Время выбора
День открытых дверей в формате телемоста на Сахалине проводился впервые. Организаторами дистанционного общения выступили Международный общественный фонд культуры и образования и исторический парк «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге.
Цель телемоста — представить школьникам Южно-Сахалинска ведущие вузы Северной столицы: Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет имени Ж. И. Алфёрова Российской академии наук и Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
В дистанционном общении приняли участие представители и студенты вузов, а также школьники Южно-Сахалинска. Высшее профессиональное образование является важнейшим инструментом развития интеллектуального потенциала общества, оно совершенствует технологии подготовки высококвалифицированных специалистов, которые в свою очередь обеспечивают развитие производительных сил и увеличение духовного потенциала общества. Таким был информационный посыл в выступлении генерального директора музейно-выставочного центра «Россия — моя история» Олега Черняги, открывшего телемост.
Его сахалинский коллега Юрий Филипенко, директор музейно-мемориального комплекса «Победа» в Южно-Сахалинске, куда входит исторический парк «Россия — моя история», отметил отличительные особенности кадрового потенциала единственного в стране островного региона.
— Сегодня мы обсуждаем очень важную тему профориентации островитян. По большому счету она направлена на урегулирование кадровой политики области. Наш островной край — один из развивающихся регионов Дальнего Востока. Соответственно, потребность в кадрах для предприятий области велика, и не только рабочих специальностей, но и инженеров высочайшей подготовки. Поэтому правильный выбор профессии для молодежи сегодня — это возможность завтра найти лучшее предложение на рынке труда, — сказал Юрий Филипенко.
Историк, публицист, главный редактор проекта «Россия — моя история» Александр Мясников, обратившись к сахалинским ребятам, отметил, что им необходимо понять — будущая карьера закладывается не только в вузе, но и в школе. Важно быть деятельным, воспитывать в себе те качества, которые помогут впоследствии стать ценным специалистом, а также великим ученым. И возможностей для этого в Петербурге предостаточно.
Профессиональная ориентация помогает ответить на один из важных вопросов для старшеклассников и выпускников среднего профессионального образования — в каком карьерном направлении развиваться. Хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, однако куда идти учиться после школы, подростки часто просто не представляют. По данным социологов, большая часть молодых людей выражает интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по 10 традиционным специальностям, среди которых — врач, учитель, менеджер, и реже задумываются о таких наиболее востребованных сегодня профессиях, как инженер, ученый. Подобными размышлениями поделился с участниками телемоста профессор, доктор философских наук, член Союза писателей России заведующий кафедрой гуманитарных наук Академического университета им. Ж. И. Алфёрова Дмитрий Кузнецов.
Концентрация учёных на душу населения
Легендарный Академический алфёровский университет — вуз относительно молодой, он был создан в 1999 г. по инициативе нобелевского лауреата академика Жореса Алфёрова. «Подсказку» для воплощения своей идеи в жизнь ученый нашел у… Петра I. При создании Санкт-Петербургской академии наук первый российский император высказал идею триединого сочетания: Академия наук, Академический университет и гимназия. Спустя три столетия именно такую концепцию — от школьной скамьи до аспирантуры ― в Академическом университете внедрил Жорес Алфёров.
Вуз объединил в себе исследовательские лаборатории, университетские кафедры и физико-техническую школу. Школа является признанным лидером естественно-научного общего образования, университет готовит высококлассных технических специалистов, а лаборатории оснащены самым современным оборудованием, которое позволяет решать широчайший спектр перспективных научных задач.
Нобелевский лауреат физик Жорес Алфёров — один из основателей и первый ректор университета. Не удивительно, что среди тех, кто здесь работает, много его талантливых воспитанников. Их внимания хватает всем: в каждой группе университета обучается не более 15 человек. Среди приоритетных научных направлений вуза: наноэлектроника, эпитаксиальные технологии, нанофотоника, возобновляемые источники энергии и нанобиосистемы, биоинформатика.
— В университете самая высокая концентрация признанных ученых в перерасчете на количество студентов. Среди них — семь представителей Российской академии наук, 250 слушателей. Ни один вуз даже в абсолютных величинах не может похвастаться подобным. Алфёровский университет не только ведет подготовку высококвалифицированных кадров, но и создает необходимые предпосылки для сохранения лидирующих позиций России в научно-техническом прогрессе XXI в., — рассказал исполняющий обязанности ректора Санкт-Петербургского национального исследовательского академического университета им. Ж. И. Алфёрова РАН Александр Наумов.
Лоцманы в мире профессий
О том, что делается в островном регионе по ранней профориентации учащихся рассказала специалист департамента реализации государственной политики в сфере общего образования министерства образования Сахалинской области Наталья Зубкова. Сообщила она и о работе со школьниками в этом направлении, их мотивированности в подготовке к поступлению в ведущие вузы России.
Одной из эффективных площадок в этом деле стало ГАУ СО «Агентство по развитию человеческого капитала» Сахалинской области. Наталья Журавлева, заместитель генерального директора учреждения, сделала акцент на конкретной помощи выпускникам школ и о реализации лучших практик.
Чаще всего школьники выбирают профессию в спешке в 10 или 11 классах. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют как можно скорее определиться с будущим, найти вуз, начать готовиться к экзаменам. Поспешное решение, к сожалению, может стать ошибочным. Всесторонняя информация о вузе — самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться. Это подчеркнул руководитель Международного общественного фонда культуры и образования, главный редактор газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» Геннадий Попов. Он рассказал о перспективах получения качественного образования в петербургских вузах, возможности применения полученных компетенций и, конечно, о самой культурной столице России.
В качестве примера он привел один из ведущих университетов России — Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, в состав которого входят две высшие школы: технологии и энергетики, печати и медиатехнологий, 19 институтов: текстиля и моды, прикладной химии и экологии, графического дизайна, экономики и социальных технологий, дизайна костюма, дизайна пространственной среды и другие, два колледжа: технологии, моделирования и управления, инженерная школа одежды.
Решение вопросов профессионального выбора, это своего рода двухстороннее движение. Поэтому формат телемоста позволил сахалинским школьникам и их родителям получить ответы на интересующие вопросы, а они были самые разные: будущих абитуриентов волновали детали поступления в петербургские вузы, важность участия в региональных предметных олимпиадах, прогнозы востребованности на рынке труда и многое другое. На все вопросы были получены исчерпывающие ответы. Так что выпускникам остается только сделать выбор — единственный и по душе.
Татьяна ЕГОРОВА,
редактор музейно-мемориального комплекса «Победа», Южно-Сахалинск
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 5 (193) МАЙ 2023