И зазвучал «Голосъ гвардии»…

Источник фото: © НАТАЛЬЯ ЛОГВИНОВА-БЕЙСОВА
История хора «Голосъ гвардии» началась с того, что представители Санкт-Петербургского ¬военного ордена Жукова института войск национальной гвардии обратились в администрацию Красносельского района с просьбой помочь найти руководителя вокального ансамбля и педагога по вокалу.
 
Как у гвардии появился «Голосъ»
Это было семь лет назад. Марина Игоревна Пшеничных, один из руководителей администрации культурно-досугового комплекса «Красносельский», где я возглавляла молодежный ансамбль, позвонила мне и спросила, не желаю ли я попробовать организовать в военном институте коллектив? Конечно, мне это было интересно. В студенческие годы я была помощником руководителя хора мальчиков, и вот появилась возможность поработать со взрослым мужским хором.
Есть такая цитата известного хорового деятеля Бориса Тараканова «Невозможно создать хор, сомневаясь в том, что это удастся» (из книги «Хор вам в помощь»). Я и не сомневалась!
Встретилась с Еленой Евгеньевной Алексеевой, прапорщиком, авторитетным работником клуба военного института, и процесс был запущен! На первой репетиции присутствовали человек девять. Полковник Владимир Николаевич Соловьёв — тогда заместитель декана по политической работе факультета морально-психологического обеспечения — спросил меня, достаточно ли курсантов? На что я ответила, что девять человек — это мало, что я — дирижер-хоровик по специальности, и нужно делать хор. Первый состав хора — 23 курсанта. Конечно, помню всех поименно и со многими продолжаю общаться. Эти парни стояли у истоков создания коллектива.
Название — это еще одна важная деталь, без которой ни один корабль не начинает свое плавание. Мы сразу создали хоровой чат ВКонтакте и по методу «мозгового штурма» искали название коллектива, набрасывая варианты. На это ушла целая ночь, и это было незабываемо. Те, кто придумывали тогда название хору, думаю, не понимали во всей полноте, что они творят историю. Классных названий было несколько. И было еще не совсем понятно, что именно «Голосъ гвардии» окажется определяющим. Название предложил курсант — тогда второго курса 10-й роты — Марсель Пириев. И добавил букву «ъ» (Еръ) в слово «голос».
И началась... история. Не могу не процитировать еще одно изречение из той же книги: «Прежде чем создавать хор, подумайте о судьбоносности своего решения». Это, пожалуй, всё о создании и названии хора.
 
«Азбука» хора
Коллектив был создан, и, естественно, мы задумались о том, что будем петь. На тот момент специфика именно этого института мне была не совсем ясна, понимание пришло по мере работы. Поскольку я музыкант и профессиональный дирижер-хоровик, на момент моего появления в институте у меня за плечами уже был достаточный опыт артистической деятельности: Петербургский камерный хор под управлением Николая Корнева в «Петербург-концерте», Михайловский театр оперы и балета, хор Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории, городской проект «Опера всем» и множество гастрольных поездок в составе ансамбля солистов по Европе. Мы выступали в Австрии, Германии, Голландии, Франции и Великобритании. Вместе с супругом Константином Логвиновым мы исполняем музыку собственного сочинения в авторском проекте.
Сейчас я являюсь руководителем трех хоровых коллективов. Хор «Голосъ гвардии» самый молодой из них — седьмой год жизни. Имея певческий опыт, опыт сочинительства, написания аранжировок для разных составов, в том числе и симфонических, а также опыт концертной деятельности и гастрольных поездок, я понимала, какие произведения важно включить в репертуар хора, чтобы он стал лицом института. Но первые произведения, которые мы взяли в репертуар, — это инициатива самих парней. Именно они предложили песни «Когда мы были на войне», «Любо, братцы, любо», «Не для меня» — это классический репертуар любого мужского хорового коллектива. Народные песни, казачьи романсы. Это наша «азбука», наш «алфавит». Духовные корни России, основа истинного патриотизма. Самый богатый, исконно русский стиль, древний и при этом всегда современный — это а капелла — пение без сопровождения музыкальных инструментов. Почему хор начал с самого сложного, с профессиональной точки зрения, стиля? Да потому, что всё под рукой: голос всегда с нами. Самый древний музыкальный инструмент. Не нужно искать инструменты и исполнителей, которые на них сыграют.
Вот по такой «азбуке» хор учился петь на разные голоса. В репертуаре стали появляться песни, которые передают и удаль молодецкую, и мужество воинов. Издревле русский народ с большим уважением относился к армии, воинам, поэтому пение в исполнении курсантов — людей в форме — воспринимается с восхищением и гордостью, вызывает и чувство защищенности, и вдохновение.
Певческая хоровая культура — это отдельный разговор. И другая история. Надо сказать, что курсанты, пришедшие петь в хор, конечно, практически все не имеют даже начального музыкального образования. Но желание научиться является очень важным фактором и мотивацией в наработке навыков в любом мастерстве.
К «хрестоматийным» песням, на которых коллектив учится петь сложные гармонии, слышать вертикаль аккордов, естественно, нужно добавить песню «Выйду ночью в поле с конем». Мы и добавили — это песня, которая объединяет людей. Я бы даже сказала — народы. Помню, были на гастролях в Сочи, с другим моим хором поем «Коня» в Сочинском порту, и слышу разговор двух парней: «Знаешь, вот эта песня объединяет нас всех, а мы тут все с разных городов»… Как оказалось, один — из Челябинска, другой — из Воронежа.
 
Концерты: будни и праздники
Стоило появиться первым песням нашего репертуара, как началась обширная концертная деятельность. В первый же год становления хора мы приняли участие в конкурсе патриотической песни «Нева-десант» и заняли третье место. Потом «Голосъ гвардии» начал участвовать во многих городских, всероссийских конкурсах — и был настроен побеждать. И побеждал. Поражений у хора, по-моему, нет ни одного.
Всероссийский Суворовский конкурс, Всероссийский конкурс «Сыны и дочери Отечества», Международный Александро-Невский фестиваль и многие другие.
Отдельно надо рассказать о внутриведомственном конкурсе самодеятельного творчества войск Росгвардии «Солдаты антитеррора». Первый раз «Голосъ гвардии» попал на этот конкурс в 2018 г. и стал лауреатом первой степени. Это было в Новочеркасске. Незабываемое событие. Участники — самодеятельные артисты Росгвардии со всех округов России.
Следующий заключительный этап смотра-конкурса «Солдаты антитеррора» проходил в Саратове в 2021 г., тогда хор взял Гран-при конкурса. Абсолютная победа. Летом 2022 г. «Голосъ гвардии» был в Новосибирске, где стал лауреатом второй степени.
И самое последнее событие: в декабре 2022 г. хор впервые участвовал во Всероссийском хоровом конкурсе рождественских программ «Предчувствие Рождества». Впервые коллектив исполнял свою программу в красивейших старинных православных храмах Санкт-Петербурга, где акустика является одним из уникальных явлений. Петь в таких местах — это особый опыт. И в очередной раз хор стал победителем конкурса, причем жюри этого конкурса — лучшие профессора кафедр хорового дирижирования и исполнительства ведущих российских консерваторий.
«Голосъ гвардии» выступал в Государственной академической капелле, Атриуме Петропавловской крепости, Александро-¬Невской лавре, петербургских храмах, Доме офицеров, на Дворцовой площади, в Театре «Зазеркалье», Российской национальной библиотеке и на концертных площадках других городов.
Конечно, активная концертная деятельность и победы в конкурсах очень вдохновляют и радуют, но эти победы невозможны без тренировок — без отлаженного репетиционного процесса.
Опыт любого руководителя показывает, что положительных результатов достигают только те коллективы, которые работают регулярно. Хоровое пение и пение вообще заставляет человека активизировать клетки мозга, которые находятся в спящем состоянии. Человек обретает способность мыслить с большей скоростью. Чем сложнее исполняемая музыка, тем выше становится интеллект ее исполнителей и, как следствие, — слушателей. Кроме того, совместное пение заставляет человека тонко чувствовать и слушать своих товарищей, особенно слаженно соотносить с их голосами свой, что улучшает навыки работы в команде, в братстве. Хоровое исполнительство позволяет научиться не только работать в команде, но и самому создать команду, которая будет слаженно действовать.
Пение в хоре развивает чувство единства, воспитывает внутреннюю дисциплинированность — очень ценную черту воина.
Наталья ЛОГВИНОВА-БЕЙСОВА,
руководитель хора «Голосъ гвардии»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 1 (189) ЯНВАРЬ 2023