университета через систему сбалансированных показателей. При этом мы готовим отдельную программу, которая называется «Абитуриент-2010». В ее рамках мы предлагаем нашим абитуриентам принять участие во многих проводимых в университете мероприятиях. Например, 16 декабря 2009 г. мы провели акцию под названием «ИНЖЭКОН — территория здоровья». По нашей инициативе ДК «Варшавский» посетило около 800 школьников. В настоящее время мы начинаем цикл олимпиад для абитуриентов. Недавно разработали уникальную программу «Год Франции в ИНЖЭКОНЕ». Она оказалась настолько успешной, что в буклете о нашем городе ей посвящена отдельная страничка, на которой можно найти интересную информацию как для студентов, так и для преподавателей, а также и для наших абитуриентов. Информация дана в виде викторины, и ее победители будут отправлены на неделю во Францию за счет университета. Здесь мы преследуем сразу несколько целей: образовательную, культурную, социальную и международную, так как уверены, что должны продвигать российское образование в мире. Недавно на базе МГУ проходил логистический конкурс, где наши студенты заняли первое место. Наш университет вступил в Международный логистический клуб, который создан на базе Академии народного хозяйства. За последнее время мы активизировали международную деятельность и уже в этом учебном году провели «зимнюю школу». К нам не просто приехали иностранные студенты по включенному образованию, чтобы прослушать курс лекций. В нашем университете они прошли культурологическую адаптацию. Познакомились с нашим городом, с нашей страной. Сегодня мы планируем наряду с «зимней школой» для иностранных студентов открыть еще и «летнюю».  

— У вас подписаны международные договоры с 39 университетами из 17 стран. Они все у вас в рабочем состоянии?
— Ваши сведения устарели. Сегодня у нас подписано 83 договора с различными высшими учебными заведениями мира. И все эти договоры мы стремимся наполнить конкретным содержанием. Например, в этом учебном году мы проводим «Год Франции». В феврале в нашем университете выступал вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Эдуардович  Осеевский, который прочел очень интересную, содержательную лекцию и ответил на 48 вопросов, многие из которых касались международного сотрудничества. Недавно наш университет посетила делегация из Южной Кореи. Очень хорошие отношения складываются с Китаем. Хотя и в этой области у нас не все складывается так гладко, как хотелось бы. Например, японцы отказались с нами сотрудничать, так как считают, что в экономической области им нечему у нас учиться. Однако лично я расцениваю эту позицию как предвзятую и безусловно частную. Думаю, что уже в недалеком будущем  мы будем сотрудничать и с этой страной.

— Мне очень понравилась ваша идея, связанная с «Годом Франции». В дальнейшем можно провести «Год Голландии», «Год Англии», «Год Испании» и т. д. Вы будете развивать эту идею?

— Да, обязательно. Мы планируем сделать это направление систематическим. Сегодня из всех наших зарубежных партнеров, как в рамках включенного образования, так и по линии научного туризма,  мы наиболее плотно работаем именно с Францией.     С сентября месяца мы начали очень интересную программу — подготовка бакалавров производственного менеджмента по автосборке. Выпускники по этому направлению получат двойной диплом. В Германии, в городе Вильдау, у нас есть очень хороший партнер, с которым мы и будем осуществлять этот проект. А начиналась она с очень больших трудностей. Прежде всего это касалось согласования учебных планов и рабочих программ. Сначала работа шла очень тяжело, однако мы успешно с ней справились. И в этом, надо признаться, нам очень помог нынешний Генеральный консул ФРГ в Санкт-Петербурге, которому, кстати, в марте текущего года мы вручили мантию почетного доктора СПбГИЭУ.

— В вашем университете 11 филиалов. Как вы оцениваете их качество образования?
— Сегодня у нас уже не 11, а 9 филиалов. Два из них — в Белгороде и Тихвине — закрыты. В целом их работу мы оцениваем положительно. Многочисленные проверки качества образования подтвердили достаточно стабильный и высокий уровень филиалов. Кроме того, все они совсем недавно прошли государственную аккредитацию. У нас есть очень хороший филиал в Анадыре, в котором обучается примерно 500 студентов. Всего же в нашем вузе учится около 30 тысяч студентов. И несмотря ни на что, каждый год группа преподавателей нашего университета обязательно  летает в Анадырь. Да, конечно, это сопряжено со многими трудностями. Однако мы считаем, что поддержка этого филиала на Дальнем Востоке — наша гуманитарная миссия. В городе Апатиты Мурманской области есть очень маленький филиал. Но чем он для нас интересен? Он связан с Академическим институтом экономических исследований. Многие сотрудники этого института одновременно являются и преподавателями нашего филиала. Поэтому они не только обеспечили наш филиал высококвалифицированными преподавательскими кадрами, но и интегрировали его в науку. Точно такая же ситуация сложилась и в Вологде, где филиалом руководит доктор экономических наук, профессор Владимир Александрович Ильин, который одновременно является и директором Вологодского экономического института АН РФ. Таким образом, в некоторых наших филиалах мы видим прямую интеграцию науки с высшей школой, которая на выходе дает очень хороший позитивный результат. Однако мы отдаем себе отчет в том, что сколько бы раз наши преподаватели не выезжали в филиалы, они никогда не смогут воссоздать там полностью атмосферу настоящего, большого вуза, в котором студент получает современное, качественное как профессиональное, так и гуманитарное образование. Поэтому, работая с филиалами, мы видим выход в том, чтобы привлекать ребят в рамках включенного образования к участию как «зимних», так и «летних школ». И вообще, мне нравится идея, когда на 1—2-м курсе ребята учатся в филиалах, а на последние, завершающие курсы переезжают в alma mater. Это хорощо для студентов, так как не все вчерашние школьники могут за короткий срок быстро и достаточно успешно адаптироваться в большом городе. А через два года они повзрослеют, станут более самостоятельными и им будет легче прижиться в Санкт-Петербурге. Отвечая на ваш вопрос, я хочу отметить, что в целом качество образования во всех наших филиалах нас удовлетворяет, хотя мы знаем, что и где нужно делать, чтобы его повысить.

— Ваш вуз один из немногих выдает двойные дипломы. Например, российско-германский. Не получится ли так, что вы напрямую готовите выпускников для западноевропейского рынка?
— Нет, не получится. Потому что в Европе и Америке на первом месте стоит гражданство, а уже затем качество полученного образования. Поэтому пробить эту стену даже людям, живущим в Шенгенской зоне, но в восточной ее части,  достаточно сложно, что уж тут говорить о наших соотечественниках или выходцах из стран СНГ.

— Сразу возникает вопрос, если европейский рынок труда, и в том числе немецкий, закрыт для наших специалистов, тогда зачем нужен второй диплом? Или это просто приманка для абитуриентов: красивый фантик, а конфетки нет?
— Двойной диплом выдается не для того, чтобы наши студенты уехали из страны. Он повышает конкурентоспособность наших выпускников именно на российском рынке. Сегодня в Российской Федерации работает огромное количество частных иностранных предприятий из США, Японии, Англии, Финляндии, Швеции, Испании и той же Германии. Есть много совместных предприятий. И человек, имеющий дипломом двойного образца, в том числе и немецкого, будет при приеме на работу в фирму с немецким капиталом иметь значительно больше преимуществ, чем его конкуренты. Это относится и к чисто российским фирмам, которые могут ориентироваться на немецкий рынок. Такого специалиста они примут на работу скорее, чем человека, у которого нет немецкого диплома о высшем экономическом образовании. Да и немецкие партнеры такому человеку будут доверять больше, так как он выпускник одного из немецких университетов. При этом не нужно забывать, что эти люди только начинают свою трудовую деятельность и за время их работы экономическая ситуация как в нашей стране, так и во всей Европе может не раз кардинально измениться, как это ни раз происходило на протяжении всего ХХ столетия. Поэтому двойной диплом им не помешает.

— Меня как журналиста заинтересовала в вашем вузе одна специальность: «Экономика и управление на предприятиях теле и киноиндустрии». Как давно она у вас появилась?

— Эта специальность открывается в следующем учебном году, и первый набор будет осуществлен летом 2010 года. Полагаем, желающих поступить туда учиться будет предостаточно. Если не в этом году, то уж в последующих точно. У нас есть все основания так думать. Прежде всего мы видим, что кафедра связей с общественностью и массовых коммуникаций, где будет проходить обучение данной специальности, с точки зрения профессорско-преподавательского состава имеет очень высокий потенциал. У нас есть коллектив, который уже сегодня играет значительную роль в программе «Кино России». Это программа связана со строительством молодежных центров. Сегодня по этому направлению готовят студентов только во ВГИКе и в Санкт-Петербургском  университете кино и телевидения. Но там студенты изучают социокультурный сервис, а у нас главную роль будет играть экономическая составляющая. Поэтому наша основная задача состоит в том, чтобы готовить продюсеров, управленцев и менеджеров в области кино и телевидения, которые прежде всего будут экономистами. В первую очередь мы должны научить этих специалистов управлять денежными потоками в этой сфере. На первом месте в нашем университете стоят не творческие задачи, как во ВГИКе или Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, а самые прозаические — экономические, управленческие и финансовые. Но в современном мире все хорошо понимают, что именно они являются основой любого кино и телевидения. Без экономики невозможен никакой творческий процесс. Если вы сегодня посмотрите на динамику государственного финансирования фильмов, то сразу поймете, что мы все делаем правильно,  так как частная составляющая в этом направлении увеличивается с каждым годом. Даже если представить, что наш выпускник по этой специальности не найдет себе применения на кинорынке, он обязательно будет востребован в любой крупной или средней корпорации, которая будет заинтересована в продвижении свой продукции, а без медийной составляющей сегодня сделать это практически невозможно. При этом, заметьте, в последнее время на кинофестивалях побеждают, как правило, малобюджетные фильмы. Из этого можно сделать вывод, что сегодня любой творческий коллектив может получить мировое признание.  А если учесть ауру нашего города, его возможности, то с полной уверенностью можно утверждать, что даже если в этом году в каждом вузе откроют такую специальность, все выпускники будут трудоустроены в этом секторе экономики. Никто не сомневается, что у современного медиарынка  большое будущее. Согласитесь, то количество фильмов и программ, которые сегодня выпускаются в нашей стране, абсолютно не соответствуют нашему потенциалу. Хочу еще добавить, что университет имеет одну из самых лучших видеолабораторий в России. Наши студенты постоянно самостоятельно создают  видеопродукцию. Скоро мы запускаем телепроект, в котором  каждая студенческая группа нашего университета снимет ролик о себе, а затем выставит его на конкурс. Лучшие работы будут премированы. Сегодня высокие технологии достигли такого уровня, что сделать это уже по плечу любой группе. За университетским образованием наше будущее, и если мы потеряем его, мы утратим и свою самобытность, и свою историю, и, наконец, свою страну.   

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~UqvDe