Больше самоотдачи — выше результат - Информационный портал

Больше самоотдачи — выше результат

 

28 Сентября 2010

Больше самоотдачи — выше результат

— Михаил Юрьевич, вас уже во второй раз избирают ректором университета. Как вы считате, в чем причина вашего успеха?

— 27 мая 2010 года коллективом вуза было принято взвешенное, осознанное решение, в правильности которого мало кто может усомниться. Предвыборная работа претендентов на должность ректора, кандидатуры которых в установленном порядке были зарегистрированы еще в октябре 2009 года, интенсивно велась ими без малого восемь месяцев. Думается, за это время избиратели хорошо взвесили все «за» и «против» по каждому кандидату. Безусловно, я горжусь тем, что за предыдущий ректорский срок не утратил доверие коллектива, потому и был вновь избран абсолютным большинством голосов.

— Что вам удалось сделать за предыдущий срок вашего ректорства?
— В ноябре 2004 года Академия гражданской авиации была преобразована в университет. Несмотря на происшедшее в 2005 году ужесточение аккредитационных показателей, в 2008 по результатам комплексной проверки комиссией Рособрнадзора статус университета был подтвержден.

В условиях начавшейся модернизации высшего профессионального образования удалось не только сохранить базовое для университета направление образовательной деятельности «Аэронавигация», но и открыть новое направление образовательной деятельности «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов».

В продолжение этой работы на конкурсной основе были разработаны и представлены проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. По направлению «Аэронавигация» стандарты зарегистрированы в Минюсте России и утверждены Министерством образования и науки. По направлению «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» стандарты прошли экспертизу и находятся и на утверждении в Министерстве образования и науки.

Одновременно предприняты меры по сохранению специалитета. Утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №1136 перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования включает специальность 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».

На сегодняшний день все эти задачи, связанные с формированием направлений образовательной деятельности и созданием стандартов третьего поколения, в университете решены. Но приоритетной остается задача разработки основных образовательных программ.

В условиях начинающегося демографического спада университет обеспечил устойчивый набор студентов. В течение 2005—2009 г.г. план набора студентов для обучения за счет средств федерального бюджета выполнялся в полном объеме. Более того, могу сказать, что по данным городской приемной комиссии вуз стабильно занимал почетное место в десятке лучших вузов города по конкурсу абитуриентов. В практику работы вуза прочно вошла система целевой контрактной подготовки.

Университет сосредоточивает свое внимание на летной направленности. В этой связи стоит отметить, что прием на обучение по программам первоначальной подготовки пилотов коммерческой авиации вырос с 19 человек в 2005 г. до 100 человек в 2009 г. В университете сформирована летная служба, состоящая из 42 человек летного состава, 25 из которых пилоты-инструкторы. В 2009 приобретены и введены в эксплуатацию 10 учебных самолетов Як-18Т и комплексный тренажер пилота Як-18Т. Кроме того, завершается поставка 12 самолетов Cessna-172S и пяти тренажеров. Создан и эффективно работает летный центр первоначальной подготовки студентов университета в авиапредприятии «Северсталь». В нем вуз первым в РФ организовал подготовку на базе эксплуатационного предприятия.
Не на словах, а на деле стал внедряться принцип опережающего развития материально-технической базы учебного процесса. С этой целью произведены модернизация и переоснащение учебно-лабораторной базы университета, а на выпускающих кафедрах введены в эксплуатацию компьютерные классы и лаборатории с заменой оборудования. Введены в эксплуатацию класс авиационной безопасности и компьютерные классы для теоретической подготовки летного и диспетчерского персонала. Не без удовлетворения отмечу, что для повышеня эффективности учебного процесса, нами были приобретены,
установлены и внедрены:

— диспетчерские тренажеры современных АС УВД «СИНТЕЗ-Т» и «Альфа-3»;
— модули диспетчерских тренажеров океанических центров ОВД на базе технологий CNC/ATM, диспетчерских пунктов «Вышка» с визуализацией на проекторах и органов УВД по планированию воздушного движения;
—  навигационные процедурные тренажеры;
— оборудование «Центра контроля качества работы радиотехнических средств», которое, по мнению западных специалистов, отвечает самым современным требованиям.
— организован и эффективно функционирует центр летной подготовки  авиационного персонала для современных типов иностранных воздушных судов (ВС), который сертифицирован по направлениям:
— произведена переподготовка и повышение квалификации членов летных экипажей (воздушных судов) ВС «Boeing-737»;
— организована подготовка и повышение квалификации инструкторов – членов летных экипажей ВС «Boeing-737».

В нашем центре прошли обучение более 400 пилотов российских авиакомпаний. Программы переподготовки и повышения квалификации летного персонала разработаны специалистами университета в соответствии с международными требованиями JAR FCL-1, фирмы Boeing и нормативных документов полномочного органа в области гражданской авиации Российской Федерации.

Кроме того, сегодня в центре установлены компьютерные специализированные программы по обучению на А-320 «СВТ» и «Виртуальный самолет». Специалисты холдинга «Airbus» провели подготовку инструкторского и технического персонала университета.
У нас также создан и эффективно работает центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников – центр «Карьера».
Регулярно проводятся ярмарки вакансий.

— Каковы ваши планы на будущее?
— Все сделанное за прошедшие пять лет, приобретает особое значение в связи с необходимостью решения целого ряда текущих и перспективных задач. Среди них наиболее актуальной является задача перехода обучения на стандарты третьего поколения и в этой связи — разработка основных образовательных программ. От успеха ее решения зависит многое, в том числе возможность сохранения статуса университета и, фактическая способность быть конкурентноспособними на рынке образовательных услуг. Участие в этой работе потребует как более эффективного использования, существующих ресурсов, так и создания новых.

Остановимся на некоторых из них.
Первым и основным является использование ресурсов профессорско-преподавательского состава. С внедрением стандартов третьего поколения, повышению уровня организации и методического обеспечения самостоятельной работы студентов отводится особое внимание. В соответствии с новыми стандартами 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу студента. В этой связи у ППС появляется дополнительный резерв времени, который необходимо засчитывать преподавателю как учебную нагрузку, но в вместе с тем использовать для участия в учебно-методических и научных разработках.

Вторым по значимости и способствующим реализации первого является ресурс внедрения инновационных методов обучения. Они должны стать основой разработки учебно-методических комплексов, ориентированных на новые стандарты. В этом направлении сегодня сделано немало. Образован центр информационных технологий, на базе которого создана единая компьютерная сеть. Все факультеты и кафедры подключены к корпоративной компьютерной сети. В университете создан класс методической поддержки, использующий контрольно-обучающую систему «E-learning». Разработана и реализуется в учебном процессе программа обучения ППС.

Вместе с тем, необходимо завершить процесс перехода на web-технологии обработки и передачи учебно-методической и управленческой информации, создать единую электронную базу данных для свободного доступа ППС и студентов к учебным ресурсам университета. В ближайшее время планируется внедрение автоматизированной системы управления «ERP-Галактика», которая позволит автоматизировать планирование и учет всех основных производственных ресурсов вуза: кадры, финансы, коммерческую деятельность, НИР, работу приемной комиссии. Для решения всех этих задач необходимо превратить учебно-методическую работу как в материально, так и в и морально престижный вид деятельности.

В связи с определенной потерей существовавших прежде связей с производством возникает острая необходимость восстановления утраченных ранее ресурсов. Для этого необходимо осуществить создание учебного модуля профессиональной подготовки по всем профессиям реализуемых образовательных профилей. Наиболее сложно это обеспечить по трем направлениям подготовки, а именно пилотов, диспетчеров и инженеров по техническому обслуживанию самолетов. И если по первым двум направлениям уже многое сделано и успешно реализуется, то по третьему направлению это только предстоит сделать. Поэтому в настоящее время проводится разработка программы третьего направления подготовки с учетом интеграции в нее зарубежных программ. Это особенно важно если учитывать эксплуатацию авиакомпаниями зарубежной авиационной техники. Параллельно решаются вопросы сертификации образовательного процесса в соответствии с международными требованиями. Следующим шагом станет модернизация материально-технического оснащения учебного процесса с частичным использованием базы Выборгского филиала университета.

Особое внимание планируется уделить дополнительному профессиональному образованию (ДПО). В условиях наступившего кризиса, как финансового, так и демографического, необходимо рассматривать ДПО не только как ресурс повышения качества образования, но и извлечения дополнительных финансовых средств. В этой связи важнейшей задачей становится сохранение традиционных и внедрение новых направлений дополнительного профессионального образования. Этой цели должны служить предусмотренные в ближайшей перспективе приобретение новых ВС, открытие нового тренажерного центра и вместе с этим восстановление престижа подготовки летного, диспетчерского, инженерно-технического и высшего управленческого персонала отрасли.

Важнейшими задачами являются привлечение для работы в университете наиболее способной молодежи, расширение профориентационной деятельности на базе филиалов университета и формирование групп целевой подготовки по летным, диспетчерским, инженерно-техническим, а также другим направлениям подготовки и проведение на базе университета олимпиад школьников, поступающих в университет.

Нужно прямо сказать, что научно-исследовательская работа в вузе нуждается в существенной реорганизации в силу новых задач, которые выдвигает экономика страны. В то же время за отчетный период удалось сохранить научные кадры и увеличить объем научных исследований. Если в 2004 году он составлял 4,5 млн рублей, то в 2009 году он вырос до 47,2 млн рублей. Причем объем финансирования НИР из внешних источников (Минтранс, Росавиация, Росаэронавигация, Рос-образование, РФФИ, российские и зарубежные авиапредприятия) составил 27,9 млн рублей. Научно-исследовательские работы охватили большинство направлений научной деятельности университета.

Важным аспектом научной работы является внутривузовская поддержка молодых ученых и их руководителей. Впервые в течение последних трех лет часть НИР стала проводиться за счет собственных средств. Однако сегодня  мы сталкиваемся с необходимостью переориентировать значительную их часть в целях обеспечении поддержки нашей молодежи. Внутривузовские гранты должны стать тем финансовым механизмом, который позволит решить кадровую проблему на более или менее справедливой основе, когда финансирование осуществляется под конкретную научную работу, включая диссертационные исследования.

Особую озабоченность ректората вызывает кадровая проблема. Она имеет общегосударственный характер, но каждый вуз должен решать ее в силу своих своих возможностей. В университете обучение в аспирантуре расширено по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза. Сейчас в ней обучается 150 человек. Правда, эффективность ее работы пока оставляет желать лучшего, поэтому сегодня ставится задача создания привлекательных условий для работы молодых специалистов. В частности, одним из привлекательных факторов должно стать ведомственное жилье для молодежи с последующей передачей его через 8—10 лет в собственность сотрудников университета. Направлены также предложения по включению строительства жилого дома в федеральную целевую программу.
В целом, коллективом и руководством университета планируется большая работа по улучшению и совершенствованию всех направлений деятельности вуза.

— Сегодня в вашем университете по 13 основным программам обучается 7,5 тысяч студентов. Сколько из них иностранцев и какие специальности их интересуют больше всего?
— Международная деятельность университета направлена на увеличение числа обучаемых иностранных граждан, на совершенствование учебного процесса с целью соответствия международным стандартам и интеграции в международное образовательное пространство, а также на поддержку и развитие научных школ и новых перспективных направлений.
В настоящее время в Университете обучается 795 иностранных граждан из 47 стран мира, что составляет более 10% от общего числа обучающихся (в среднем по России их число составляет менее 2%, в развитых странах – более 10%). В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста набора студентов из среднеазиатских республик. В прошлом учебном году у нас по-явились представители Алжира, Ганы, Зимбабве, Омана и других стран. Приходят обращения о приеме в университет студентов из Германии, Венгрии, Литвы и Эстонии. Какие специальности больше всего их интересуют? Назову основные. Это эксплуатация и управление на предприятиях транспорта, летная эксплуатация воздушных судов, организация перевозок. Более 100 иностранных граждан учатся у нас на подготовительном отделении.

Важным направлением в международной деятельности вуза является реализация совместного с Институтом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) проекта. Это позволило получить аккредитационный статус учебного центра ИАТА. Совместно с финской школой PATRIA была осуществлена учебно-летная подготовка студентов университета. Университет первым среди учебных заведений России и стран СНГ получил статус полноправного члена программы «TRAINAIR» и стал пользователем стандартизированных программ Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и методологии ISD, базирующейся на требованиях стандарта ISO 9001:2000 для разработки собственных программ профессиональной подготовки. В обоих случаях студенты университета получают возможность наравне с дипломом о высшем образовании иметь международный сертификат и тем самым повышать свою мобильность и конкурентоспособность на мировом рынке труда.

Совместно с фирмой Boeing и авиакомпанией Lufthansa нами проведена разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации летного персонала на основе внедрения инновационных технологий. Это упрочило позиции университета как летно-методического центра гражданской авиации.

В университетах Германии и Франции продолжаются стажировки аспирантов университета и проведение совместных исследований.

В дальнейшем, используя наработанные инструменты и методы, планируется провести расширение и углубление международных связей.

 — Как выстраиваются взаимоотношения вашего университета с Авиационно-транспортным колледжем, который распоряжением Правительства Российской Федерации еще в июне 2007 года был присоединен к вашему вузу?
— В состав университета после соответствующих процедур вошли  Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации им. А. А. Новикова в качестве Авиатранспортного колледжа, а также Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации, Якутское авиационно-техническое училище гражданской авиации, Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. П. Ф. Еромасова и Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации в качестве филиалов университета. Вследствие этого были уточнены штатные расписания, переоформлены лицензии на образовательную деятельность, переоформлены трудовые отношения с их работниками и т. д.

В связи с созданием университетского комплекса особое место будет уделено появившимся новым ресурсам. В частности, в Бугурусланском филиале проводится работа по созданию единого летного центра. К настоящему времени подготовлены взлетно-посадочные полосы и большинство служб обеспечения полетов. Завершаются процедуры сертификации авиационно-технической базы по самолету CESNA 172 S и службы горюче-смазочных материалов. Планируется превращение Выборгского филиала в базу подготовки инженерно-технического персонала, рассматривается возможность использования его потенциала для подготовки коммерческих пилотов на вертолеты. Изучается также возможность создания на базе Красноярского и Якутского филиалов летных центров, аналогичного Бугурусланскому. Целый ряд других проектов появится после соответствующих консультаций с руководителями отрасли и филиалов.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tAxcu