Колыбель русского балета - Информационный портал

Колыбель русского балета

 

27 Сентября 2016

Колыбель русского балета

«Ея Императорского Величества танцевальная школа» основана в 1738 г. по указу государыни Анны Иоанновны танцмейстером Петербургского сухопутного шляхетского корпуса французом Жаном Батистом Ланде. Сейчас старейшая балетная школа России (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) готовит на двух факультетах (исполнительском и педагогическом) с дипломами бакалавров и магистров артистов балета, хореографов, менеджеров искусства, историков и теоретиков искусства, концертмейстеров балета.

Первоначально школа располагалась в Старом дворце Петра I, вблизи Зимней канавки. Отобранные из семей дворцовых служащих два десятка пригожих мальчиков и девочек с усердием перенимали премудрость «иноземной поступи». Для их занятий и проживания в верхних покоях были отведены две обширные комнаты с печами и очагом. Первый выпуск казеннокоштных «дансерок» г-н Ланде подготовил уже в 1742 г., ибо сменившая суровую Анну Иоанновну «веселая Элизабет» (Елизавета Петровна) желала блеска и роскоши в придворных постановках.
Рожденная в царских чертогах школа после нескольких переездов окончательно обосновалась по нынешнему адресу — ул. Зодчего Росси, 2. Мы говорим «улица Росси», подра­зумеваем «русский балет». Мы говорим «петербургский академбалет», имея в виду классическую «Школу на Росси».
Сам Карл Росси о балетном труде «у станка» знал не понаслышке. Его мать Гертруда Росси (уроженка Мюнхена) обучалась в Королевском балете Неаполя, где и появился на свет ее первенец Карло Джованни. Приглашенная танцовщицей в Большой Каменный театр, она прибыла в Петербург вместе с сыном и супругом балетмейстером Ш. ле Пиком (отчимом Карла).
Юный Карл учился в знаменитой «Петершуле», был учеником Винченцо Бренны, пока сам не стал востребованным петербургским архитектором. К. Росси мыслил масштабно, сообразуясь с ампирным стилем, способствуя величию и красоте столичного Петербурга.
В построенном Росси образцовом Александринском театре (1832) Карлу Ивановичу, как стали его звать на русский лад, в знак монаршей благодарности была пожалована ложа. Августейший заказчик Николай I, инженер по образованию, оценил его труд.
А сразу за зданием Александринки Росси проложил новую улицу, которая с 1923 г. станет носить его имя. На описываемой улице существуют всего два симметричных дома (1828–1833). Эти корпуса, украшенные сдвоен­ными белыми колоннами лаконичного дорического ордера, воспринимаются как торжественные пропилеи, ведущие к южному фасаду Александринки. В сечении улица Росси образует квадрат — ее ширина (22 метра) равна высоте ее домов; а длина составляет десять заданных модулей (220 метров). Именно в таком образце русского ампира архитектура представала величественной.
Западный корпус поначалу отводился воен­ному ведомству, а восточный априори строился как доходный дом Департамента уделов. В нем открылась гостиница с коридорной системой и сдавались внаем квартиры. Нижний же этаж имел вид проходной галереи. Горожане, бывавшие в Париже, тут же окрестили это место Пале-Роялем. Под сводами галерей открылись уютные кофейни, магазинчики императорского фарфора, стекла, товаров петергофской бумажной фабрики. Но по воле директора императорских театров А. М. Гедео­нова улице суждено было стать не торговой, но театральной. Амбициозный, имевший опыт военной службы Гедеонов решил соединить под единой крышей «Удельного» корпуса все свое беспокойное хозяйство, а именно Дирекцию императорских театров, Театральное училище, собственную казенную квартиру и другие службы.
Необходимые перестройки доверили петербургскому театральному архитектору Альберту Кавосу (сыну капельмейстера Петербургского Большого театра К. Кавоса). Соратник Росси А. Кавос провел переделки быстро и экономно. Учебный 1836/37 год воспитанники Театрального училища встречали уже в новых стенах.
К их нуждам оборудовали дортуары, столовую, лазарет, гардеробные, классы с портретами Романовых. В репетиционных (с высокими потолками) залах смонтировали наклонные полы в 26°; установили зеркала, вдоль стен протянули поручни (так называемые «балетные» станки).
Сценические подмостки скромного школьного театрика тоже имели традиционный наклон. Над театром, куда вела церковная лестница, расположился Свято-Троицкий домовый храм, освященный еще в 1806 году. Многие балетные знаменитости делали в него вклады. Легендарная Анна Павлова вручную вышила ковер. Украшением храма был не сохранившийся до наших дней цветной витраж, обращенный окнами ко двору.
Арочные проемы галереи первого этажа с появлением школы были заложены стеклянными перегородками, преображенными в «венецианские» окна с полуциркульными завершениями (архитектор Майер). В этом бывшем «магазинном» отсеке в два яруса удобно разместились пошивочные мастерские императорских театров, а с 1988 г. функционирует школьный музей.
Девочки жили и учились на втором этаже (если смотреть по фасаду). «Половина воспитанников» размещалась на третьем. Вместе они встречались только на общих репетициях. Никто не мог свободно бегать между этажами. Все чинно ходили парами. Занятная иерархия пронизывала сам уклад этого закрытого учебного заведения, где в духе Просвещения пытались вырастить «образцовых артистов», а под окнами постоянно фланировали поклонники Терпсихоры.
Из-за этих прогулок Театральную улицу в XIX веке шутя называли «Улицей любви». Воспитанницы вели счет променадам, администрация же, борясь с напастью, вставляла матовые стекла в окна девичьего этажа.
Важным событием для балетных затворников становились поездки в придворных каретах на спектакли в Коломну. Цепь из карет-дилижансов формировалась во внутреннем дворе. За воротами же обычно ждали преданные балетоманы, верхом на конях сопровождающие их до самой Театральной площади. «Волочиться» за балетной девой в светском Петербурге считалось хорошим тоном. В одну из весен молодой А. Пушкин тоже гулял, укутавшись в модный шотландский плащ, под окнами школы, когда она еще квартировала на Екатерининском канале, 93.
(Окончание в следующем номере)

Т. Н. ГОРИНА,
заведующая музеем АРБ
имени А. Я. Вагановой
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~GwqsM


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время