Путейцы сверяют часы

Источник фото: © ДАРЬЯ ОСИНСКАЯ

В Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) прошла V национальная научно-практическая конференция с международным участием «Путь XXI века». Конференция, которая проводится раз в два года, была посвящена 100-летию кафедры «Железнодорожный путь».

— Путейская специальность существует с начала эксплуатации железных дорог и является одной из первых железнодорожных специальностей. Ее корни уходят в глубокое прошлое, к моменту основания Института Корпуса инженеров путей сообщения, — говорит первый проректор — проректор по научной работе Тамила Титова.
— Меня часто спрашивают: «Почему кафедра отмечает столетие, если университету уже 214 лет и дисциплины, связанные с расчетами, конструкцией и технологией обслуживания железнодорожного пути, читались с самого начала строительства железных дорог?» Отвечаю: в течение 111 лет не было ни факультетов, ни кафедр. Кафедра «Путь и путевое хозяйство» была выделена в 1923 г. в самостоятельное подразделение через несколько лет после создания факультета сухопутных сообщений. На кафедре преподавался курс «Устройство и содержание железнодорожного пути» и осуществлялась подготовка инженеров по этому направлению. С 1954 г. кафедра носит название «Железнодорожный путь», — объясняет заведующий кафедрой Андрей Романов. 
Задачи перед новым подразделением института ставило молодое советское государство: нужно было быстро готовить инженерные кадры из пролетарской молодежи. Под руководством первого заведующего — профессора Сергея Демьяновича Карейши — и второго заведующего — профессора Ивана Яковлевича Маноса — преподавателями кафедры были разработаны и успешно реализованы новые методы ¬обучения, читаемые курсы лекций были максимально приближены к практическим запросам производства. Практику студенты проходили на линейных объектах железных дорог под руководством своих наставников. Тесная связь с практикой осталась в традициях кафедры.
— Огромные знания, которые накопили коллеги, применяются в развитии всего железнодорожного транспорта в нашей стране. Ни один проект «Ленгипротранса» не обходится без научного сопровождения ПГУПС, кроме того, более половины наших сотрудников — выпускники Университета путей сообщения, — говорит генеральный директор АО «Ленгипротранс» Дмитрий Голубовский.
Время ставило перед кафедрой разные задачи. В довоенное время сотрудниками кафедры был успешно выполнен ряд ¬научно-инженерных разработок для железных дорог. В частности, решались вопросы снегозащиты на железных дорогах от сильных метелевых заносов. Пособие «Наставление по борьбе со снежными заносами» долгое время было исчерпывающим руководством для линейных работников железных дорог.
Во время Великой Отечественной войны студенты и преподаватели Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (так назывался ПГУПС с начала 1930-х гг.) принимали активное участие в проектировании и строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом, в сохранении зданий и имущества института от артиллерийских обстрелов и бомбежек.
Послевоенный учебный процесс на кафедре был несколько видоизменен в связи с необходимостью скорейшего восстановления разрушенных железных дорог и применения на путевых работах новых машин и механизмов.
Отдельная тема и гордость кафедры – это работа на космодроме Байконур. С 1964 по 1993 г. сотрудники кафедры участвовали в создании, проектировании, строительстве и эксплуатации специальных путей для Байконура. В результате был сооружен целый комплекс путевой сети, обслуживающий работу подъемно-установочных и трейлерных агрегатов массой до 4000 т и размерами до 150 м. На кафедре сохранился пресс, который обеспечивает прокат одного «космического» колеса. В 1972 г. Академия наук СССР наградила кафедру «Железнодорожный путь» памятной медалью и грамотой в ознаменование первого выхода человека в космическое пространство. В 1988 г. за создание и надежность специальных рельсовых путей по обеспечению путевой инфраструктуры системы «Энергия-Буран» кафедра получила еще одну памятную награду — благодарность от имени Главного конструктора космодрома Байконур академика АН СССР В. П. Бармина.
Сегодня на кафедре учатся 960 студентов по двум формам обучения. Получают специальность «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» и специализацию «Управление техническим состоянием железнодорожного пути». Две трети — это целевой набор от Октябрьской, Северной, Горьковской, Калининградской  дирекции инфраструктуры, дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД». Обучают здесь и по программам дополнительного образования. У сотрудников кафедры за плечами богатый опыт, который они передают и молодым сотрудникам, и студентам.
— Кафедра «Железнодорожный путь» является сегодня главным экспертом по путевому хозяйству службы по надзору в сфере транспорта, мы в тесном контакте, — отмечает и. о. заместителя начальника Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу Александр Зайцев. 
Сотрудничество с транспортной отраслью обсудили на конференции: от вопросов разработки и внедрения инновационных конструкций, технологий обслуживания и ремонта железнодорожного пути, разработки цифровых моделей и двойников при управлении жизненным циклом железнодорожного пути до обеспечения опережающей подготовки кадров для путевого комплекса инфраструктуры железнодорожного транспорта.
— Основные векторы развития кафедры продиктованы тесным взаимодействием с «РЖД». Центральная дирекция инфраструктуры «РЖД» создала прекрасный полигон на нашей геобазе. К 100-летию кафедры открыт путейский класс для практической подготовки, Октябрьская дирекция поставила программное обеспечение для отработки навыков в виртуальной и дополненной реальности. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, а конференция — это возможность сверить часы с партнерами и отраслевыми вузами, — говорит Андрей Романов.
Дарья Осинская

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 8 (196) СЕНТЯБРЬ 2023