«…Все наши специальности обязательно связаны с окружающей средой» - Информационный портал

«…Все наши специальности обязательно связаны с окружающей средой»

 

21 Октября 2010

«…Все наши специальности обязательно связаны с окружающей средой»

— В этом году исполняется 80 лет со дня основания вашего вуза. Расскажите, пожалуйста, о его истории.
— В конце двадцатых годов прошлого века наша страна взяла курс на коллективизацию и индустриализацию народного хозяйства. Освоение северного морского пути, строительство гидроэлек-тростанций, развитие рыболовства и морского транспорта чрезвычайно повысили требования к метеорологическим данным и остро поставили вопрос о расширении гидрометеорологических и океанологических исследований. Осуществление этого проекта было невозможно без квалифицированного гидрометеорологического обеспечения. Поэтому именно в это время родилась идея о создании специального высшего учебного заведения, которое бы готовило специалистов-гидрометеорологов. В 1930 году на базе геофизического отделения физического факультета МГУ был создан Московский гидрометеорологический институт, который после войны перевели в Ленинград и переименовали в Ленинградский гидроме-теорологический институт (ЛГМИ). Случилось это потому, что во время Великой Отечественной войны институт эвакуировали в Ленинабад, подчинили Министерству обороны и назвали Высшим военным гидрометеорологическим институтом Красной армии. Он начал подготовку офицеров-метеорологов для потребностей военно-воздушных сил и артиллерии, офицеров-океанологов — для нужд Военно-морского флота, офицеров-гидрологов — для инженерных войск. Многие наши выпускники во время войны обслуживали и Дорогу жизни на Ладожском озере. В 1944 году вуз вернулся в Москву, но уже  в 1945 оказался в Ленинграде. На протяжении всей нашей истории мы самым тесным образом сотрудничали с различными военными учреждениями, а также с Министерством обороны.

—А почему для вашего размещения был выбран именно Ленинград?            
— Этот город всегда был, да и сейчас является центром, гидрометеорологической столицей России. Именно в нашем городе сосредоточены все главные гидрометеорологические институты Российской Федерации. Например, Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», Государственный гидрологический институт, Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова, филиал Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова, Санкт-Петербургское отделение Государственного океанографического института (СПО ГУ «ГОИН») и многие другие научно-исследовательские институты и научные центры данного профиля. Поэтому неудивительно, что наши выпускники работают в этих научных учреждениях, а мы поддерживаем с ними самые тесные связи.   
Наш институт стал первым в мире высшим учебным заведением гидрометеорологического профиля. За 80-летнее существование он выпустил свыше 25 000 специалистов, а на посту ректора сменилось 11 человек. В 1994 году вузу был придан статус Регионального метеорологического учебного центра ВМО, а в 1998 году он получил статус университета (РГГМУ).

— Ваш вуз небольшой, но говорят, что в относительных величинах на одного вашего сотрудника в научно-исследовательском плане приходится наибольший объем финансирования в нашем городе.
— Да, это действительно так. Мы еще не закончили этот календарный год, а уже освоили 140 миллионов рублей. На одного пре-подавателя у нас приходится 560 тысяч рублей.  Таким образом, университетский критерий у нас перекрывается в 100 раз. Однако у меня как ректора есть некоторая неудовлетворенность. Денежные средства в университете распределяются неравномерно. Есть некие точки роста, но есть и «болото». Там, где точки роста, там хорошая зарплата. Многие наши сотрудники получают 100 тысяч рублей и более, а некоторые только бюджетную зарплату. Сегодня многое зависит от самих людей.    

— Как строится сегодня политика университета в области качества?  
— Наш университет отдает предпочтение инновационному подходу и эффективной реализации ключевых мероприятий во всех сферах деятельности. В основе непрерывного улучшения качества образовательного процесса в РГГМУ лежит развитие системы внутренних и внешних взаимосвязей, охватывающей всех участников — от студентов и сотрудников вуза до органов управления образованием федерального уровня и общественности. Руководство университета очень плодотворно работает в этом направлении. Мы приводим  качество предоставляемых образовательных услуг в соответствие требованиям заинтересованных сторон на основе проведения систематического анализа результатов деятельности и оцен-ки потенциальных возможностей университета. Наряду с укреплением существующих форм управления вузом мы внедряем современные эффективные формы управления университетом, поддерживаем инициативы сотрудников университета в работе над улучшением качества образования и управления, создаем условия, стимулирующие качественную работу коллектива вуза.    

Руководство университета гарантирует своим сотрудникам поддержку в реализации этой политики и обеспечение ее соответствующими ресурсами. Политика в области качества одобрена на всех уровнях управления университетом и является основным стратегическим ориентиром для руководства Российского государственного гидрометеорологического университета. Отмечу, что недавно университет получил сертификаты соответствия системы менеджмента качества требованиям российских  и международных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ISO серии 9001. Получение сертификатов вывело РГГМУ на качественно новый уровень — лучшие университеты мира сертифицированы по системе требований ISO, ко всему прочему, это является дополнительным подтверждением инновационной модели управления университетом и конкурентоспособности вуза не только на национальном, но и на международном уровне.

— Какие стратегические цели и приоритетные задачи стоят перед вашим университетом?
— Главной стратегической целью нашего университета является создание модифицированной системы, соответствующей модели Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA). Что же касается приоритетных задач, то они также подчинены  совершенствованию нашей политики в соответствии со стра-тегической программой развития вуза на период с 2006 по 2010 год. В частности, это повышение эффективности системы утверждения, оценки и пересмотра образовательных программ; использование информационных технологий для оценки и анализа основных сфер деятельности университета; внедрение инновационных подходов в систему оценки уровня знаний студентов; совершенствование механизма и критериев оценки компетентности преподавателей; формирование программ участия студентов в управлении вузом, а также  информирование общественности о количестве и качестве реализуемых программ и квалификаций.                

— В 1998 году вы стали университетом. Какие изменения произошли с тех пор в вашем вузе?  
— Раньше у нас было три основных факультета: метеорологический, гидрологический и океанологический. За последние десять лет мы открыли такие новые направления, как экология и физика природной среды. А экономический и социально-гуманитарный факультет начал  осуществлять подготовку специалистов экономического профиля и по связям с общественностью. Факультет занимается подготовкой специалистов в экономических и социально-гуманитарных областях знаний, организацией преподавания дисциплин гуманитарно-социально-экономического блока на всех остальных факультетах. Обеспечивает послевузовскую  научную подготовку кадров в аспирантуре и проводит фундаментальные и прикладные научные исследования в экономических, социальных и гуманитарных областях знаний. Большое внимание в последнее время мы стали уделять информационным системам и информационной безопасности. При этом все наши новые направления и специальности обязательно связаны с окружающей средой. Если это коммуникационные сети, то непременно гидрометеорологические. Все хорошо понимают: чтобы сделать правильный прогноз, необходимо собрать и проанализировать огромный объем информации.

— Согласно «Программе 2020», перед российскими вузами стоит задача  за десять лет увеличить долю иностранных студентов до 5% от общего числа учащихся. Сегодня в вашем университете их уже 12%. Как вам удалось добиться таких результатов?
— Гидрометеорологическая наука интернациональна как никакая другая. Для того чтобы прогнозировать погоду в Петербурге, нужно знать, какая была погода в Лондоне на прошлой неделе. Невозможно прогнозировать погоду, зная ее только в одной точке. Необходимо знать, какова она всему земному шару. Еще 150 лет назад, когда изобрели телеграф, первые телеграммы были метеорологическими. Метеорологи всего мира всегда имели между собой самые тесные контакты, иначе невозможно прогнозировать погоду. При этом информацию нужно не только получать, но и унифицировать. Иначе метеорологи из различных стран не смогут ее обработать. А для этого нужно встречаться, общаться и разрабатывать совместные программы и проекты. Такая международная интеграция началась очень давно и продолжается до сегодняшнего дня. В мире существует Всемирная метеорологическая организация, которая объединяет 200 государств. Все страны, входящие в ВМО, постоянно обмениваются информацией.

Стоит учитывать, что подготовка метеоролога или гидролога — один из самых дорогих видов образования. Для этого необходимо дорогое и самое современное оборудование, включая спутники и коммуникационные средства. При этом в мире существует много маленьких государств, которым такая подготовка специалистов просто не по карману. Они не могут содержать специализирован-ный университет, который занимался бы только гидрометеорологией. Поэтому ВМО пришлось создавать региональные учебные центры. Сегодня в мире существует около 15 таких центров. Именно они взялись за подготовку метеорологов. Например, наш университет — это Региональный учебный центр ВМО для подготовки спе-циалистов для России, государств СНГ, Восточной и Центральной Европы, а также стран Азии и Африки. По причине того, что в нашем центре молодые люди имеют возможность получить качест-венное образование, многие приезжают к нам и из других регионов, например из Латинской Америки. Сегодня в нашем университете учатся представители 60 стран. Хотя в общей сложности наши вы-пускники работают более чем в 100 государствах. Поэтому неудивительно, что практически на всех международных конференциях в области метеорологии вторым рабочим языком, как правило, является русский. Приятно наблюдать, когда, например, китаец говорит с представителем Африки на русском языке. Среди наших выпускников есть и руководители национальных метеорологических служб. Да и в Санкт-Петербурге практически все гидрометеорологические учреждения возглавляют наши выпускники.

— По каким научным направлениям работает ваш университет сегодня?
— По многим. Прежде всего это касается исследования атмосферных процессов и явлений, оценки изменений климата под влиянием естественных и антропогенных факторов в интересах обеспечения народного хозяйства и охраны окружающей среды. Мы проводим теоретические и экспериментальные исследования гидрофизических, гидрохимических и гидробиологических процессов в морях и прибрежных зонах. Изучаем динамику водных ресурсов и качество вод в условиях естественного развития гидрометеорологических процессов с целью создания системы наиболее рационального использования и охраны поверхностных вод суши. Занимаемся охраной окружающей среды, мониторингом, моделированием возникновения и развития природных и техногенных процессов на водных объектах и в атмосфере. Создаем диагностические и прогностические модели развития природных и техногенных катастрофических ситуаций на водных объектах и в приземном слое атмосферы, многосенсорные геоинформационные системы дистанционного мониторинга окружающей среды. В сфере наших интересов технологии сбора, обработки, преобразования и моделирования геоинформации, информационная безопасность в геоинформационных системах, экономика и управление народным хозяйством, управление инновациями с учетом природных факторов, экономика природопользования. Мы исследуем текстовые лексикограмматические и семантикосинтаксические особенности подъязыка гидрометеорологии, особенности научной, информационной и официально-деловой речи. Изучаем системы комплексного управления прибрежными зонами морей России, устойчивого социально-экономического развития прибрежных территорий, рационального использования природных ресурсов. Вот те немногие из научных направлений, по которым работает наш университет сегодня.

— Как вы относитесь к ажиотажу вокруг изменения климата и повышения среднегодовой температуры на планете?
— Односложно ответить на этот вопрос нельзя. То, что среднегодовая температура повышается, — это очевидно. Но на протяжении всей истории планеты наш климат изменялся. В природе вообще нет ни одного явления, которое было бы постоянным. Изменяется всё. Возьмем, например, полюса — Южный и Северный. Их магнит-ные поля дрейфуют на несколько десятков километров в год.  Смена времен года, смена дня и ночи — всё это влияет на климат. Тысячу лет назад в Северной Европе было намного теплее, чем сегодня. Этот временной отрезок мы называем периодом климатического оптимума. Из истории мы знаем, что в этот период викинги путешествовали где угодно, а Гренландия была зеленой страной. Современные ученые находят в Арктике следы растений, которые сегодня мы называем тропическими. В Средние века начался Малый ледниковый период. Это хорошо видно на картинах малых голландцев — замерзшие каналы, снежные берега Северного моря… Сейчас такого ландшафта в Голландии вы практически не увидите.  Малый ледниковый период сменился новым потеплением. И этот период продолжается уже 120—130 лет. Но это развитие не поступательно-монотонное. Если его изобразить на графике, то зависимость будет иметь пилообразную конфигурацию. Если взять сред-негодовые температуры за 130 лет, то тенденцию потепления климата заметить будет практически невозможно: то тепло, то холодно. А постоянные научные наблюдения в нашем распоряжении имеются только лишь за последние 130 лет. Однако специальная обработка полученных данных позволяет нам всё же сделать выводы, что среднегодовая температура на планете повышается, хотя и незначительно. При этом диагностировать намного легче, чем прогнозировать. Поэтому ученый мир разделился на два лагеря. Представителей первого можно назвать алармистами, антропогенщиками, представители второго считают, что изменения в климате определяются космогеофизическими факторами.

Итак, почему первые уверены, что в потеплении виноват человек? Да потому, что следствием научно-технической революции стали выбросы в атмосферу парниковых газов. А парниковый газ — это одеяло для Земли. Поэтому на планете и стало теплее. Однако есть и другая теория. Если становится теплее, то большая часть те-пла сосредоточена в океане. Если океан чуть-чуть подогреть, то из него начинает выделяться парниковый газ. Возникает вопрос, что первично — теплеет и возникает парниковый газ или всё происходит строго наоборот. Вторая группа ученых считает, что климатические изменения на планете — это результат солнечной активности. Если вас интересует моя точка зрения, то я придерживаюсь космогеофизической концепции. Климат менялся постоянно, и почему наше время должно иметь какой-то эксклюзивный характер?

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6N8cf


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время