Кадры и технику для Арктики готовят вузы Петербурга - Информационный портал

Кадры и технику для Арктики готовят вузы Петербурга

 
© пресс-служба ГУМРФ

© пресс-служба ГУМРФ

28 Ноября 2022

Кадры и технику для Арктики готовят вузы Петербурга

Санкт-Петербург становится ключевой площадкой для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития Арктического региона. В состав рабочей группы при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики «Подготовка в Санкт-Петербурге кадров для обеспечения развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП)» входят шесть вузов, занимающихся подготовкой специалистов для работы в Арктике и на Северном морском пути. «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» узнал об основных направлениях деятельности университетов, призванных обеспечить устойчивое развитие Севера и ускорить освоение Арктической зоны РФ.

Кадрами, оборудованием, научными исследованиями и технологиями Арктику обеспечивают многие вузы Петербурга, в числе которых можно выделить Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.  О. Макарова (ГУМРФ), Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). Морская техническая академия имени адмирала Д. Н. Сенявина готовит для работы в ­Арктике и на Северном морском пути специалистов со средним образованием.
Как отмечает руководитель научного и образовательного направлений СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Михаил Куприянов, вуз лидирует среди других учебных заведений по части разработки интегрированных интеллектуальных систем контроля воздушной, надводной и подводной обстановки. Они призваны обеспечивать безопасность на стационарных и подвижных объектах, которые находятся в акватории Арктического шельфа и Северного морского пути. В университете самостоятельно и совместно с различными компаниями создаются различные приборы и системы: от локаторов и рентген-установок до гидроакустических станций и радиолокационных комплексов. Также «ЛЭТИ» готовит для Арктики специалистов в таких областях, как приборостроение, акустика, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, радиоэлектронные системы и комплексы, электроника и наноэлектроника, управление в технических системах.
— Высокий уровень практико-ориентированной подготовки студентов, «заточенной» под потребности конкретного производства, обеспечивают базовые кафедры университета, — подчеркивает Михаил Куприянов.
В СПбГЭУ проблемы развития экономики Российской Арктики являются традиционным направлением научных исследований: сотрудники университета выполнили более 20 проектов и опубликовали свыше 40 печатных работ, посвященных Арктике. Разработки затрагивают широкий круг вопросов, касающихся экспортных рынков сырья и энергоресурсов, добываемых на Севере, международного права, экстренной медицинской помощи, востребованной в рамках арктических и шельфовых проектов российских энергетических компаний и многое другое. Университет оказывает научно-техническое сопровождение проектов в области строительных материалов, конструкций и технологий, интеллектуальных транспортных систем в условиях Арктики.
В структуре СПбГЭУ также функционирует Центр эколого-экономических исследований Арктики и Арктический совет — последний создан для эффективной координации и продвижения проектов и программ ученых и преподавателей по арктической проблематике.
Программы обучения по «арктическим» специальностям в СПбГЭУ есть на многих уровнях, начиная с бакалавриата и заканчивая аспирантурой и подготовкой руководителей высшего звена, профессиональных управленцев (программы МВА).
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ) участвовал в «Арктическом салоне» в этом году. Университет предоставил экспонаты для выставки «Путешествие в Арктику», а студенческая команда «Макаровцы» по итогам «Арктического квеста», организованного для студентов высших учебных заведений, в которых готовят специалистов для работы в Арктической зоне, заняла третье место.
Макаровка выполняет научные исследования, которые помогают в решении стратегических задач развития перевозок по Северному морскому пути. За последние годы ученые университета написали ряд значимых научно-исследовательских работ по заказу Аналитического центра при правительстве РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта и других. Изыскания посвящены, например, оценке влияния навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условий на судоходство по Северному морскому пути и кадровому обеспечению безопасной эксплуатации морских нефтегазопромысловых объектов (в части морских специальностей).
— В морской отрасли нехватка кадров составляет примерно 13–15 % ежегодно, в течение трех-пяти лет мы также столкнемся с кадровой проблемой отрасли — старением персонала, поэтому сейчас нужно срочно готовить новых специалистов. Те из них, кто будет работать в Арктике, требуют более серьезной подготовки, но высшее образование для этого не обязательно. Около 60–70 % востребованных специальностей на судах и в портах на Севере — это именно рабочие профессии, которым обучают в нашем колледже в Санкт-Петербурге и филиалах, — подчеркивает проректор по работе с филиалами и международной деятельности ГУМРФ Елена Смягликова. — У нас есть программы высшего образования, которые позволят выпускникам работать в северных и арктических портах. Также в Мурманске есть филиал университета, где ведется переподготовка кадров для Арктики и Северного морского пути.
В ближайшие годы университету необходимо обучить более 300 специалистов для серии универсальных атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Эти атомные ледоколы нового поколения смогут работать на разных глубинах, раздвигая корпусом более крупные льды (ледоколы имеют асинхронные гребные двигатели общей мощностью 70 мегаватт). Суда будут работать в устьях северных рек и обеспечат круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути. Появление таких судов, рассчитанных на преодоление льда толщиной до трех метров с устойчивой скоростью, позволит России укрепить свои стратегические позиции в арктической зоне.
— Эти современные ледоколы должны обслуживать специалисты высокой квалификации, и перед нами стоит задача подготовить не только судомехаников, судоводителей, электромехаников, но и логистов, специалистов информационного сопровождения. Беспилотные варианты ведения судна тоже сейчас активно изучаются, нужны профессионалы и в этой области, — говорит Елена Смягликова.
Также университет планирует организовать центр подготовки специалистов по авиационной поддержке шельфовых месторождений, ввести в эксплуатацию новый тренажерный комплекс подготовки экипажей судов с системой динамического позиционирования, установить тренажер по управлению якорными операциями судов-якорезаводчиков и полупогружных буровых установок, а также вести правовое обеспечение арктических проектов.
ГУМРФ является участником Национального арктического научно-образовательного консорциума, который занимается развитием сотрудничества в изучении Арктики и подготовке кадров для обеспечения устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации. Консорциум был создан в 2016 г., сейчас в него входят 33 организации: российские высшие учебные заведения (в том числе пять федеральных университетов), научные центры, институты, национальные парки, работодатели и предприятия, чья деятельность связана с зоной высоких широт.
Как видно, Санкт-Петербург можно назвать ключевым центром компетенций в вопросах освоения и развития Арктики не в последнюю очередь благодаря активной работе вузов.
Камила МИРЗАКАРИМОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 9 (187) ноябрь 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~dqASn