Необходимо восстановить статус медали выпускника школы - Информационный портал

Необходимо восстановить статус медали выпускника школы

 

21 Октября 2010

Необходимо восстановить статус медали выпускника школы

— Владимир Викторович,  что сегодня происходит в системе образования?  
— Будущее определяется тем, какую систему образования мы создадим сегодня. Во многих странах образование рассматривается как главный фактор социального и экономического прогресса. В современном мире соревнование в экономической области — это прежде всего соревнование в области науки и техники, а последнее предопределяется подготовкой граждан в системе образования.

В настоящее время происходят принципиальные изменения в структуре образования. Эти процессы объективны, так как предопределены внешними условиями. Система образования так или иначе будет вынуждена к ним приспосабливаться. Тот народ, который сумеет наиболее  полно, быстро и насколько возможно совершенно овладеть новым открывающимся в человеческой жизни знанием, чтобы совершенно развить и приложить его к своей жизни, получит ту мощь, достижения которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики. Еще в начале ХХ века эти мысли высказал великий Вернадский, и мы видим, что с каждым годом их актуальность только возрастает.

— С вашей точки зрения, почему сегодня у школьников падает интерес к физике, химии, математике?
— Потому, что это сложно. Потому, что преподаватели не могут пробудить интерес к инженерным наукам. Математика и физика как точные науки требуют усилий при изучении, малейшая трудность  снижает  интерес и мотивацию школьника или студента.
А мы еще и препоны ставим. При высоком конкурсе абитуриентов вузы  были настроены на отбор школьников, у которых уровень знаний существенно выше, чем средний по школе. Ситуация резко изменилась, и подобная позиция вуза не способствует интересу школьников к фундаментальным наукам.

В условиях спада конкурса в вузах следует пересмотреть взаимодействие школы и вуза при передаче абитуриента. Нет смысла говорить о разрыве уровня знаний, нет необходимости ориентироваться исключительно на гениев. Воспитывать и обучать следует реальную молодежь. Решая эту конкретную задачу, необходимо обеспечивать экономику страны трудовыми ресурсами, закладывать основы знаний как фундамент процветания следующих поколений.

Олимпиада — особый инструмент повышения интереса школьников к предмету, это внедрение элемента соревновательности в обучение, мотивация личности через фактор победы над сверстниками. К сожалению, олимпиада школьников в настоящее время рассматривается главным образом как инструмент альтернативного поступления в вуз. Это важно, но олимпиада должна быть эффективным инструментом выявления лучших и ее следует проводить во всех классах школы, а не только в выпускных.  Олимпиады  как система должны выявлять лучших и содействовать развитию навыков решения новых сложных задач.
ЕГЭ — это уже реальность на ближайшие годы. Он вполне успешно применяется как универсальный измерительный инструмент. Но не следует считать, что ЕГЭ отвечает всем  требованиям среднего образования. У него есть своя конкретная область применения. В условиях  невысокого конкурса среди абитуриентов ЕГЭ позволяет выбирать предпочтительных абитуриентов для поступления в вуз. Причем процедура отбора достаточно понятная и простая.

В настоящее время в системе высшего образования происходят системные изменения, тенденция которых безусловно положительная. Двухуровневая система из бакалавриата и магистратуры повышает гибкость образовательного процесса: универсальность на первых этапах и специализацию на завершающем этапе. Вузам предоставляется  большая свобода в  выборе содержания образования.

Отмеченные изменения происходят одновременно с переходом на новые профессиональную номенклатуру и типы стандартов, с введением статуса ведущих вузов и  подготовкой закона о бессрочном лицензировании.

— В чем заключается сегодняшняя концепция развития Санкт-Петербургского государственного политехнического университета?
— Концепция развития СПбГПУ заключается в следующем:
— развитие системы образования по «политехнической» модели;
— переход от сохранения к развитию научно-технического потенциала высшего учебного заведения;
— установление качественно новой взаимосвязи науки и образования с производством в новых социально-экономических условиях.
Эта концепция опирается на национальную доктрину образования и является составной частью государственной научно-технической политики Российской Федерации.

— А что вы скажете о качестве современного образования в высшей школе?
    — О качестве образования сегодня говорят все. Однако понятие это комплексное. Внутри вуза можно оценить качество учебника, качество лекции, учебно-методического материала или технологии обучения. Но качество подготовки выпускника в полной мере оценивает потребитель — предприятие, его руководитель, коллеги по работе. Насколько активно молодой специалист включился в деятельность фирмы, насколько профессионально он выполняет свои обязанности, насколько инициативен и способен к саморазвитию, потребовалось ли его дополнительное обучение. Если руководитель предприятия обращается к ректору за выпускниками вуза, если он готов вкладываться в развитие  лабораторий вуза, оплачивать обучение, то это главный признак высокого качества подготовки выпускников.

— Какие  факторы могут способствовать достижению высокого качества подготовки выпускника?
— Это прежде всего специальный и педагогический профессионализм преподавателей; наличие развивающейся и доброжелательной научной школы; тесный контакт вуза с предприятиями, своими выпускниками; достаточный начальный уровень абитуриента; мотивация студента в процессе обучения; полноценная производственная практика; современное техническое обеспечение учебных лабораторий; актуальность учебного материала на лекциях и практических занятиях; комфортные условия обучения. Особо выделю преподавательский и учебно-вспомогательный персонал, ведь главным образом от его мастерства, самоотдачи, человечности зависит качество подготовки специалистов. Хороший студент стремится быть похожим на своего талантливого учителя. Политехнический университет в настоящее время вкладывает значительные средства в развитие учебно-научных лабораторий, инфраструктуру вуза, устанавливает партнерские отношения с ведущими предприятиями города и Северо-Запада, переносит часть образовательного процесса в лаборатории научных институтов, на предприятия, содействует трудоустройству выпускников, развивает целевую подготовку специалистов.

Вуз реализует совокупность мер, которые позволяют студентам реализовать весь свой творческий и интеллектуальный  потенциал.

— Что вы вкладываете в понятие «современный исследовательский университет»? 
— Исследовательский университет — это современная форма интеграции образования и науки, которая хорошо зарекомендовала себя за рубежом.  Такие университеты пользуются наибольшей поддержкой из бюджета федерального правительства для проведения научной и образовательной деятельности. Подготовка специалистов наивысшей квалификации также сосредоточена в исследовательских университетах. Они имеют большее число студентов, обучающихся по магистерским программам, в них наиболее оптимальное соотношение между численностью преподавателей и студентов.

Для исследовательских университетов характерны  очень прочные связи с промышленностью.
Они активно участвуют в дополнительном послевузовском образовании, предлагают многоуровневые программы повышения квалификации и переподготовки. В отличие от узкопрофильных учебных заведений университеты имеют возможность реализации разнообразных программ, основывающихся на междисциплинарном подходе.
Для исследовательских университетов характерна множественность источников финансирования: федеральный и местный бюджеты, гранты, благотворительные и попечительскиие фонды, бизнес, доходы от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности.

Современные исследовательские университеты  — это крупные экономические субъекты, обладающие большой самостоятельностью. Они стали равноправными партнерами бизнеса в интеграции науки, образования и производства, а порой выполняют в регионах роль ведущего, основного интегратора.
Вокруг университетов создаются исследовательские парки как форма интегрированного развития науки, образования и бизнеса. Суть концепции исследовательского парка состоит в создании особой инфраструктуры, обеспечивающей связь исследовательского центра и бизнеса, порождающей и поддерживающей на стартовом этапе малые высокотехнологичные предприятия.

— В чем особенность современных требований к инженеру?
— Это особый труд. Его содержание существенно изменилось за прошедшие 20 лет, меняется оно и сегодня.
Инженер как разработчик новой техники использует знания из различных областей.  Технический прогресс развивается за счет  интеграции знаний разных наук. Это понимание процессов, происходящих в обществе, науке и технике, умение оценивать взаимосвязь процессов и строить цепочки причинных связей в прошлых и будущих явлениях. Системность взглядов  реализуется через способности строить достоверные математические модели, оптимизировать параметры принимаемых решений, разрабатывать алгоритмы стратегических решений, а также через способность находить разумный компромисс между различными противоречивыми требованиями. Системность взглядов инженера это целостное знание ключевых научно-технических достижений и роли отдельных производств в системе научно-технического развития человечества.

Настоящий ученый не тот, кто много знает, а тот, кто создает новые знания. Все известные вузы мира гордятся прежде всего авторскими дисциплинами и авторскими школами своих ведущих профессоров. Образование — это фундамент страны, и высшая школа важнейшая его составляющая. Судьба предопределяет всего лишь половину наших действий, другой половиной она предоставляет право управлять нам.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~cC0Sm


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время