Небо начинается на земле

Источник фото: © АРХИВ ПГУПС
Только на первый взгляд может показаться странным, что в 1920 г. первый факультет воздушных сообщений появился в первом железнодорожном институте страны. Инженеры начала ХХ в. не хотели ограничивать свою творческую мысль земными дорогами и реализовали мечту человечества подняться в небо. Многие выпускники факультета стали известными авиаторами и организаторами гражданского флота.
 
История российского воздухоплавания началась 30 июля 1803 г., когда генерал С. Л. Лавров поднялся в Санкт-Петербурге на воздушном шаре, который привез в Россию французский воздухоплаватель-изобретатель Андре-Жак Гарнерен.
Имена А. Ф. Можайского, Я. М. Гаккеля, Д. П. Григоровича, Н. Е. Жуковского, В. А. Лебедева, И. И. Сикорского широко известны. Но не только этим людям должна быть благодарна российская авиация. Каждый из них был знаком с ученым и популяризатором воздухоплавания, авиации и космонавтики Николаем Алексеевичем Рыниным.
Николай Рынин родился в Москве в 1877 г., получил прекрасное образование в классической гимназии, после окончания которой поступил в престижнейшее тогда высшее учебное заведение — Петербургский институт инженеров путей сообщения (ИИПС). «Пример некоторых моих старших товарищей, собственная моя склонность к путешествиям и путям сообщения и желание быть инженером, — вспоминал Рынин, — побудили меня поехать в Петербург и попытать счастья — поступить в этот институт».
Летом 1896 г. Н. А. Рынин успешно сдает конкурсные экзамены и зачисляется в ИИПС 60-м (по результатам экзаменов) из 224 студентов, принятых на первый курс.
Николай Алексеевич окончил институт третьим по успехам из 177 выпускников и поступил работать на Николаевскую железную дорогу. Одновременно он работал в ИИПС, в 1921 г. получил звание профессора, в течение нескольких лет занимал должность заведующего кафедрой начертательной геометрии.
Начало ХХ в. в России ознаменовалось активным увлечением воздухоплаванием. При высших учебных заведениях стали создаваться воздухоплавательные кружки. Среди пионеров этого начинания был Институт инженеров путей сообщения. В 1908 г. по просьбе студентов в институте были организованы лекции по воздухоплаванию и авиации и создан кружок для изучения воздухоплавания, в состав которого вошли студенты и преподаватели. Руководителем и почетным членом кружка стал Н. А. Рынин.
Весной 1909 г. в Петербурге на Коломяжском аэродроме была проведена Первая международная авиационная неделя, которая явилась мощным импульсом для развития отечественного воздухоплавания и авиации. Спортивным комитетом Всероссийского аэроклуба для организации и проведения соревнований были назначены комиссары из числа его членов, среди них был и Н. А. Рынин, который организовал из 13 студентов ИИПС группу выполнявших обязанности механиков и сигнальщиков.
В 1909 г., только приступив к чтению лекций по воздухоплаванию в институте, Н. А. Рынин начинает работать над фундаментальным учебным курсом — «Курс воздухоплавания» — классическим изложением теоретических основ метеорологии в приложении к воздухоплаванию. В этой книге впервые в отечественной литературе был подробно приведен обширный материал по аэрологии и аэростатике.
В этом же году Рыниным была создана одна из первых в России аэродинамических лабораторий с аэродинамической трубой. Здесь проводились уникальные исследования аэродинамических свойств различных поверхностей и решеток.
«Как-то раз зимой 1909–1910 гг. мне пришлось быть на популярной лекции по воздухоплаванию. И вот среди лекции, — вспоминал Николай Алексеевич, — докладчик бросил упрек тем лекторам, которые берутся с кафедры учить людей воздухоплаванию, между тем как сами они никогда не летали. Этот упрек сильно задел меня... Несомненно, был только один выход: научиться летать самому». В декабре 1909 г. Всероссийский аэроклуб вступил в Международную аэронавтическую федерацию, согласно ее правилам получить диплом пилота можно было, совершив не менее пяти полетов (один из них обязательно должен был быть ночным).
В первом полете Н. А. Рынин поднялся со двора газового завода на Обводном канале и скоро достиг высоты 1 050 м. Второй полет он совершил 1 августа 1910 г. на воздушном шаре «Треугольник» с пилотом В. В. Кузнецовым. Во время третьего полета, 8 августа 1910 г., на воздушном шаре «Василий Корн» Рынин уже выполнял обязанности помощника пилота Кузнецова. Четвертым был ночной перелет из Петербурга в Финляндию. 23 августа 1910 г. Николай Алексеевич в пятый раз поднимается в воздух и получает звание пилота-аэронавта и удостоверение № 3 (номер удостоверения указывал очередность его получения по списку гражданских пилотов России).
В сентябре 1910 г. в Петербурге состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания, во время которого Рынин совершил три полета на аэростате «Василий Корн». В телеграмме директору Института инженеров путей сообщения аэронавты написали: «После девятнадцатичасового полета опустились в Финляндии у деревни Эллола в 35 верстах восточнее станции Вяртсиля к северу от Ладоги. Установили всероссийский рекорд высоты 6 350 м. Подполковник Генерального штаба Одинцов, инженер путей сообщения Рынин».
А 25 июня 1911 г. Рынин уже сдавал экзамен на право управления аэропланом. Он совершает пять учебных полетов на управляемых дирижаблях и успешно сдает экзамены на право управления дирижаблем, выполняет пробные самостоятельные полеты и получает удостоверение № 1 пилота-аэронавта дирижабля.
В начале 1914 г. Игорь Сикорский совершает полет над Петербургом на самом крупном в мире на тот момент аэроплане «Илья Муромец» и по просьбе Рынина снижается до 500 м над зданиями Института инженеров путей сообщения, сделав несколько кругов. Николай Алексеевич, показав Сикорскому родной институт и свою аэромеханическую лабораторию, с гордостью отметил: «...эта лаборатория будет рассадником инженеров новых воздушных путей сообщения».
Весной 1914 г., накануне вступления России в Первую мировую войну, Н. А. Рынин публикует статью, в которой рассматривает роль воздушных путей сообщения в военных действиях. Он указывает на необходимость строительства в России аэропланов, аэродромов, создания средств сигнализации, связи и организации обороны против воздушного нападения.
Николай Алексеевич предвидел большое стратегическое и тактическое значение авиации в войне, заключающееся в возможности быстрого и неожиданного нападения на противника, проведения дальней и ближней разведки, корректировки артиллерийской стрельбы, быстрой и экстренной перевозки людей, грузов и почты, особенно в тех районах, где невозможно организовать сухопутное и водное сообщение.
Многие выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения — участники кружка воздухоплавателей — ушли добровольцами на фронт в летные подразделения Российской армии.
В 1917 г. выходит из печати фундаментальный научный труд Н. А. Рынина «Теория авиации», содержащий курс лекций, которые он читал в 1916 г. в ИИПСе и школе авиации при Всероссийском аэроклубе.
Создав в 1920 г. факультет воздушных сообщений в Институте инженеров путей сообщения, Николай Алексеевич целиком переключается на научную деятельность в области изыскания, проектирования, строительства и исследования экономической эффективности авиатранспорта. Многие выпускники факультета стали известными авиаторами и организаторами гражданского флота нашей страны. На базе этого факультета в 1930 г. были созданы Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ныне Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации) и Военно-воздушная академия Можайского (ныне Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского).
В 1921 г. в статье «Воздушные сообщения России» профессор Рынин сформулировал основные требования к проектированию аэролиний и предложил проект общей сети воздушных сообщений в стране, состоящей из 21 аэролинии, которые соединяли между собой главнейшие административные и промышленные центры (Петроград — Владивосток, Петроград — Ташкент, Москва — Астрахань, Киев — Бухара, Мурманск — Одесса и другие).
19 мая 1923 г. Совет по гражданской авиации при Главвоздухофлоте одобрил предложение Н. А. Рынина об организации воздушного сообщения Петроград — Владивосток. В 1922 г. в статье «Аэротранспорт и его значение для России» он пишет: «Задача экономического аэротранспорта заключается в том, чтобы выбирать такую дальность полета аэроплана без спуска, чтобы он с наибольшей выгодой для аэролинии и для потребителя привез данный груз в наиболее короткое время».
Рынин приходит к выводу, что в России имеются благоприятные условия для широкого развития воздушных сообщений: «...громадные пространства, возможность быстрой организации аэротранспорта, равнинный характер большей части ее территории — все это заставляет думать, что в недалеком будущем над нею будет проложена сеть аэролиний...».
Итогом педагогической и научной деятельности Рынина в области авиатранспорта явился классический учебный курс «Проектирование воздушных сообщений». Он был рекомендован Управлением учебных заведений Аэрофлота в качестве основного учебника для студентов втузов гражданского воздушного флота, а также предназначался для научных работников и инженеров, занимающихся вопросами авиатранспорта.
В 1928 г. при участии Н. А. Рынина в Петербургском институте инженеров путей сообщения была организована Секция межпланетных сообщений.
― Я убедился, — пишет Н. А. Рынин, вспоминая первые шаги авиации, — что человек уже стоит на верном пути к покорению воздушного океана, что дело авиации — это дело ближайшего будущего, дело интересное, которому можно отдаться целиком.
Научное наследие Николая Алексеевича состоит в колоссальной работе: публикации о развитии отечественной авиации и воздушных сообщений, которые включали такие важнейшие и актуальные теоретические и практические вопросы, как изыскание и проектирование аэролиний, экономика и эксплуатация воздушного транспорта, графики работ аэропортов и исследование метеорологических условий трасс, составление библиографий по различным разделам воздухоплавания, авиации и воздушных сообщений, по гелиокоптерам, орнитокоптерам, ортоптерам, аэросъемке, реактивным снарядам в авиации и передаче энергии на расстояние.
Всего за 40 лет активной научной деятельности Николай Рынин написал 268 книг, из которых почти две сотни посвятил вопросам воздухоплавания и освоения космоса. Вершиной этой работы стали девять выпусков работы «Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем», которую называют первой в истории космической энциклопедией.
В 1970 г. имя Рынина получил один из кратеров на обратной, невидимой с Земли стороне Луны.
Члены Патриотического клуба ПГУПС поставили перед собой задачу — доказать, что Россия была и остается одной из ведущих держав в воздухоплавании и авиации и посвятить свое исследование 100-летию гражданской авиации страны, а также собрать для музея университета совместно с Российским географическим обществом информацию о выпускниках и преподавателях вуза — покорителях Шестого океана.
Игорь Киселёв,
профессор кафедры «История,
философия, политология, социология»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 7 (195) ИЮЛЬ 2023. СПЕЦВЫПУСК