Из воспоминаний профессора - Информационный портал

Из воспоминаний профессора

 

28 Сентября 2010

Из воспоминаний профессора

Встречи с профессором Валерием Александровичем Извозчиковым всегда интересны, познавательны и трогательны. Особенно если они проходят в теплой домашней обстановке. На одной из таких встреч за чашкой чая  состоялась беседа со студентами  психолого-педагогического факультета Д. Фоменко, О. Попович и С. Майстренко.

— Недавно, — рассказывает Валерий Александрович, — меня моя внучка спросила: «Скольких ты немцев убил, деда?» Я говорю: «Мне очень повезло, я ни одного немца не убил, не стрелял, и в меня не стрелял никто». Я встретил войну, или она меня настигла, ровно за десять дней до моего 18-летия. Но это была еще не Великая Отечественная, а финская. Сталин тогда издал указ о призыве в армию выпускников десятых классов. А школу я окончил отлично, что давало мне определенные льготы при поступлении в вуз то есть без экзаменов. Тогда я подал документы в Военно-медицинскую академию, и меня туда сразу зачисли. Но мне там не понравилось: я решил, что не хочу всю жизнь быть военным, и забрал документы. В этом состояло, так сказать, мое первое везение, потому что все ребята с курса, на котором я должен был учиться, во время эвакуации, еще в начале Великой Отечественной погибли в водах Ладожского озера. Их имена сегодня запечатлены на памятнике «Разорванное кольцо». Как ни  грустно это говорить, но мне повезло... Однако тогда моему стремлению учиться все равно не суждено было сбыться. Я поступил учиться в Гидрографический институт Главсевморпути (кто не мечтал в те годы о Севере!), но учиться  пришлось всего лишь месяц. 30 ноября 1939 года меня отправили на фронт. За час до отбытия поезда меня отпустили попрощаться с родными. Тогда я видел отца в последний раз.  В первую ночь нас отвезли в какие-то землянки и приказали отсыпаться. Тут начинается мое второе везение, всю ночь я не мог заснуть и бродил по землянке, это меня и спасло. На улице был сильный мороз, я отморозил себе всего лишь пару пальцев, а многие проснулись в ужасном состоянии, и их сразу отправили в госпиталь. И только после этого  вышел приказ выдать нам ушанки, валенки и рукавицы.

Затем меня как имеющего среднее образование, что встречалось в те годы не столь часто, направили на учебу в военное училище связи имени Ленсовета. Такой вот крутой поворот судьбы.

22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной,  В. А. Извозчиков был на стажировке во 2-м полку связи (на Карельском перешейке). Там он впервые увидел в небе вражеские самолеты.  Начались бомбежки. Это было похоже на ад. Военные дежурства ПВО продолжались вплоть до августа.

 Через месяц с небольшим состоялся выпуск. Лейтенанта Извозчикова направили в Воронежскую школу радиоспециалистов (всего таких школ было 4 на всю страну).  Город Воронеж Валерию Александровичу тогда очень понравился: солнечный, зеленый, хотя в его представлении такие городки были российским захолустьем. Готовили там радистов для армии и партизанских отрядов. Когда линия фронта приблизилась к городу, школу эвакуировали в Новосибирск.

Как вспоминает Валерий Александрович, работать с курсантами было непросто, потому что большинство из них было с 2—3 классами образования, а то и вовсе неграмотные. Все приходилось начинать с азов. Но учились ребята самоотверженно, так же как потом воевали. К сожалению, многие выпускники погибли на фронтах Великой Отечественной.
— После этой школы меня отправили на курсы усовершенствования мастерства в Киев, а потом перевели в погранвойска. И я был начальником центра погранвойск на Тихом океане, во Владивостоке. Отвечал за радиосвязь с Камчаткой,  Мукденом,  Порт-Артуром, который мы тогда отбили у японцев. В первые дни войны с Японией, когда в военных действиях участвовали только пограничники, причем весьма успешно,  я с ними держал связь.
В 1945 году В. А. Извозчиков был назначен начальником радиоцентра погранвойск Приморского округа.

— В 1945 году меня перевели  в Ленинград, где находились мама с братом. Я был назначен начальником приемного радиоцентра Ленинградского пограничного округа. В этот период у нас было много нарушений эстонской границы шведскими катерами. Управление часто направляло нас на дежурство по охране границы. Были у нас и боевые действия, но более локального характера: разгромить каких-то переброшенных сюда агентов. Погранвойска сначала относились к НКВД, к КГБ, а потом к НГБ.

С 1948 по 1953 год  В.А. Извозчиков вновь преподавал спецпредметы, но уже в морской пограншколе.

В 1953 году, после смерти Сталина, численность погранвойск решено было сократить. В. А. Извозчикову предложили продолжить службу на Дальнем Востоке начальником цикла пограншколы. Он же решил подать в отставку очень уж хотелось реализовать мечту своей юности и получить наконец высшее образование.

Однако все нужно было начинать заново. Согласитесь, это непросто. Тем более когда ты разменял четвертый десяток, а  на руках  семья.

Однако и этот рубеж был пройден. Вопрос «кем быть?» перед Валерием Александровичем уже не стоял. Конечно, преподавателем. (Хотя, как он сам признался в разговоре, после окончания общеобразовательной школы он готов был быть кем угодно, только не преподавателем!)

Но, как говорится, человек предполагает... В 1953 году он видел себя преподавателем и никем иным. Однако для работы в школе или вузе необходимо было получить высшее образование. Казалось, самой судьбой ему было суждено попасть в ЛГПИ им. А. И. Герцена. (Вначале он собирался поступать в институт им. Бонч-Бруевича, но смутил слишком долгий (6 лет) срок обучения, а в пединституте им. М. И. Покровского  отставного военного встретили не слишком неприветливо...)

Все годы учился отлично, поэтому по окончании института ему предложили поступить в аспирантуру по специальности «Физика полупроводников и диэлектриков». В работе над кандидатской диссертацией В. А. Извозчикову очень помог А. Н. Теренин, работавший в те годы в ГОИ им. С. И. Вавилова. Общение с ним способствовало развитию собственного стиля научного мышления, определению направления исследовательской работы.
Вначале, как рассказывает Валерий Александрович, он занимался ультразвуком. Собрал даже маленький ультразвуковой кварцевый генератор. А потом неожиданно, как это часто бывает,  увлекся работой с окислами свинца.

Время шло. Появились не только новые идеи, но и новые сотрудники и ученики. Им было подготовлено 56 кандидатов и 10 докторов  наук. Аспирантами В. А. Извозчикова был и нынешний ректор РГПУ им. А. И. Герцена Г. А. Бордовский.
Научную работу Валерий Александрович всегда сочетал с методической и административно-организаторской деятельностью.

В 1962–1969 годах он заместитель декана и декан факультета физики. С 1976 по 1990 год
В. А. Извозчиков заведует кафедрой методики преподавания физики, кафедрой педагогики высшей школы. А с 1991 по 1997 год он профессор кафедры информационных технологий в образовании, с 1997 года — профессор кафедры  информационных и коммуникационных  технологий. На момент встречи Валерий Александрович  еще и консультировал аспирантов, приезжал на кафедру, редактировал научные статьи.

В течение 20 лет В. А. Извозчиков был членом Научно-методического совета Министерства просвещения СССР, а также членом комиссии по физике при Министерстве просвещения РСФСР, председателем комиссии по методике преподавания физики педвузов Северо-Западной зоны и Волго-Вятского района, других комиссий и секций АН и АПН СССР, Дома ученых в Лесном. Он также заслуженный деятель науки, лауреат конкурса «Выдающиеся ученые России» (1994),  действительный член Академии информатизации образования, действительный член Санкт-Петербургской академии истории  науки и техники.
«Поскольку я человек любознательный, — признается Валерий Александрович, — всегда любил новое, то и решил вплотную заняться заинтересовавшими меня проблемами интеграции физики и философии с дидактическими принципами педагогики и методики. Хотя сейчас иногда и жаль, что переключился на эту проблематику полностью».

Как бы там ни было, работы В. А. Извозчикова как в сфере полупроводниковой оптоэлектроники, так и методики преподавания физики получили широкое международное признание.  В последние годы В. А. Извозчиков активно занимался разработкой дидактических основ и методологии информационных компьютерных технологий обучения.
Исследования в этой области закономерно привели Валерия Александровича к изучению проблем информационного общества и формирования ионосферы Земли.
Как считает В. А. Извозчиков, «Земля — это живое существо, к которому надо относиться бережно и чутко». Люди же, забывая зачастую о том, что сами являются порождением Земли, бездумно расточают ее богатства, уничтожая все живое и неживое, уродуя Землю. В конечном же итоге эгоцентризм человека оборачивается против него самого. Примеров тому множество: это последствия и ядерных взрывов, и неправильной выработки месторождений полезных ископаемых, и химизации сельского хозяйства, и т. д.

На вопрос о том, каким, по его мнению, должен быть настоящий учитель, он ответил так: «Сухомлинский говорил, что в учебно-воспитательном процессе учителя должно быть три компонента — наука, искусство и мастерство. Я считаю, что учитель должен быть и ученым, и оратором, и артистом, должен уметь предвидеть происходящее...преподаватель должен быть “айсбергом”, девять десятых знаний которого — в глубине...» Таким преподавателем можно с полным правом назвать и Валерия Александровича Извозчикова, участника Великой Отечественной войны, награжденного правительственными наградами, известного ученого, преподавателя, широко образованного и просто очень интересного человека.

Статья подготовлена директором музея РГПУ им. А. И. Герцена Е. М. Колосовой  на основе материалов, опубликованных  в газете РГПУ им. А. И. Герцена  «Педагогические вести» (ранее «Советский учитель») за разные годы, и личной встречи В. А. Извозчикова  со студентами психолого-педагогического факультета.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9LoUx


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время