Говорить на иностранном языке: новизна вопросов и преодоление барьеров - Информационный портал

Говорить на иностранном языке: новизна вопросов и преодоление барьеров

 
© кафедра межкультурной коммуникации СПбГАСУ

© кафедра межкультурной коммуникации СПбГАСУ

28 Ноября 2022

Говорить на иностранном языке: новизна вопросов и преодоление барьеров

VI международная научно-практическая конференция, организованная кафедрой межкультурной коммуникации Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) в рамках мероприятий к 190-летию вуза, стала продуктивной открытой площадкой для обсуждения научной и исследовательской работы, обмена опытом в преподавании иностранных языков.

Участники конференции получили возможность ознакомиться с актуальными научными исследованиями. Так, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского государственного университета Леонид Московкин представил результаты своих последних исследований зигзагообразного развития лингводидактики и педагогики в целом. Профессор и заведующая кафедрой английского языка для профессиональных коммуникаций Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) Елена Белоглазова рассказала о вариативности английского языка и учебной дисциплины «Английский язык».
Профессор кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена Ирина Лысакова, говоря о подготовке преподавателей русского языка как иностранного в условиях межкультурного образования, затронула вопросы различия в терминологии и рассказала об особенностях таких дисциплин, как лингвокультурология и лингвострановедение. Профессор кафедры английского языка Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО) Карине Чикнаверова представила результаты собственных исследований семантизации юридической лексики. Доцент МГИМО Татьяна Яблокова поделилась опытом в создании персонального сайта преподавателя. На главные тезисы научной коммуникации обратила внимание доцент Российского университета дружбы народов Оксана Аносова. Формирование профессионально-ориентированной лексической компетенции у студентов неязыковых вузов — тема выступления заведующей кафедрой иностранных языков Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС, Барнаул) Татьяны Райкиной.
В конференции принимали участие и представители военных вузов. Кандидат педагогических наук доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского ­военного ордена Жукова института войск национальной гвардии РФ Марина Ванягина познакомила слушателей со схемотехниками — одним из эффективных методов в обучении иностранным языкам.
— Схемотехники используются прежде всего для запоминания иноязычной лексики, так как курсантам необходимо выучить большой пласт военной терминологии на иностранном языке. Для этого целесообразно использовать мнемонические карты, в которых можно объединить наглядный образ слова, его написание, произношение, значение, употребление в контексте и ассоциацию для запоминания, — пояснила М. Ванягина.
Ассоциированный профессор кафедры теоретической и практической психологии Казахского национального женского педагогического университета Гулия Топанова рассказала о методах исследования языковых барьеров у студентов в условиях полиязычного образования и уточнила, что впервые в исследованиях психологические аспекты формирования мыслительной деятельности студентов в условиях триязычного образования рассматривались как условие реализации полиязычного образования.
В этом году одна из секций конференции была посвящена работе молодых ученых. Аспирант Ши Цзеся (КНР) коснулась вопросов CLIL (Content and Language Integrated Learning) в обучении. Ван Юйтин (КНР) рассказала об особенностях китайского экзамена по русскому языку. Эти выступления содержали новые подходы в исследовании заявленных вопросов и представили ранее незнакомую русским преподавателям информацию о китайских экзаменах и разного вида тестах.
Оформлению видеоматериалов в учебном пособии посвятил свое выступление доцент кафедры иностранных языков ­РАНХиГС (Барнаул) Владимир Барбашов. Были подняты вопросы, касающиеся внешнего вида учебного пособия, использования НЛП-графики.
Дискуссии, следующие за каждым докладом, могут стать заделом для последующей научной работы. Доказательство тому — сообщение кандидата филологических наук Кировского государственного медицинского университета Яны Юферевой о песенных материалах в практике преподавания русского языка как иностранного. В процессе обсуждения были выявлены некоторые аспекты, которые ранее не рассматривались автором, но могут оказаться в поле дальнейших исследований, в частности, вопрос о русской мелодике.
Большой интерес вызвало выступление старшего преподавателя кафедры межкультурной коммуникации СПбГАСУ Юлии Цапаевой на тему «Обучение технике перевода при подготовке специалистов в области профессиональной деятельности на иностранном языке». Автор изложила готовый план действий для студента, позволяющий оперативно и качественно перенести идею, суть, замысел текста с одного языка (оригинал) на другой. Кроме того, она рассказала о возможностях нейросети в обучении языкам.
— Сегодня насчитывается более 1 млрд скачиваний онлайн-переводчика на основе нейросети, которая способна самостоятельно обучаться и развиваться, строя свой опыт на совершенных ошибках. Мы используем на факультативных занятиях также графические возможности нейросети для описания моделей городов будущего, жизни на других планетах, в частности на Марсе. Недавно нейросеть представила 50 изображений городов будущего, которые мы описывали со студентами. Студенты-градостроители выбирали одно изображение и делали прогнозы по поводу представленных изображений, описывая предложенные планы городов на английском языке, — поделилась опытом Юлия Цапаева.
Конференция была масштабной и заинтересовала ученых и молодых исследователей из КНР, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Беларуси, Гвинеи, Марокко, Италии, представителей 28 вузов России. Участники решали актуальные задачи и рассказывали о необычном опыте преодоления барьеров, а потому их выступления вызывали живой интерес. Подобные конференции вносят существенный вклад в повышение эффективности современного профессионального образования и развитие научных исследований в области лингвистики, филологии, методики, педагогики, психологии, философии языка.
Любовь УГЛАНОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 9 (187) ноябрь 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~GhXzH