Десятый всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению

 

1 Июня 2018

Десятый всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению

8–11 мая в столице Турции Анкаре состоялся Х всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению, организаторами которого стали Международный союз железных дорог (МСЖД) и Турецкие железные дороги. В работе конгресса приняли участие представители Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС).

Традиция проведения каждые два-три года международных конгрессов по высокоскоростному движению, первоначально — европейских, а затем — всемирных, зародилась в 1992 г. Тогда в Брюсселе по инициативе Международного союза железных дорог впервые собрались руководители и эксперты различных транспортных, промышленных, строительных, научно-исследовательских и проектных организаций, ученые, чтобы совместно с государственными деятелями разного уровня и из разных стран, представителями средств массовой информации обсудить проблемы высокоскоростного железнодорожного движения, провести анализ эффективности тех или иных проектных решений, выработать рекомендации для государственных структур и частных инвесторов.
После 1992 г. подобные конгрессы проходили в Лилле, Берлине, Мадриде, Милане, Амстердаме, Пекине и Филадельфии. Предыдущий конгресс состоялся в 2015 г. в Токио.
Участниками всех конгрессов были представители ПГУПС, которые сверяют на них направления своей научной деятельности с мировыми векторами развития высокоскоростного железнодорожного транспорта, получают ценную информацию о последних научно-технических достижениях.
Выбор места проведения очередного конгресса в Турции не случаен: эта страна в последние годы демонстрирует завидные успехи в освоении высоких скоростей на железных дорогах. Уже построено 724 км новых ВСМ, в процессе строительства находятся 1395 км специализированных высокоскоростных железнодорожных линий, в стадии проектирования — 1127 км, а в долгосрочных планах сооружение 3400 км ВСМ.
Целью реконструкции и обновления железных дорог страны, включая сооружения высокоскоростных магистралей, является соединение современными надежными, комфортабельными и экологически чистыми высокоскоростными поездами.
В недалеком будущем предстоит открытие высокоскоростного железнодорожного движения из Анкары через Стамбул и подводный тоннель «Мармарай» под Босфором, до западных границ Турции, с последующим выходом в Центральную Европу. Это станет важным продолжением линии Баку — Тбилиси — Анкара.
Х конгресс проходил в большом культурно-выставочном центре столицы «Конгр¬сиум-Анкара», где также была развернута международная торгово-промышленная выставка, участниками которой являются известные компании, связанные с транспортным строительством и производством железнодорожной техники, включая подвижной состав и, в частности, Siemens, Talgo, Hunday-Rotem, многие китайские фирмы.
В конгрессе участвовали более 1000 делегатов более чем из 40 стран мира. Пленарное заседание открыли своими выступлениями и докладами генеральный директор МСЖД Жан-Пьер Лоубино, председатель МСЖД Ренато Маззочини, председатель правления и гениальный директор Турецких железных дорог Иса Апойдин, министр транспорта Турецкой Республики Ахмет Арслан. Они представили современную картину и перспективы развития высокоскоростного железнодорожного движения в мире и в Турции.
В дни работы конгресса были также проведены заседани 20 секций, которые проходили параллельно. На них было заслушано более 100 докладов, которые представили специалисты из 20 стран. Доклады, вынесенные на конгресс, были отобраны научной группой экспертов МСЖД из числа нескольких сотен работ, представленных в оргкомитет.
Интересно отметить, как разные страны были представлены среди докладчиков. Это распределение показывает с одной стороны, интерес ученых и специалистов тех или иных стран к проблеме высокоскоростного движения, а с другой — некоторым образом степень разработанности научных и инженерных направлений в области ВСМ в стране.
Доклады от стран-участниц распределились следующим образом. На первом месте Китай — 31 доклад, что неудивительно, учитывая его нынешнее лидирующее положение в области ВСМ; Турция — 30, что также не вызывает удивления. На всех предыдущих конгрессах страна-организатор всегда была в числе лидеров по количеству выступлений. Далее позиции стран таковы: Франция — 11; Испания и Италия — по 7; Германия, Польша и Япония — по 4; Великобритания — 3; Иран, Россия, США и Южная Корея — по 2 и по одному докладу от Австрии, Грузии, Дании, Финляндии, Чехии, Швейцарии и Швеции.
Доклады на секциях, несколько укрупняя проблемы, были посвящены следующим вопросам: «Планирование развития ВСМ»; «Станции и вокзалы — проектирование и архитектура»; «Провозная способность и управление движением»; «Коммерция, экономика и общество: прогнозы развития ВСМ»; «Социоэкономические исследования»; «Право собственности, экономика и финансы»; «Управление ¬проектами»; «Управление исходя из интересов территорий»; «Системы СЦБ и связи»; «ВСМ: надежность и обеспечение безопасности»; «Электроснабжение и контактная сеть»; «Эксплуатация: ¬инструменты изучения стратегии развития»; «Подвижной состав: стратегия развития и проектирования»; «Подвижной состав: эксплуатация и обслуживание»; «Подвижной состав: стандартизация и испытания»; «Подвижной состав: потребление энергии и охрана окружающей среды»; «Организация земляных работ при сооружении ВСМ»; «Верхнее строение пути»; «Мосты»; «Тоннели»; «Вопросы взаимодействия колеса и рельса на ВСМ»; «Эксплуатация и обслуживание объектов инфраструктуры»; «Технические устройства ВСМ: гармонизация и совместимость в эксплуатации».
Как отмечалось ранее, на конгрессе одновременно проходило заседание нескольких секций, поэтому никто не был в состоянии уследить за работой всех, хотя, изучив опубликованные МСЖД аннотации докладов, можно было попытаться выбрать для себя самые интересные. Тем не менее, как и после прошлых конгрессов, специалистам остается ждать, когда МСЖД выложит в Интернете презентации всех докладов.
В целом участники конгресса получили большой объем информации для размышления о состоянии и путях развития ВСМ в мире. Несмотря на наступившую эру электронной информации, остаются актуальными сбор и анализ разнообразных печатных материалов, которые распространялись участниками конгресса и торгово-промышленной выставки. Так, «улов» автора данной публикации составил около 10 кг печатных материалов, среди них весьма ценный доклад МСЖД, материалы китайских и других компаний.
Некоторые выводы по общим вопросам развития высокоскоростного железнодорожного движения вполне очевидны. Высокоскоростное железнодорожное движение вступило, образно говоря, в пору зрелости и мудрости. На конгрессе не поднимались вопросы новых скоростных рекордов, пришло понимание того, что ВСМ — это не Олимпийские игры: «кто дальше, кто быстрее…» На многие годы вперед оптимальная максимальная скорость в регулярной эксплуатации на ВСМ, весьма вероятно, будет в пределах 250–¬
350 км/ч. В мире нет сегодня такого товарного продукта, как «ВСМ или подвижной состав на скорость движения 400 км/ч». Главными факторами развития ВСМ являются безопасность, комфорт, экологическая чистота, экономическая эффективность, все более полное удовлетворение будничных запросов массовых потребителей, а это сегодня вполне обеспечивается указанным диапазоном максимальных скоростей.
Практически не удостоились внимания мировых экспертов такие экстремальные и рекламируемые проекты, как магнитная левитация или пресловутый «Гиперлуп», заслужившие лишь разового упоминания во вступительных докладах как «интересные идеи»…
11 мая для участников конгресса была организована техническая экскурсия с посещением нового железнодорожного вокзала Анкары и поездкой по ВСМ Анкара — ¬Конья (Konya) длиной 212 км, введенной в эксплуатацию в 2011 г. Путешествие состоялось на высокоскоростном поезде Velaro Turkey TCDD HT80000 (родном брате «Сапсана»), который немецкий концерн Siemens разработал для турецких ВСМ в 2016 г.
Громадный новый роскошный железнодорожный вокзал Анкары, торжественно открытый 30 октября 2016 г., встретил участников конгресса тщательной проверкой на контрольных пунктах безопасности при входе. Это, конечно, уже не просто вокзал, а транспортно-торговый комплекс с гостиницей, магазинами, комнатами и залами отдыха, многочисленными ресторанами и кафе. Комплекс поразил сияющей белизной мрамора, полированным гранитом полов и стен практически безлюдных гигантских светлых залов, переходов, платформ, буфетных стоек и ресторанов, расположенных на восьми разных уровнях. Вокзал, простите, комплекс построен в расчете на перспективу пропуска в будущем до 50 тыс. пассажиров в день.
Поездка в Конью — важный исторический, культурный и религиозный центр Турции — заняла около двух часов. Табло в вагоне показывало, что максимальная скорость движения была чуть выше 250 км/ч. Руководство Турецких железных дорог, разрабатывая концепцию создания ВСМ, пришло к выводу, что, исходя из средних расстояний между важнейшими точками страны, сложившимися пассажиропотоками и будущей конкуренцией высокоскоростных поездов с междугородными автобусами, не стоит гнаться за предельными в мировой практике скоростями поездов 300–350 км/ч. Для обеспечения привлекательности ВСМ вполне достаточно максимальной скорости движения поездов равной 250 км/ч. Это позволит обеспечить время в пути между главными городами в пределах 2,5–3 часов, что будет в 2–3 раза быстрее поездки на автобусе практически при той же цене за проезд.
Отметим, что строительство ВСМ, рассчитанной на максимальную скорость 250 км/ч, существенно дешевле, чем на скорость 350 км/ч. Соответственно меньше затраты на подвижной состав и эксп¬луатацию. Многие мировые эксперты в области ВСМ нашли такое решение турецких железнодорожных властей весьма разумным, демонстрирующим прагматический подход к созданию современной высокоскоростной транспортной системы. Напомним, что в эксплуатации в Турции уже находится более 700 км ВСМ и сооружается около 1200 км, при том что в долгосрочных планах — создание высокоскоростной сети протяженностью около 4 тыс. км.
На заключительном заседании конгресса были объявлены две следующие страны проведения всемирных форумов по высокоскоростному железнодорожному движению: Китай, который второй раз приглашает к себе мировое железнодорожное сообщество, и Марокко, где планируют открыть первую высокоскоростную магистраль в текущем году. Правда, время проведения последующих конгрессов пока не объявлено. Предположительно, это будут 2021 и 2024 гг. Как говорится, следите за рекламой.

Егор КОМАРОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~nKK9I