И фестиваль «Наследие» неслучайно посвящен также и 85-летию со дня рождения выдающегося филолога, историка, исследователя и радетеля русской старины, автора капитальных трудов «О русской истории и культуре», «Смех в Древней Руси» (совместно с Д. С. Лихачёвым и Н. В. Понырко), «Русская культура в канун петровских реформ» и других.
Посмертный сборник статей и глав из разных изданий озаглавлен словами А. М. Панченко: «Я эмигрировал в Древнюю Русь». Между тем, как заметил один из рецензентов, основной массив трудов академика посвящен периоду русской истории после XIII в., а главным образом, векам XVI–XVII, то есть предшествующим петровским реформам. Это позволило тому же рецензенту назвать Александра Михайловича «инсайдером русского Средневековья». В самом деле, «эмигрировав» в Древнюю Русь, в ее историю, культуру, словесность, иконопись, архитектуру, музыку, Александр Панченко поразительным образом, подобно великому актеру, вживающемуся в роль, сделался «современником» русского Древнего мира, русского Средневековья. Его книги, беседы читаются подчас как репортажи, как интервью с далекими предками. Настоящий, не «квасной» патриот, он не отрицал Запад: не забудем, он кончал вслед за Ленинградским Карлов университет в Праге. И вообще, он, если и был славянофилом, то на герценовский манер — помните, у Герцена о западниках и славянофилах: «Мы были два сердца, бившиеся в одной груди».
Как-то Александра Михайловича спросили в Останкино на встрече с читателями: были ли у вас компромиссы? «Наверное, в мелочах, — ответил он, — но я ведь не занимался советской литературой. У меня была далекая епархия (вслушайтесь, далекая епархия, Древняя Русь! — И. Р.), меня не трогали. Я, разумеется, иногда не все говорил. Но нигде никогда не говорил того, чего не хотел». Вот оно благо «эмиграции» в Древнюю Русь.
Слово художественному руководителю фестиваля заслуженной артистке РФ Валентине Сергеевне Копыловой-Панченко:
— Центральный образ фестиваля «Наследие» и его программ — грандиозная фигура Петра I, его преобразования и победы в Северной войне… Культура петровской эпохи резко обозначила границу между русским Средневековьем и Новым временем, она была подготовлена событиями «бунташного» XVII в. — кануна петровских реформ. На открытии фестиваля 17 мая в Исаакиевском соборе представлены были сочинения партесного стиля, знаменовавшие переход к новой европейской культуре. Прошла петербургская премьера «Службы Киевской» Николая Дилецкого (в расшифровке Н. А. Герасимовой-Персидской). Впервые звучали «Служба Божия» № 2 Василия Титова (редакция Н. Ю. Плотниковой) и его же партесные концерты (в редакции В. В. Протопопова). В Спасе на Крови 7 июня концерт Василия Титова «Златокованую трубу восхвалим днесь» соседствовал с «Утренним размышлением о Божием величии» нашего современника Леонида Десятникова.
В день славянской письменности и культуры в Сампсониевском соборе прошло богослужение по певческим рукописям петровской эпохи. Впервые в России целиком была исполнена «Служба Божия» № 1 Василия Титова (в редакции Н. Ю. Плотниковой), а спустя три дня 27 мая в Малом зале филармонии имени М. И. Глинки состоялся концерт под названием «Древняя Русь и Великая степь».
— Но ведь именно так озаглавлена известная книга Льва Гумилёва, не ей ли вы вдохновлялись?
— Вы правы, древнерусское певческое искусство было представлено в этой программе в свете тесной связи Руси со степным Востоком. Византийские песнопения, стихиры киевским святым, песнопения Куликовского цикла были расшифрованы нашим ведущим медиевистом Натальей Семёновной Серёгиной, музыка Великой степи оживала в исполнении ансамбля «Тюркские мотивы», а завершали программу излюбленные фрагменты бородинского «Князя Игоря» — ария Кончака и Половецкие пляски.
Концерт 9 июня в Эрмитажном театре посвящался русскому театру конца XVII — начала XVIII вв. Фрагменты «Артаксерксова действа», с пением духовных песен и псалмов, звучанием труб и органа, словно погружали в атмосферу первого русского театрального представления, а венчали концерт сцены из опер Франческо Арайи и Никколо Пиччини, первенцев русского оперного театра.
Завершился фестиваль 12 июня в Белом зале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого музыкой петровской эпохи, петровским барокко. Анонимная «Виватная сюита на полтавскую победу», «Полтавскому торжеству» Василия Титова звучали впервые с 1709 г. (редакция В. В. Протопопова и В. С. Копыловой-Панченко). Впервые с 1721 г. — «Служба благодарственная на заключение Нииштадского мира» (музыка Ивана Протопопова, слова архимандрита Гавриила Бужинского, редакция Н. Ю. Плотниковой).
В Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена прошли мастер-классы («Московское хоровое барокко» — Наталья Плотникова, «Древнерусское певческое искусство» — Наталья Серёгина, «Ранний русский театр» — директор фестиваля «Early Music» Андрей Решетин, заслуженный артист РФ Виталий Гордиенко). В Российской национальной библиотеке открылась выставка книг и гравюр XVIII в. «350-летию Петра I».
— Осталось сказать об исполнителях перечисленных вами хоровых торжеств.
— В фестивале приняли участие Петербургский камерный хор под управлением Николая Корнева, Камерный хор «Россика» (дирижер Валентина Копылова-Панченко), Ансамбль солистов хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (художественный руководитель Сергей Екимов), хор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена под управлением Игоря Матюхова.
Подготовил Иосиф РАЙСКИН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (194) ИЮНЬ 2023