Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Юбилей » Сергей Рахманинов и Петербургская Консерватория

Сергей Рахманинов и Петербургская Консерватория

Источник фото: © СПбГК ИМ. Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
К 150-летию со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Рахманинова Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова подготовила выставку материалов, представляющих документальное наследие композитора в своем собрании.
 
В Петербургской консерватории Сергей Рахманинов впервые оказался в 9-летнем возрасте — в 1882 г. (в то время она располагалась на Театральной улице в доме № 1/3, сейчас это улица Зодчего Росси). Его зачислили в класс специального фортепиано В. В. Демянского, педагога добросовестного, с хорошей техникой, трудолюбивого и доброжелательного. Кроме того, в программу обучения Рахманинова по музыкальным дисциплинам на младшем отделении входили хоровое пение, элементарная теория, сольфеджио и гармония; эти предметы он последовательно изучал под руководством А. И. Рубца, Л. А. Саккетти и А. К. Лядова.
Обстоятельства сложились таким образом, что обучение Рахманинова в Петербурге продлилось недолго: до летних месяцев 1885 г. Но за эти три года он сумел достигнуть хороших результатов, показав хоть и малый, но уверенный рост своего профессионального мастерства. Об успеваемости в классе фортепиано свидетельствуют оценки за выступления на публичных (то есть переходных) экзаменах, выставленные профессорами-пианистами — членами экзаменационной комиссии. Так, в мае 1883 г., через год после поступления, Сергей Рахманинов на экзамене получил балл 4½ (весьма хорошо), а за год — 3½ балла (довольно хорошо). За исполнение пьесы в следующем году комиссия единодушно выставила балл — 4½, а в 1885 г. в графе «Годичная отметка учащегося» уже выставлено 5. Точно неизвестно, что играл тогда Рахманинов-ученик. Но, по-видимому, это были близкие произведения к тем, с которыми он выступал на учебных концертах (за время обучения он четыре раза участвовал в «состязательных вечерах»). Его репертуар полностью соответствовал требованиям специального курса фортепиано того времени: большое место, наряду с произведениями композиторов-классиков, уделялось именно учебно-педагогической литературе. Из отчетов Санкт-Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества и консерватории, ежегодно печатавших подробные данные о музыкально-общественной деятельности столицы, можно узнать, какие произведения были исполнены юным Рахманиновым: это этюд Э. Багге, сонатина Г. Беренса, токката Ф. Калькбреннера, двухголосная инвенция ми-мажор и прелюдия И. С. Баха, рондо В. А. Моцарта, вариации соль-мажор Л. ван Бетховена, пьеса «Из детства» К. Лешгорна. Нет сомнений, что как пианист Рахманинов полностью выполнял требования, предъявляемые учебным планом.
Иначе обстояло дело с теоретическими дисциплинами. Первым педагогом Рахманинова по элементарной теории и сольфеджио был А. И. Рубец, который занимался с воспитанниками по собственному учебнику «Музыкальная азбука». Обнаружив у Сергея уверенное знание нотной грамоты, прекрасную память и абсолютный слух, он отвел его в класс гармонии Л. А. Саккетти, который, однако, занимался не по учебникам, а читал свои собственные лекции — их необходимо было записывать. Конечно, юный Рахманинов не смог сделать это на должном уровне, и поэтому вскоре вынужден был вернуться в класс теории и сольфеджио. Неизвестно, как дальше проходило его обучение в теоретических классах, но на экзамене в мае 1885 г. он отсутствовал и, как широко известно, уже осенью стал учеником Московской консерватории.
Рахманинов вернулся в Петербургскую консерваторию много лет спустя, уже будучи всемирно известным композитором и пианистом. Незабываемое впечатление оставило его выступление на концерте 30 октября 1916 г. в Малом зале консерватории (сейчас историческое здание на Театральной площади, дом 3). В тот вечер публика не только услышала новый вокальный опус композитора — Шесть романсов ор. 38 на стихи современных поэтов, но и оценила прекрасный артистический дуэт: талантливая камерная певица Нина Кошиц и автор, выступивший в качестве аккомпаниатора.
В сентябре 2007 г. в Санкт-Петербургской консерватории, в связи с ее 145-летием, были установлены новые мраморные доски с именами выдающихся учеников и педагогов. Среди них появилось и имя Сергея Рахманинова. Ныне, в год 150-летнего юбилея С. В. Рахманинова, Петербургская консерватория организовала целый ряд концертов, посвященных разным сторонам его богатого музыкального наследия. В исполнении педагогов и студентов и в консерватории, и на других многочисленных концертных площадках города звучит симфоническая, форте¬пианная, камерная (вокальная и инструментальная) музыка великого композитора. Сотрудники Научной музыкальной библиотеки подготовили выставку материалов, представляющих документальное наследие Рахманинова (его письма, расписки, телеграммы), прижизненные издания сочинений, научные труды и очерки о творчестве, концертные программы, фотографии.
Всё это свидетельствует о благодарной памяти и неизбывном чувстве гордости: Сергей Васильевич Рахманинов начал свой путь профессионального музыканта в стенах первой русской консерватории в Петербурге.
Марина МИХЕЕВА,
кандидат искусствоведения,
старший преподаватель кафедры
истории русской музыки,
член Союза композиторов Санкт-Петербурга
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 4 (192) АПРЕЛЬ 2023
 
СПРАВКА
 
К 150-летию со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера С. В. Рахманинова Санкт-Петербургская консерватория проводит ряд мероприятий не только в своих стенах, но и на других городских концертных площадках, а также на родине музыканта, в Великом Новгороде.
Уже прошла II Международная научно-практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова, в рамках II Международного конкурса хоровых дирижеров имени профессора Валерия Успенского, посвященная хоровому наследию композитора.
В концертном зале консерватории проходят и будут проходить многочисленные концерты.
23–24 октября 2023 г. в рамках XXIII фестиваля «Международная неделя консерваторий» состоится Международная конференция «С. В. Рахманинов — личность, искусство, наследие».