Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Юбилей » 50 лет на БАМе: стройотряд — это причастность к значимому

50 лет на БАМе: стройотряд — это причастность к значимому

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА ПГУПС
Летом 1973 г., за год до официального старта строительства Байкало-Амурской магистрали, на БАМ были направлены студенческие строительные отряды (ССО) четырех факультетов Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта: строительного, мостов и тоннелей, механического и электротехнического.
 
Для оперативного управления работой студентов в Восточной Сибири был сформирован зональный студенческий строительный отряд «Байкал» (ЗССО «Байкал»). Линейные отряды были рассредоточены на протяжении около 600 км вдоль трассы от Байкальского (сейчас Дабанского) до Северомуйского тоннелей.
В дальнейшем, вплоть до 1987 г., ежегодно ЛИИЖТ формировал по 10 линейных отрядов. Кроме того, к ЗССО «Байкал» по распоряжению штаба Ленинградского областного студенческого строительного отряда присоединялись линейные отряды других вузов города, а также направлялись по два-три отряда местного Бурятского формирования. Общая численность зонального отряда составляла 700–800 человек.
Путевые работы, работы на тоннельных порталах, благоустройство поселков, строительство детских учреждений, магазинов, овощехранилищ, жилых зданий, чтение лекций, концерты — это неполный перечень того, чем занимались бойцы ССО.
Несмотря на то, что для студентов всех специальностей ЛИИЖТа работа в студенческих строительных отрядах на БАМе считалась производственной практикой, попасть в такой отряд было нелегко: командир и комиссар тщательно рассматривали каждую кандидатуру. Злостных должников и прогульщиков не принимали.
Помимо трудовой была организована и культурная жизнь. Самым ярким событием был Фестиваль студенческих отрядов в Северобайкальске, на который съезжались бойцы со всего Бурятского участка БАМа от Давана до Таксимо. После торжественной части с традиционными официальными церемониями проводился концерт. В каждом отряде всегда оказывались талантливые ребята, которые пели, играли, разыгрывали сценки из жизни отрядов.
Процесс III трудового семестра состоял из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. Каждый из них чрезвычайно важен. Подготовительный этап включал период от формирования отряда до его приезда на место дислокации: заключение договоров с принимающими организациями; организация субботников для создания фонда, используемого для приобретения стройотрядовской формы и атрибутики (шевроны, флаги, вымпелы и прочее); прохождение прививок от клещевого энцефалита и туляремии; подготовка и заблаговременное направление на место дислокации квартирьеров для строительства лагеря к приезду основного отряда; организация и проезд отряда к месту дислокации.
Основной этап — производственно-хозяйственная деятельность, культурно-воспитательная и просветительская работа среди строителей и местного населения.
Заключительный этап — возвращение отрядов домой. И это всё происходит с выездом на расстояние в несколько тысяч километров.
Путь к месту дислокации отрядов был долгим: летели до Иркутска, затем одни отряды улетали самолетами до Нижнеангарска, а другие уезжали автобусами до поселка Листвянка, из которого на катерах переплывали Ангару в порт Байкал и далее рано утром грузились на судно на подводных крыльях «Комета». Через 12 часов приходили в Северобайкальск. Таким же был путь и обратно. Одним словом — трансфер не из простых.
Жизнь в лагерях ССО строилась по воинскому принципу. Дисциплина была очень строгой: утренние разводы, вечерние поверки, неукоснительное соблюдение сухого закона, жизнь по распорядку и так далее. На производстве — жесткие требования соблюдения техники безопасности при производстве работ. В быту — контроль за приготовлением пищи (столовая была своя), соблюдением личной гигиены.
Многие студенты-участники студенческих строительных отрядов, а затем выпускники по распределению были направлены на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и ее эксплуатацию.
Вряд ли кто-то из прошедших школу стройотрядов пожалел, что ему довелось потрудиться на БАМе. Они побывали в далеких краях, познакомились с природой, достопримечательностями, людьми, своими глазами увидели уникальное озеро Байкал, проявили самостоятельность, получили дополнительные трудовые навыки, нашли многочисленных друзей на всю жизнь.
Но не только стройотрядами помогал ЛИИЖТ БАМу, с самого начала для решения широкого круга проблем, связанных со строительством магистрали, в вузе был создан Совет по координации научно-исследовательских работ.
БАМ стал отправной точкой широкого внедрения реального дипломного проектирования. Уже в 1975 г. было создано Учебно-производственное объединение кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог» и технического отдела Ленгипротранса. Именно в этом году с учетом заключения экспертизы Министерства путей сообщения по техническому проекту Ленгипротранса специалисты проектного института предложили 17 тем по разработке и сравнению вариантов трассы БАМ на участке Чара — Тында. Преддипломная практика 17 студентов проходила в Ленгипротрансе, ведущие специалисты которого стали вторыми руководителями проектов. Реальное дипломное проектирование значительно отличается масштабом, объемом и качеством решаемых задач. Работа и руководителей, и студентов становится гораздо более трудоемкой и ответственной. С тех пор реальное дипломное проектирование в университете развивается, и скоро ему исполнится 50 лет!
После 1975 г. студенты отправлялись на практику на БАМ и вне студенческих строительных отрядов. Они успешно работали и в проектно-изыскательских партиях и на появляющихся предприятиях региона БАМ.
В 1990-е гг. интерес государства к БАМу резко упал. Журналисты даже придумали для нее ярлык «Дорога в никуда» и сделали из БАМа символ эпохи застоя. Однако сегодня ситуация изменилась в противоположную сторону: объемы перевозок к портам Дальнего Востока значительно возросли, что потребовало разработки инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».
В 2014–2018 гг. специалистам ПГУПС было поручено методологическое сопровождение (технологический аудит) объектов особой государственной важности (стоимостью строительства два и более миллиардов рублей), и университет с честью справился с задачей. В этом проекте предусмотрены конкретные мероприятия по реконструкции объектов инфраструктуры, строительству вторых путей, сооружению двухпутных вставок, запланированы огромные капиталовложения. В зоне тяготения к БАМу началось активное экономическое освоение месторождений полезных ископаемых. В связи с этим возрождается студенческое стройотрядное движение.
В этом году на БАМ выезжают два студенческих строительных отряда численностью 60 человек. Пожелаем ребятам доброго пути!
Николай БУШУЕВ,
декан факультета
«Транспортное строительство»,
командир ЗССО «Байкал» 1985 г.,
Сергей ШКУРНИКОВ,
заведующий кафедрой
«Изыскания и проектирование
железных дорог»,
командир ЗССО «Байкал» 1983 г. 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 7 (195) ИЮЛЬ 2023. СПЕЦВЫПУСК