Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Совет ректоров » Организация с традициями и заслуженным авторитетом

Организация с традициями и заслуженным авторитетом

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА СПбГУПТД


Уважаемые коллеги, преподаватели, сотрудники и студенты вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области! Вы держите в руках двухсотый номер газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы», издание Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Около 20 лет газета освещает вузовскую жизнь и находит своих благодарных читателей. 

Редакция газеты обратилась ко мне с просьбой рассказать об издании юбилейной книги «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 50 лет».
 

Книга к юбилею
Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области — это одно из старейших общественных объединений России. 29 декабря 2022 года в канун наступающего 2023 года Совет ректоров отметил свое 50-летие.
В честь столь значимого события нами было принято решение издать юбилейную книгу. Предыдущее издание было посвящено 40-летию Совета ректоров.
Для нас очень важно, что подготовка к изданию книги никого не оставила равнодушным. С приветственным словом к читателям обратились председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, вице-президент РАН академик РАН Виктор Садовничий, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Максимов. 
Ректорское сообщество Санкт-Петербурга и Ленинградской области активно включилось в работу над юбилейным изданием, в котором мы отметили не только деятельность руководства вузов за последние 50 лет, но и историю каждого вуза за этот период.
 

Совет ректоров объединяет вузы и регионы
Полвека — значимый срок для общественной организации, особенно с учетом сложных времен, в которые ей довелось работать. За прошедший период Совет ректоров объединил свыше 350 человек — ректоров, директоров, начальников высших военных училищ. Формально это небольшая цифра, но это люди, представляющие студентов, преподавателей и сотрудников высшей школы, то есть около 10 % населения города.
Если смотреть с исторической точки зрения, то наиболее интересные для вузовского сообщества события последнего десятилетия произошли в 2017–2018 годах. Изначально у Совета ректоров вузов Петербурга был региональный статус, а с лета 2017 года он стал Межрегиональной общественной организацией и стал называться «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Этому предшествовал ряд инициативных обсуждений. 6 июня 2017 года в Санкт-Петербургском горном университете состоялось историческое событие: 19 руководителей государственных вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области предложили объединиться двум регионам, создав единый Совет ректоров. 19 июля 2017 года это решение было принято практически единогласно на объединенном заседании всех ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На этом же заседании проголосовали за то, что в Совет ректоров будут входить ректоры, начальники военных и силовых вузов, руководители и директора филиалов вузов, президенты и научные руководители только тех государственных и негосударственных вузов, которые имеют действующие лицензию и аккредитацию. Единогласно решением общего собрания мне было предложено возглавить Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
 

Результаты научной деятельности нуждаются в популяризации
В  апреле 2018 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялся XI съезд Российского союза ректоров. В пленарном заседании приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин и более 640 ректоров ¬отечественных и зарубежных вузов. Это стало значимым событием для всей России. Участники съезда получили номер газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы».
Владимир Путин предложил «… обсудить задачи высшей школы на современном этапе нашего развития, обменяться мнениями: что могут и должны сделать вузы для достижения технологического прорыва, для мощного движения вперед» и процитировал председателя Совета министров Российской империи 1905 года Сергея Витте — «… правильно поставленный университет есть самый лучший механизм для научного развития».
Обращая внимание на необходимость повышения профессионального уровня научных и педагогических кадров, Президент России отдельно остановился на деятельности аспирантуры, критично оценив ее состояние на тот момент, и обозначил направления развития: «Мы ставим очень сложные задачи перед отечественными вузами и рассчитываем, что они будут повышать эффективность и конкурентоспособность, избавляться от устаревших, отживших подходов».
Мне как председателю Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области было предоставлено право выступить с предложениями перед президентом страны. Помимо профессиональных рекомендаций я высказался о необходимости активного пропагандирования и популяризации результатов деятельности ученых и  работников системы образования. Закончил свое выступление на съезде такими словами: «… задачи перед системой образования в России серьезные, в наших силах предложить решения, которые позволят следовать современным вызовам, работать на опережение даже в быстро меняющихся условиях. Надеюсь, что при реализации этих решений наши кинематографисты, создавшие такие фильмы, как “Легенда № 17”, “Движение вверх”, запомнившиеся многим школьникам и студентам как образец величия духа наших спортсменов, смогут создать подобные фильмы и о победителях всемирных студенческих олимпиад или о современном математике Григории Перельмане и других серьезных ученых наших дней, а также лучших школах и гимназиях и их взаимодействии с университетами». Владимир Владимирович эту инициативу с указанием  автора поддержал, а также высказал целый ряд предложений, исходя из своего видения обсужденных на съезде проблем.
Президент Российского союза ректоров Виктор Антонович Садовничий отметил: «В России есть группа ведущих университетов с показателями научно-образовательной деятельности на уровне мировых, они обладают соответствующим кадровым потенциалом. У нас их 30–40 по нашей оценке. Конечно, таких университетов должно быть больше. По масштабам страны, может быть, называется цифра 150. Но к этому надо стремиться». В конце своего выступления Виктор Антонович сформулировал один из коллективно выработанных на съезде выводов: «Главное — научиться учиться, научить мыслить. Главное — это фундаментальные знания».
 

Период трансформаций пройден
За последнее десятилетие высшая школа претерпела существенные структурные преобразования. В результате часть учебных заведений присоединили к более крупным, не всегда соответствующим по профилю научно-образовательных направлений. Другие вузы объединили в один, при этом была значительно сокращена численность обучающихся.
Еще более существенной реорганизации подверглись негосударственные вузы. Естественно, эти процессы затронули как профессорско-преподавательский состав, так и студентов. Не берусь осуждать или оправдывать эти решения, для объективных выводов нужно время  — «большое видится на расстоянии».
 

Развитие экономики зависит от качества образования
В современном информационно ориентированном обществе высшая школа — один из  важнейших социальных институтов. В первую очередь она, подобно ювелиру, завершает процесс «огранки», то есть образования и воспитания самостоятельно мыслящих, интеллектуально и творчески активных людей, стимулирует раскрытие человеческого потенциала. Высшая школа обеспечивает непрерывное кадровое воспроизводство научного сообщества. Социальная значимость высшей школы проявляется в том, что она является коллективным экспертом по актуальным для общества проблемам, а ее лучшие представители выступают как лидеры общественного мнения.
Качество высшего образования — ключевой параметр оценки степени зрелости общества, эффективности деятельности государства, устойчивости развития его экономики. Один из критериев успешности общества — ответ на вопрос, в какой мере локальные задачи решаются «своими» кадрами. Несмотря на то, что в XVIII веке Россия была вынуждена «импортировать» специалистов по всем без исключения отраслям знания, уже в конце XIX века Санкт-Петербург стал центром высшего образования мирового значения. В результате реформ 1930–1931 годов в Ленинграде была создана сеть эффективно работающих отраслевых институтов, продолжающих развиваться в наши дни. Можно уверенно сказать, что и в ХХI веке выпускники российских вузов востребованы во многих странах мира.
Процесс развития высшей школы в 30-е годы ХХ века требует особого внимания. Особенностью экономики в советский период была ее самодостаточность. Применительно к системе высшего образования это означало, что следовало реализовать все необходимые профили подготовки, для чего методически их разработать, подготовить учебные пособия и обеспечить полноценное сопровождение квалифицированными преподавателями. Эти сложнейшие вопросы были успешно решены в ходе революционной и, к сожалению, до сих пор недооцененной реформы высшего образования, проведенной в 1930-е годы. В результате была создана система, задачей которой было насыщение всех отраслей народного хозяйства квалифицированными специалистами. Более того, по целому ряду компетенций удалось выйти на опережающее развитие. Сформированная тогда система высшего образования была тесно интегрирована с экономикой, подготавливая для нее специалистов, в первую очередь инженеров для промышленных производств и конструкторских бюро. Изучая номенклатуру специальностей в вузах того времени, можно понять, в каких направлениях развивалась экономика, какие ставились приоритеты.
Еще одной особенностью советской системы высшего образования была ее беспрецедентная открытость и доступность независимо от социального статуса, финансового положения и даже возраста потенциальных абитуриентов. Такое положение, несмотря на предпринимавшиеся попытки коммер¬циализировать высшую школу, в значительной мере сохранялось до недавнего времени. Следует с удовлетворением отметить, что Президент Российской Федерации Владимир Путин в послании Федеральному Собранию 2022 г. заверил, что «большинство, порядка 60 %, выпускников смогут поступить на бюджетные места в вузах. Такого широкого бесплатного доступа к высшему образованию, как в России, можно ответственно сказать, нет практически ни в одной стране мира».
Важно помнить, что с вызовами, стоявшими перед страной в  1930-е годы, мы успешно справились. Уже к началу 1940-х годов заработала обеспеченная грамотными кадрами самодостаточная промышленность, в рамках которой был создан мощный и эффективный военно-промышленный комплекс, благодаря которому мы выстояли в Великой ¬Отечественной войне, а затем вторыми в мире приручили атом и первыми в мире вышли в космос. Корень этих успехов — в успешной деятельности отечественной высшей школы. Именно она подготовила специалистов, на интеллектуальных и технических разработках которых базировалась деятельность всех отраслей науки и производства.
 

Скоординировать деятельность в общих интересах
К началу 1970-х годов в Ленинграде действовало 41 высшее учебное заведение и два филиала московских вузов, в которых работали 30 тыс. научно-педагогических работников и обучались 273,6 тыс. студентов. 
Дальнейшее увеличение эффективности высшей школы, достижение синергетического эффекта было возможно только при координации деятельности отдельных субъектов системы в общих интересах при одновременной некоторой децентрализации всей системы. Эти процессы совпали с поисками Министерством высшего и среднего специального образования СССР путей совершенствования управления вузами. Первой попыткой в этом направлении стало создание региональных научно-методических советов, которые замыкались на Научно-методическое управление Минвуза РСФСР. Следующим шагом стало создание в ряде вузовских центров, включая Ленинград, Советов ректоров вузов города. 29 декабря 1972 года было утверждено положение о Совете ректоров. В числе задач, поставленных перед Советами ректоров, были разработка предложений по развитию высшего образования в регионе; организация обмена опытом работы вузов; координация разработки комплексных научных проблем, научно-исследовательской работы студентов и проведение смотров студенческих работ; объединение усилий по повышению квалификации преподавателей, организации их стажировки на предприятиях, в учреждениях региона; усиление связи вузов с предприятиями, организациями; объединение усилий в развитии межвузовской учебно-¬научной базы; координация работы по профессиональной ориентации молодежи.
В тот же день был сформирован первый состав Совета ректоров Ленинграда. Кроме ректоров, в него вошли представители общественных организаций, руководители и работники крупных предприятий, учреждений и организаций, студенты и аспиранты. Совет ректоров не имел специального административного аппарата и обслуживался вузом, ректор которого в данный момент являлся его председателем. Первым председателем стал Валентин Борисович Алесковский, ректор Ленинградского технологического института. Таким образом, вопреки мифу об абсолютной централизации управления в советское время, в нашем городе начал действовать региональный орган самоуправления в системе высшего образования.
В 1970-е годы деятельность Совета ректоров была направлена на совершенствование и развитие науки, образования и воспитания как единой системы от школы до вуза. Расширялась материальная база школ, учреждений профтехобразования и вузов, возводились общежития и спортивные комплексы, строился новый кампус Ленинградского государственного университета в Петродворце, новые корпуса кораблестроительного и электротехнического институтов. Зрела идея создать в Петродворцовом районе студенческий город, приспособленный для проживания, учебы, отдыха и занятий спортом. 
В  1980-е годы одним из главных дел Совета ректоров стало обеспечение целевой подготовки для промышленных предприятий Ленинграда инженерных кадров, сочетающих высокий уровень фундаментального и общетехнического образования с глубокими знаниями в конкретной отрасли, обладающих высокой мобильностью при разработке и освоении принципиально новых технических решений. 
 

Сохранить нельзя потерять
Годы после распада СССР стали тяжелым временем для отечественной высшей школы: сокращение бюджетного финансирования и численности студентов, низкая заработная плата преподавателей, напоминавший бегство отток специалистов из системы образования, нарушение горизонтальных и вертикальных связей, децентрализация системы управления высшей школой. В интересах городской высшей школы требовалось увеличение самостоятельности Совета ректоров. 7 апреля 1992 года он был перерегистрирован в региональную общественную организацию «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга». В тревожные годы, когда многие руководители вузов зачастую не понимали, каким образом адаптироваться к новым экономическим и политическим реалиям, Совет ректоров стал площадкой, на которой вырабатывалась консолидированная позиция, позволившая сохранить высшую школу Санкт-Петербурга как систему. Совет сумел найти компромисс между «консерваторами», стремившимися любой ценой сохранить высшую школу в неизменном виде, и «реформаторами», пытавшимися внедрять «подсмотренные на стороне» нововведения. Ректоры сплотились, сопротивляясь непродуманным новшествам, они преодолевали трудности — и в итоге совершили подвиг: сохранили вузы и в целом систему высшего образования в городе.
Можно сказать, что созданная в предвоенное время система высшего образования успешно прошла испытание временем, выдержав турбулентное время реформ 1990-х годов, и вновь вышла на полноценный режим работы.
 

Исторические параллели
Эпоха 1930-х годов, о которой говорится выше, важна и с другой точки зрения. Советский Союз в тот момент открыто противостоял всему глобальному политикуму и фактически находился в полной международной изоляции. После начала спецоперации на Украине Россия столкнулась с сильнейшим давлением извне, аналоги которому можно увидеть в межвоенный период. Как заметил в выступлении на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021» Президент России Владимир Путин, «в истории нет прямых параллелей. Но некоторые эксперты — я с уважением отношусь к их мнению — сравнивают текущую ситуацию с 30-ми годами прошлого века. С такой ситуацией можно соглашаться, можно не соглашаться. Но по многим параметрам, по масштабу и комплексному, системному характеру вызовов, потенциальных угроз определенные аналогии все-таки напрашиваются».
Сейчас ряд государств фактически развязал против России гибридную войну, в первую очередь в сфере экономики. Чтобы быть эффективными в начавшемся противостоянии, нам необходимо грамотно координировать усилия и максимально рационально администрировать ресурсы, опираясь на опережающее интеллектуальное планирование. Поэтому сейчас очень велика роль высшей школы, способной как аккумулировать интеллектуальные ресурсы общества, так и направлять в нужное русло студенческую активность.
Перед нашей страной опять стоит стратегическая задача подготовки квалифицированных кадров. Именно поэтому Президент РФ Владимир Путин, объявляя 25 апреля 2022 г. в России Десятилетие науки и технологий, поручил «привлечь талантливую молодежь в сферу исследований и разработок», а также «содействовать привлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны». Очевидно, что обеспечить выполнение этих задач может в первую очередь современная, эффективно работающая высшая школа, одним из центров которой является наш город.
 

Положительная оценка нашей деятельности — заслуга каждого представителя Совета ректоров
XXI век отличается ускорением темпа перехода к новым технологическим укладам. То, чему учили в вузе, через пять лет может оказаться абсолютно неактуальным. Новым вызовом являются ситуации, когда от специалиста требуется овладеть принципиально другим дополнительным образованием. В решении подобных задач особенно актуальной становится координационная деятельность Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в который с 2022 года входят учебные заведения, подчиненные 14 министерствам и ведомствам. 
В XXI век Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области вступил как серьезное состоявшееся учреждение с традициями и заслуженным авторитетом. Накопленный за десятилетия работы организационный потенциал, помноженный на возможности петербургских вузов, может и должен быть использован не только в развитии самой высшей школы,  но и в развитии общества и страны в целом.
С удовлетворением отмечаю, что на одном из совещаний президиума Российского союза ректоров в Москве с участием министра науки и высшего образования было отмечено как Виктором Садовничим, так и  Валерием Фальковым, что именно Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области наиболее активно участвует в коллективной выработке позиции относительно совершенствования на государственном уровне системы высшего образования. Положительная оценка нашей деятельности — это заслуга каждого представителя нашего замечательного сообщества, и, надеюсь, наш Совет ректоров и в дальнейшем будет являться примером для подобных организаций во всех регионах страны. 
Учитывая тот дополнительный факт, что мы — единственные в стране, кто имеет свой орган печати — периодически издаваемую газету «Санкт-Петербургский вестник высшей школы», мы с полной уверенностью можем сказать: мы лучшие, в том числе и в информационном поле! 
Пользуясь случаем, от имени Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области поздравляю редакцию газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» с 200-м номером и всех нас с наступающим Новым 2024 годом! Желаю здоровья, благополучия, настойчивости и успеха в реализации всех намеченных планов!
Алексей ДЕМИДОВ,
председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор Санкт-Петербургского государственного университета 
промышленных технологий 
и дизайна 
 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 12 (200) ДЕКАБРЬ 2023