Намывные территории: опасность или польза? - Информационный портал

Намывные территории: опасность или польза?

 
© ПРЕСС-СЛУЖБА КЗС

© ПРЕСС-СЛУЖБА КЗС

30 Сентября 2022

Намывные территории: опасность или польза?

Отнять у воды хоть пядь земли в пользу жизни на суше — история не новая. Такая привычная нам Стрелка Васильевского острова, пожалуй, из первых в ряду намывных территорий города на Неве: во время строительства Биржи и Ростральных колонн береговой откос, обшитый бревнами, был погребен под слоем подсыпанного грунта, а гранитная стенка набережной выдвинулась на расстояние 120 метров, туда, где плескались невские воды.

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) строился долгие годы как надежная защита Северной столицы от водной стихии. Проект полностью оправдал себя. За более чем 11 лет работы было отражено три десятка атак нагонных волн Балтийского моря (2,7 наводнения в год). Однако сегодня город вновь может оказаться в опасности. И грозит ему вовсе не нагонная волна. Беда пришла, откуда не ждали: отсыпка новых территорий в Невской губе может коренным образом изменить гидрологический режим в водоеме и создать возможность подтопления центра города. Что думают по этому поводу специалисты, выяснил «Санкт-Петербургский вестник высшей школы».

Вода не прощает ошибок
Мнение «Дирекции Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга» (КЗС) выразил заместитель генерального директора по эксплуатации КЗС Игорь Полищук.
«Одним из факторов, осложняющих функционирование КЗС, можно назвать создание ИЗУ (искусственных земельных участков) в акватории Невской губы. По проекту Комплекса защитных сооружений, который разрабатывался в 70-х гг. прошлого века, акватория Невской губы является водохранилищем для стока реки Невы в то время, когда КЗС отсекает Невскую губу от Финского залива для предотвращения морского нагонного наводнения.
Необходимая проектная площадь акватории для обеспечения возможности перекрыть комплекс до 48 часов, по расчетам института Ленгидропроект, составляла порядка 400 кв. км. Неконтролируемое создание ИЗУ в корне нарушает принцип эффективной работы КЗС. Созданы территории в Приморском, Василеостровском, Красносельском районах. На сегодня площадь Невской губы значительно сокращена.
Почему этот факт вызывает серьезную озабоченность? Потому что, эксплуатируя КЗС, мы на практике наблюдаем резкое изменение климатических условий. Если до момента сдачи комплекса в эксплуатацию в 2011 г. в Петербурге произошло 308 наводнений (условно по одному в год), то за одиннадцать лет работы предотвращено 30 наводнений (2,7 наводнения в год). Увеличивается частота и интенсивность морских нагонов.
Например, 6–7 декабря 2015 г., во время шторма “Десмонд”, с двумя пиками подъема воды, комплекс был закрыт на 41 час. Проектом предусмотрена работа КЗС в зимних условиях (в период ледостава) один раз в сезон, а последние годы комплекс предотвращал наводнения в декабре, январе, феврале и даже в марте. Треть всех наводнений — зимние, это характерная черта Балтики.
Для нас как эксплуатирующей организации важно, что жители города надежно защищены от морской стихии. Комплекс защитных сооружений работает двенадцатый год, ежегодно подтверждая свою эффективность и необходимость для Санкт-Петербурга, и при грамотной эксплуатации и внимании прослужит еще около 100 лет».

Замки на песке
Вопрос намывных территорий актуализировался во время обсуждения Генерального плана города в августе 2022 года. Планы девелоперов могут иметь серьезные негативные последствия, считают в дирекции КЗС. Расчетные параметры дамбы не учитывали возможность сокращения площади Невской губы. Опыт эксплуатации КЗС свидетельствует о том, что наиболее опасной зоной намыва является акватория в устье реки Невы на западной оконечности Васильевского острова («Морской фасад»).
Подъем уровня 27 сентября 2018 г. полностью подтвердил негативное влияние намытых искусственных участков западнее Васильевского острова на возможность возникновения остаточных наводнений в Санкт-Петербурге. В условиях наводненческих ситуаций уровень воды в этой части акватории резко возрастает в результате ветрового воздействия, что является следствием изменившегося гидрологического режима в связи с сокращением площади зеркала Невской губы из-за созданных за период 2008–2020 гг. искусственных намывных участков площадью 238 га.
При планируемом создании намывных территорий западнее Васильевского острова наибольший подъем уровня воды будет наблюдаться в Большой Неве, что может привести к ущербам в исторической части Санкт-Петербурга, в том числе для культурных объектов мирового значения, подчеркивают в дирекции КЗС.
Единым фронтом против «градостроительной авантюры» выступили и жители Васильевского острова. «Мы против северного намыва!» — таков девиз одноименного гражданского сообщества. Его участники выступают против уничтожения мелководного побережья Невской губы в Василеостровском районе Санкт-Петербурга в надежде сохранить прибрежные территории как общественные пространства.

Наука против
Полную солидарность с мнением дирекции КЗС продемонстрировали и представители петербургской научной школы.
— В свое время планировалось, что на период закрытия всех ворот дамбы подъем воды на защищенной дамбой акватории залива не будет превышать определенных параметров. Однако когда в ходе намыва территорий вместе с подводным объемом суши стала возрастать и ее надводная часть, уменьшая объем, необходимый для размещения невских вод при закрытой дамбе, повышение уровня воды на всей защищенной дамбой акватории при закрытой дамбе становится значимым и начинает вызывать опасения гидрологов и гидротехников, — говорит Виктор Католиков, заведующий отделом русловых процессов Государственного гидрологического института.
По его словам, сегодня показатели роста уровня воды превысили проектные и расчетные. Если так пойдет и дальше, то дамба перестанет выполнять свои защитные функции, и придется опять вернуться к обсуждению «восточного варианта защитных сооружений города», конкурировавшего с «западным» (реализованным) в начале проектирования всей системы.
Рашид Мангушев, профессор, заведующий кафедрой геотехники Государственного архитектурно-строительного университета отмечает: «Специалистам вообще непонятна целесообразность такого масштабного вторжения в Финский залив. В городе и без того огромное количество лакун под строительство. Что будет с гидрологией, не получим ли мы на самом деле действительно загнивание в части залива в Невской губе— неизвестно, научно-техническое обоснование не проводилось.
Проблем с безопасностью самих зданий и сооружений возникнуть не должно, поскольку они строятся на сваях, доведенных до прочных грунтов. А вот что касается территории около них — требуются годы на консолидацию намытых водонасыщенных грунтов. Даже сейчас мы видим проблемы на придворовых и рекреационных территориях. Чтобы произошло уплотнение этих песков, особенно без пригруза, требуется значительное время. Кроме того, дело это дорогое: в Финском заливе песка почти не осталось, его надо возить из карьеров, едва ли не из-под Выборга, что весьма недешево».
Продолжение проектирования и строительства искусственных земельных участков в акватории Невской губы, т. е. в водохранилище, которое используется КЗС для аккумуляции вод реки Невы в период закрытия затворов для предотвращения морских нагонов, требует проработки на современном уровне — создания математической модели водной системы Ладожское озеро ― река Нева ― Невская губа ― Финский залив. Здесь будет использован опыт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
— Нужна математическая информационная модель, где можно проигрывать ситуации с наводнениями. Мы ее разрабатываем в рамках программы «Приоритет 2030». Работа эта дорогая и трудоемкая, но нужная, чтобы понимать, какие сценарии развития ситуации могут быть. Сколько намывать, как это скажется на акватории, как изменятся нагрузки — ответы на эти вопросы даст только информационная модель, — объясняет
Галина Козинец, директор Инженерно-строительного института Политеха. — У нас уникальная гидросистема — два сообщающихся сосуда — Ладожское озеро и Финский залив и между ними Нева. Это не открытая акватория, здесь решение задачи очень сложное. Кроме того, за те годы с 1979 г., когда началось строительство КЗС, многое изменилось: экологическая ситуация, нагрузки на дамбу, статистика наводнений увеличилась в 2,5 раза, площадь Невской губы уменьшилась на 4,5 %, а ее аккумулирующий объем воды уменьшился на 30 %.

Взаймы у моря
Метод намыва территории известен в Европе давно и применяется с XVI в. Северные побережья Германии, Дании, Нидерландов покрыты так называемыми «польдерами» — низколежащими землями, отвоеванными у моря с помощью барьеров и дамб.
Сегодня во многих странах ведется активное строительство на намывных землях. Лидером по количеству искусственных территорий, а именно островов, является Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах. Архипелаги «Мир», «Вселенная», «Пальмовые острова» появились посредством намывания — выкачивания песка со дна Персидского залива.
Город-государство Сингапур расположен на 63 островах. С 1960-х гг. здесь действует программа намыва территорий, и на сегодня отвоевано уже 144 кв. км моря. Интересно, что на формирование новых участков суши идут переработанные твердые отходы.
Аналогичная технология используется и в Японии, где отходы перерабатываются с помощью плазмотрона. Из многотысячного архипелага японских островов семь — искусственные. На намывных территориях построен осакский международный аэропорт Кансай, под который отсыпали более 100 млн кубометров грунта.
В Южно-Китайском море в районе Гонконга с 1990 г. активно намывают прибрежные земли. Здесь на вновь образованной суше площадью 302 га, соединяющей острова Сянган и Цзюлюн, тоже разместился международный аэропорт — Чхеклапкок. Воздушная гавань занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогостоящий реализованный проект среди аэропортов.
В американском Сан-Франциско на искусственной территории построены районы Мэрин, Хантер-Поинт и большая часть зоны Эмбаркадеро. Завоевателей моря сдерживает лишь повышенная сейсмическая опасность региона. В районе Майами намыта цепь из Венецианских островов (Майами), соединенная дамбами и мостами. Они отданы под индустрию туризма, а один предназначен для отдыха в естественных природных условиях.
В Канаде из оставшихся от строительства монреальского метро 15 млн тонн горной массы построили остров Нотр-Дам. Проект реализовали специально для размещения Всемирной выставки Expo-67 к 100-летию страны.
В России всего пять рукотворных островов — Новая Голландия, Черепахский, Федерация, Сухо и Порт Бронка. История намывов началась еще при Петре I в Санкт-Петербурге. Так появились Летний сад, Троицкая площадь и Тучков буян.
Идея намывных территорий в России остается суперактуальной. В Воронеже на намывной территории хотят к 2024 г. построить жилой комплекс «Лазурный», школу и два детских сада. В Калининградском заливе создание искусственного земельного участка, по словам губернатора Антона Алиханова, сбережет курортные пляжи от разрушения.
Тенденцию при разумном подходе можно назвать положительной. Однако гидрологи расценивают эту практику именно для Санкт-Петербурга как неприемлемую. Все перечисленные проекты в мире реализованы на так называемой открытой воде. Прецеденты создания искусственной территории в замкнутом водоеме отсутствуют.
Однако Финский залив в районе Невской губы как раз и является таким замкнутым пространством ― водохранилищем для стока реки Невы, в силу существования Комплекса защитных сооружений. Ситуация усугубляется и регулярным закрытием ворот дамбы при угрозе наводнения, тем более что частота нагонов воды, по данным КЗС, увеличивается год от года. И непродуманная политика неконтролируемого вторжения в водную среду может привести к природной катастрофе техногенного происхождения.
В 1824 г. в Санкт-Петербурге случилось самое крупное наводнение за историю города — невская вода поднялась до отметки 4 м 21 см. Наводнение 23 сентября 1924 г. в Ленинграде вошло в историю как второй крупнейший удар стихии по городу, когда вода поднялась на 3 м 69 см выше ординара. Какие сюрпризы стихии принесет 2024 г.?
Зоя ШПАНЬКО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 7 (185) СЕНТЯБРЬ 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~H8n2M