В рамках ПМЭФ состоялась дискуссия о будущем российского высшего образования. Глава Министерства науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в открытом диалоге на тему «Национальная система высшего образования Российской Федерации». В нем приняли участие представители студенческого медиацентра Министерства науки и высшего образования РФ и студенты — победители Всероссийского конкурса социальных проектов Инносоциум. В первую очередь обсудили те изменения, которые произойдут в результате реформирования системы образования.
— Мы придерживаемся очень простого правила: все, кто учится по действующим программам, получат те дипломы, на которые они рассчитывали. Все изменения будут, еще раз говорю, последовательными. В первую очередь они будут касаться тех вузов, которые зашли в эксперимент, и тех выпускников школ, которые поступят в этом году, — сказал Валерий Фальков.
Одним из событий первого дня форума стал традиционный деловой завтрак у ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) академика РАН Андрея Рудского. Темой утренней встречи стала «Медицина XXI века. Выбор правильной стратегии развития». Участники завтрака поделились своими взглядами на развитие современного здоровьесбережения, внедрение в медицину передовых технологий, необходимость насыщения российского рынка здравоохранения инновационными продуктами и услугами. В завершение встречи соглашение о вступлении СПбПУ в ИОТ-консорциум вузов (ИОТ — индивидуальные образовательные траектории) подписали ректор вуза Андрей Рудской и председатель Совета ИОТ-консорциума вузов Владимир Рахтеенко. Вступление СПбПУ, лидера по многим направлениям среди технических вузов страны, в ИОТ-консорциум будет способствовать повышению его конкурентоспособности как глобального научно-образовательного центра, интегрирующего мультидисциплинарные научные исследования и лучшие в классе технологии для всех отраслей промышленности.
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) на форуме представили ректор Руслан Киричек и проректор по проектной деятельности Евгений Милаев. Эксперты СПбГУТ посетили серию тематических сессий, посвященных развитию российской экономики и обеспечению технологического суверенитета, поддержке образования и рынка труда. Кроме того, представители университета провели переговоры с участниками ПМЭФ — специалистами в области цифровизации, науки и бизнеса.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) провел панельную сессию «Реализация промышленно-инновационного потенциала стран СНГ: роль университетского сообщества». Сессия объединила ректоров ведущих вузов стран СНГ — Азербайджана, Белоруссии, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении, ряда российских вузов. Основной целью дискуссии стало формирование общего видения роли университетов стран СНГ в развитии промышленно-инновационных экосистем, механизмов региональной кооперации, в том числе в создании межгосударственных и межвузовских проектных команд для решения конкретных задач развития экономики стран СНГ, включая сквозные международные проекты, «сшивающие» пространство содружества в энергетическом секторе, транспортно-логистической сфере, проекты по формированию региональных цепочек производства в стратегических отраслях промышленности. В рамках ПМЭФ эксперты обсудили создание Ассоциации университетов СНГ, а также подписали меморандум о ее создании, подписи под которым поставили руководители Армянского государственного экономического университета, Белорусского государственного экономического университета, Кыргызского экономического университета имени Мусы Рыскулбекова, Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ», Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Уральского государственного экономического университета, Таджикского государственного финансово-экономического университета, Ташкентского государственного экономического университета.
Руководители художественных вузов приняли участие в дискуссии «Русская школа дизайна. Кадры для новой экономики».
— Симбиоз высшего и среднего образования — это залог успеха обучения специалистов для индустрии дизайна, — считает ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. — Применяемые сегодня в обучении технологии 3D-сканирования и создания двойников и аватаров могут позволить Петербургу стать столицей цифрового промышленного дизайна.
По словам ректора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Анны Кислицыной, тесное взаимодействие со Всероссийским научно-исследовательским институтом технической эстетики, создание Научно-исследовательского сектора позволили работать над сложнейшими государственными проектами широкого спектра — от бытовых изделий, мебели и оборудования, выпускаемых массовыми тиражами, до дизайна средств транспорта и инструментов для космоса.
В рамках программы форума состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена с учебно-методическим центром военно-патриотического воспитания молодежи «Аванград». Эта авторитетная организация была учреждена правительствами Москвы и Московской области при поддержке Министерства обороны РФ. От Герценовского университета соглашение подписал ректор Сергей Тарасов, от центра — директор Дарья Борисова. В планах партнеров — совместная разработка образовательных и методических программ в сфере гражданского и военно-патриотического воспитания детей и молодежи, а также подготовки педагогических кадров.
Своеобразным подарком гостям форума стала и выставка детского рисунка, организованная Университетом Герцена. В экспозиции были представлены лучшие работы участников Всероссийского конкурса детского рисунка «XXI век глазами детей», проводившегося вузом в рамках Года педагога и наставника. Конкурс направлен на создание условий для выявления творческого потенциала детей, широкого знакомства с результатами детского художественного творчества, формирования исторического сознания подрастающего поколения, а также на пополнение архива современных детских рисунков. Вот почему проект вызвал интерес у коллег из Архивного комитета Санкт-Петербурга. «На полях» форума ректор Герценовского университета Сергей Тарасов и председатель комитета Пётр Тищенко обсудили вопросы передачи детских рисунков в городской архив.
В рамках ПМЭФ состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия». Шесть проектов кафедры Е4 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем» Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова стали победителями. Первое место и золотую медаль в номинации «Моя гордость. Моя малая Родина» заслужил кандидат технических наук Зайнодин Расулов с проектом «Популяризация инновационных технологий в современном образовании и инженерной профориентации среди школьников горных сел Республики Дагестан».
На ПМЭФ-2023 состоялся диалог «Восточная коллегия». Заседание, которое планируется сделать постоянным, было посвящено перспективам развития отечественной школы востоковедения. Участие в дискуссии приняли представители Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ имени М. В. Ломоносова), Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и Министерства иностранных дел РФ.
Декан восточного факультета СПбГУ, генеральный директор Государственного Эрмитажа академик РАН Михаил Пиотровский отметил, что глубинное понимание стран Востока зиждется только на многолетней подготовке.
— Наука, рожденная как энциклопедическая в XVIII в., в XXI оказалась чрезвычайно востребованной. Это синтетическая наука, находящаяся на стыке всех гуманитарных дисциплин. Она позволяет нам через призму «двойной оптики» рассуждать серьезно и тонко о другом мире, — рассказал Михаил Пиотровский.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова профессор Алексей Маслов обратил внимание на проблему того, что нынешнее востоковедение не всегда способно оперативно и полно реагировать на запросы рынка.
— Оказалось, что Азия меняется быстрее, чем наши знания о ней. Таким образом, способность прогнозировать то, как будут развиваться другие регионы в перспективе нескольких лет и даже десятилетий, а значит, чему и как обучать студентов, предопределит будущее востоковедения, — уверен профессор Маслов.
По его словам, до конца текущего года ожидается принятие Минобрнауки национальной программы поддержки востоковедения и африканистики, которая подразумевает создание во всех регионах сети экспертно-аналитических центров по работе со странами Азии и Африки и подготовке квалифицированных кадров.
Своим видением темы со стороны сферы культуры и искусства поделился ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой народный артист России Николай Цискаридзе. «Я очень рад, что разворот на Восток произошел. Этот рынок гораздо обширнее, гораздо богаче и гораздо интереснее, — заметил Николай Цискаридзе. — Со своей стороны я готов к любому сотрудничеству. И что касается моей профессии — могу сказать, что всегда испытываешь гордость, когда, где бы ты ни выступал — в Буэнос-Айресе, Бразилиа или Токио, ты везде находишь подтверждение тому, что если в этом месте есть школа балета, то она была основана русскими».
Директор Института восточных рукописей РАН профессор Ирина Попова обратила внимание на важность сохранения и поддержки редких специализаций, в том числе в области изучения древних языков. Она отметила, что Восток в целом очень традиционен, поэтому без знания древности понять современные восточные страны крайне сложно.
Владимир ВОЛОДИН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (194) ИЮНЬ 2023