Мозг, эмоции, стресс

 
Фото: ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова

Фото: ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова

29 Июня 2020

Мозг, эмоции, стресс

В Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова (ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова) прошла Международная неделя мозга «Эмоции». Мероприятие представляло собой серию онлайн-трансляций лекций и семинаров врачей, ученых и профильных специалистов.

На образовательных площадках VII Недели мозга в Санкт-Петербурге в этот раз обсуждали «Эмоции» — тему, к которой прикован интерес нейрофизиологов и антропологов, психологов и программистов со всего мира!

«Слон» эмоций
С античных времен рациональное в психике человека противопоставляется эмоциональному. В современной науке, как кажется извне, продолжается ощупывание хобота, ноги и хвоста одного и того же «слона» эмоций со стороны разных научных дисциплин: нейрофизиологи пытаются соотнести эмоции с данными МРТ мозга, психологи обсуждают эмоциональный интеллект, а разработчики компьютерных программ по распознаванию эмоций фиксируют положение опорных точек на лице человека. И все же достижение единства в понимании эмоций на основе мультидисциплинарного подхода — возможно! «Психические процессы составляют единство. Отрицательные эмоции необходимы человеку так же, как и позитивные переживания. Именно на стыке переживаний рождаются гениальные шедевры, а также идеи, которые осчастливили человечество».
Именно на этом была основана лекция «Эмоциостаз и химические зависимости: новый взгляд с позиции теории функциональных систем П. К. Анохина», блестяще прочитанная А. Г. Софроновым, заведующим кафедрой психиатрии и наркологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова. 
Выступление А. Г. Софронова было одним из самых новаторских, вызвало множество положительных откликов и вошло в пятерку лучших.

Распознавать и регулировать
Способность распознавать эмоции другого человека обычно начинает проявляться с различения основных эмоций, которое отмечают у детей уже в возрасте 5–7 месяцев. К десятилетнему возрасту дети так же, как и взрослые, показывают нейтральное, удивленное или счастливое выражение лица.
Дети с расстройством аутистического спектра (семинар «Эмоции у детей с расстройством аутистического спектра») испытывают трудности с распознаванием эмоций другого человека по выражению лица, и это не зависит от интеллектуальных способностей или культурных традиций. В лекции «Аутизм и эмоциональность: нейробиологические и диагностические аспекты» И. А. Мартынихина, доцента кафедры психиатрии и наркологии ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, обсуждалась возможная нейрональная основа этих трудностей. Тем более что они включают пониженную способность не только определить чужие эмоции, но и справиться со своими собственными.

Восстанавливать баланс
Музыка является универсальной чертой человеческого общества: во всех известных нам культурах люди создают или создавали музыку. Исследования показывают, что лимбические структуры мозга новорожденных детей уже реагируют на музыку, и с возрастом вовлеченность в этот отклик других нейрональных областей увеличивается. При этом многие из музыкальноотзывчивых структур мозга — те же, что участвуют и в формировании эмоциональных реакций! Вот почему музыка имеет свойство регулировать эмоции и восстанавливать эмоциональное равновесие.
В клинических исследованиях было показано, что музыка эффективна для уменьшения беспокойства и тревоги, снижения артериального давления и даже для облегчения боли. На интерактивном мастер-классе «Музыкальная терапия: коррекция и профилактика эмоциональных нарушений» А. А. Бабина и Е. А. Вацкель (кафедра педагогики и психологии факультета последипломного образования ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова) рассказали, как можно успешно использовать этот потенциал в серьезной клинической практике.

Мозг + стресс = эмоциональный и забывчивый
Исследования последних лет показали, что в стрессовой ситуации наш мозг настраивается на то, чтобы сбрасывать со счетов фактическую информацию и полагаться на эмоциональные переживания.
Н. П. Ванчакова, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета последипломного образования ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, на лекции «Эмоции и психосоматические механизмы» представила глубокий анализ исторических и современных подходов в понимании того, как вызванные стрессом или другими обстоятельствами эмоциональные переживания могут быть связаны с развитием соматических заболеваний. На примере тревожных расстройств был продемонстрирован комплекс трансформаций, которые происходят у человека, когда тревога утрачивает адаптивный характер. 
Лекция «Эмоции и психосоматические механизмы» получила множество положительных откликов слушателей и вошла в тройку лучших.

Придавая им смысл
В завершающий день образовательного курса участники прослушали лекцию о том, как происходило изменение эмоций в процессе исторического развития человека, как эмоции отражаются в речевой и невербальной коммуникации и насколько они необходимы современному человеку по сравнению с его предками.Эти и многие другие аспекты обсуждались в лекции «Эмоции, невербальная коммуникация, смех, мозг» А. Г. Козинцева, главного научного сотрудника Музея антропологии и этнографии РАН, профессора Санкт-Петербургского государственного университета. 
Лекции профессора А. Г. Козинцева и И. А. Мартынихина были выбраны слушателями в качестве лучших лекций Недели мозга «Эмоции»! В единстве психических процессов — желаем всем преобладания позитивных эмоций! Get distantly connected!

Организационный комитет
Международной недели мозга
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (161) ИЮНЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ztRp1