Автомобильный спорт в Лесотехническом университете - Информационный портал

Автомобильный спорт в Лесотехническом университете

 
Фото: СПбГЛТУ. Дмитрий Воронов — трёхкратный чемпион России по авторалли

Фото: СПбГЛТУ. Дмитрий Воронов — трёхкратный чемпион России по авторалли

4 Февраля 2020

Автомобильный спорт в Лесотехническом университете

Казалось бы, какое отношение имеет Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова (СПбГЛТУ) к автомобильному спорту? Представьте себе, самое непосредственное.

Интерес к автомобильному спорту у студентов тогда еще Лесотехнической академии (ЛТА) пробудил поступивший туда на работу Эдвард Георгиевич Сингуринди, впоследствии основатель отделения автоспорта кафедры физической культуры, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры и заслуженный тренер РФ, автор двухтомного учебника для вузов «Автомобильный спорт», мастер спорта международного класса, двукратный чемпион СССР по авторалли, многократный победитель и призер крупных международных соревнований в составе сборной команды СССР, в том числе в ралли-марафоне «Тур Европы». В течение 20 лет — тренер сборной команды СССР по ралли. Эдвард Георгиевич до сих пор активно участвует в соревнованиях по авторалли, он многократный победитель международного ралли «Вокруг Литвы» в своей зачетной группе автомобилей на «Волге — ГАЗ-21» под традиционным номером 13.
В свое время научно-конструкторский и спортивный интересы Э. Сингуринди совпали с интересами профессора В. Б. Прохорова, заведующего кафедрой эксплуатации и ремонта машин ЛТА, крупного специалиста в области методов повышения мощности двигателей внутреннего сгорания, их надежности и эффективности и в 1974 г. на кафедре была создана лаборатория форсирования двигателей, работа в которой стала хорошей школой профессионально-прикладной подготовки студентов. 
В 1976 г. приказом Министерства высшего и среднего образования РСФСР в ЛТА было создано межвузовское отделение спортивного совершенствования как головное отделение по техническим видам спорта по всей стране. 
Спортсмены академии начали тренировки и подготовку к соревнованиям, имея 3 автомобиля ВАЗ-2101, выделенные городским комитетом ДОСААФ. В 1977 г. состоялось первое крупное выступление команды ЛТА во всесоюзном авторалли «Невская застава», где в упорной борьбе она заняла первое место. 
Важным событием в жизни автоспорта не только в ЛТА и Ленинграде, но и в СССР стал выход в свет в 1978 г. книги Э. Г. Сингуринди «Авторалли», где впервые в нашей стране была опубликована методика составления и применения скоростной стенограммы, без которой невозможно достичь высокого результата в современном авторалли. Сегодня это бестселлер. 150 сл.jpg
Ректор ЛТА предоставил межвузовскому отделению помещение бывшего химсклада и четырех сотрудников, что стало новым существенным импульсом развития автоспорта в академии. В секцию пришли многие студенты других вузов, а также школьники и учащиеся ПТУ.
При активной помощи ДОСААФ бывший склад преобразился в 2-этажное здание с учебными классами, преподавательской комнатой, боксами для технического обслуживания и ремонта спортивных автомобилей, комнатой отдыха и другими бытовыми помещениями. Всё это было создано руками студентов разных вузов на общественных началах. В этой работе приняли участие около 200 человек. 
Удивительным, а потому «подозрительным» было то, что построенные помещения площадью более 800 кв. м не имели никакой затратной стоимости. Был год, когда подразделение проверялось 17 комиссиями. Ответ мог быть только один — спортивные результаты, строгая дисциплина и успешная учеба.
С этого времени отделение автоспорта ежегодно получало через систему ДОСААФ по 2−3 новых стандартных автомобиля, на базе которых строились спортивные автомобили, а также автомобили для технического и медицинского обеспечения. 
Большое внимание стало уделяться физической и психологической подготовке студентов. Была разработана и успешно применена методика идеомоторной и аутогенной тренировки, в этой работе впервые в нашей стране принимали участие спортивные психологи высшей квалификации. 
Организационная структура, учебная программа и методическое обеспечение работы отделения были признаны как рекомендуемая Минвузом модель развития технических видов спорта в вузах страны. По инициативе начальника отдела физического воспитания и спорта Министерства высшего образования РСФСР Б. Н. Минаева в разных вузах страны было создано более 30 подобных отделений. Появилось небольшое целевое финансирование, но основная часть работы выполнялась студентами на общественных началах, в том числе все строительные работы.
С 1980 по 1988 г. сборная команда ЛТА 7 раз становилась чемпионом Ленинграда по авторалли, 5 раз побеждала на чемпионате города по трековым автогонкам, а также 4 раза побеждала на всесоюзных соревнованиях. 
В 1985 г. после посещения отделения автоспорта председатель ЦК ДОСААФ СССР адмирал флота Г. М. Егоров вручил почетный знак ЦК ДОСААФ ректору ЛТА А. И. Кип¬рианову за плодотворную профессионально-прикладную подготовку и военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи средствами и методами автоспорта. В 1988 г. студенческий экипаж Галины Гроховской и Маргариты Вержиковской в составе сборной команды СССР по ралли стал победителем на этапе чемпионата Европы в Болгарии, а в 1989 г. — призером на этапе чемпионата мира в Финляндии в женском зачете на автомобиле «Лада-Вихур». 
Несмотря на полностью прекратившееся финансирование и развал системы ДОСААФ в 1991 г., раскрученный «маховик» отделения некоторое время способствовал достижению заметных успехов команды ЛТА в автоспорте. В 1992 г. Александр Денисов и студент Николай Шаповалов стали обладателями Кубка Европы по авторалли в зачетной группе спортивных автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1600 см³, выполнив норматив мастера спорта международного класса. 
С начала 1990-х спортивная составляющая работы отделения была направлена в основном на развитие массовых дисциплин автоспорта, таких как спортивное и прикладное автомобильное многоборье, фигурное вождение (скоростное маневрирование), ралли-спринт и др.
Ежегодно профессионально-прикладную¬ подготовку на отделении автоспорта проходят от 90 до 120 студентов СПбГЛТУ. Большое внимание уделяется прикладной направленности автоспорта на обеспечение безопасности дорожного движения, психологическому тестированию студентов и специальной физической подготовке. Начиная с 1997 г. ежегодно проводятся официальные чемпионаты Санкт-Петербурга среди студентов вузов по автомобильному многоборью и ралли-спринту. В командном зачете студенты СПбГЛТУ являются бессменными чемпионами нашего города по этим дисциплинам.
В 2002 г. глава администрации Выборгского района Санкт-Петербурга В. И. Колесников в присутствии тысячи студентов-первокурсников вручил отделению автоспорта ключи от автомобиля ВАЗ-2108. Этот призовой автомобиль — награда за успехи в массовых видах автоспорта команды ЛТА был первым и последним новым государственным автомобилем на отделении автоспорта после 1988 г.
Сегодня мы имеем 5 действующих государственных спортивных автомобилей, которые на протяжении более чем 20 лет не получили ни одного литра бензина, и о них вспоминают только в момент очередных проверок.
Значительных успехов в автоспорте достигла династия Вороновых: Сергея Ивановича, стоявшего у истоков образования отделения автоспорта, и его сыновей — старшего Владимира и младшего Дмитрия. Все трое — выпускники ЛТА разных лет.
Сергей Воронов пришел в секцию раньше, чем стал студентом 1-го курса лесомеханического факультета. В хозяйственной деятельности отделения автоспорта он был одной из ключевых фигур: о таких принято говорить «мастер на все руки». Сергей стал мастером спорта СССР, членом сборной команды Ленинграда, победителем и призером многих крупных соревнований по авторалли и трековым гонкам. Его старший сын Владимир добился значительных успехов в автоспорте, однако результаты Дмитрия превзошли достижения в автоспорте и отца, и старшего брата. В 2008 и 2009 годах он стал чемпионом Санкт-Петербурга среди студентов вузов по автомобильному многоборью. В 2008 году — серебряным призером Кубка России по авторалли и выполнил норматив мастера спорта РФ. В 2009 году стал бронзовым призером чемпионата России. Закончив ЛТУ, Дмитрий Воронов завоевал серебряную медаль чемпионата России в 2012 году, в 2015 году стал обладателем Кубка России. В 2016 году Дмитрий стал чемпионом России и одновременно обладателем Кубка России по авторалли. В 2017 и 2018 годах Дмитрий снова побеждал на чемпионатах России и, таким образом, стал трехкратным чемпионом России по классическому ралли. К тому же в 2018 году выиграл серебряную медаль чемпионата России по ралли-рейдам. В настоящее время работает старшим преподавателем на кафедре физической культуры и продолжает практическую деятельность в сфере автоспорта, имеет два высших образования: инженерно-техническое и спортивно-педагогическое.
Владимир Воронов руководит сложной технической жизнью на автомобильном отделении. Оба брата стали тренерами высочайшего уровня.
За время существования отделения более 3000 студентов получили глубокие знания по теории, конструкции и технической эксплуатации автомобилей, подготовлено 6 мастеров спорта международного класса, 25 мастеров спорта, 48 кандидатов в мастера спорта и более 400 разрядников. Опубликованы: двухтомный учебник для вузов, 4 монографии, 6 учебно-методических пособий, более 30 научно-методических статей, защищены 4 диссертации — 3 кандидатские и 1 докторская. 
Инженерно-техническая подготовка является в наибольшей степени определяющей особенностью автоспорта как технического вида спорта. Подготовка автомобилей должна осуществляться в соответствии со спортивной классификацией и техническими требованиями к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях. Технические требования содержат перечень ограничений, а также разрешенных изменений и дополнений при подготовке автомобиля к соревнованиям.
Все это требует от студентов расширения и углубления знаний, приобретенных в процессе подготовки по техническим дисциплинам в вузе, развития практических умений и навыков для решения конкретных технических задач в будущей профессиональной деятельности. 
В настоящее время при активном участии студентов на отделении выполняется научно-исследовательская работа по теме «Исследование влияния конструктивных усовершенствований ходовой части на устойчивость и управляемость спортивных автомобилей в различных дорожных и погодных условиях».
В последние 2 года при поддержке ректора Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) профессора В. Н. Васильева и ректора СПбГЛТУ профессора Ю. И. Беленького сложилось плодотворное сотрудничество инженерно-технической бригады Лесотехнического университета, возглавляемой Владимиром Вороновым, с молодым и перспективным автогонщиком, студентом Университета ИТМО Климом Гавриловым, который в 2019 г. стал бронзовым призером чемпионата России в спортивной дисциплине «Кольцевые гонки Туринг».
С 1 по 3 ноября 2019 г. в Риме под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA) прошли соревнования «FIA Motorsport Games» по шести дисциплинам автоспорта (GT, Touring Cars, Formula 4, дрифт, цифровой автоспорт и картинг). Клим Гаврилов завоевал золотую медаль в соревнованиях по дисциплине «Touring Cars» и обеспечил 1-е место в национальном зачете сборной команде России, которая выступала во всех шести дисциплинах. В дрифте и картинге наши спортсмены завоевали бронзовые медали.
Из более чем 30 специализированных отделений технических видов спорта, созданных в 70-е гг. в вузах по инициативе Минвуза РСФСР, в настоящее время осталось только отделение автоспорта СПбГЛТУ. 
С момента возникновения межвузовского отделения автоспорта в ЛТА в 1976 году прошло более сорока лет, и, несмотря на непонимание, а зачастую прямое противодействие многих чиновников, отделение достойно продолжает старые и создает новые традиции отечественного автоспорта и воспитывает будущих чемпионов, которые составляют гордость страны.

Фото: СПбГЛТУ. Многократный победитель международного ралли «Вокруг Литвы» Э. Г. Сингуринди и его автомобиль «Волга — ГАЗ-21»
В. И. РОМАНЕНКО, 
руководитель отделения 
автомобильного спорта СПбГЛТУ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 1 (156) ЯНВАРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~YlW7O