Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Коллеге, другу, мастеру: выставка Анатолия Дёмы в Академии Штиглица

Коллеге, другу, мастеру: выставка Анатолия Дёмы в Академии Штиглица

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА
В апреле в Белом и Готическом залах учебного Музея прикладного искусства Академии Штиглица прошла выставка творческих работ Анатолия Дёмы (1937–2019 гг.).
 
Это знаковое событие для Академии Штиглица ― первая персональная выставка-ретроспектива, посвященная 85-летию со дня рождения художника.
Скульптор заслуженный художник РСФСР, народный художник РФ, профессор Анатолий Гордеевич Дёма в 1989–2019 гг. был заведующим кафедрой монументально-декоративной скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной) — Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. В 1966 г. он начал работать здесь скульптором-педагогом и сыграл определяющую роль в развитии методик подготовки студентов, когда сам стал руководителем кафедры.
На торжественном открытии выставки вспоминали друга, коллегу, мастера искусства, посвятившего несколько десятилетий своей жизни обучению будущих скульпторов.
— Анатолий Гордеевич Дёма — титаническая личность. Его значение для становления школы монументально-декоративной скульптуры в Академии Штиглица трудно переоценить. Памятники, созданные А. Г. Дёмой, воплощают величие героев России. Это главный вклад художника в дело формирования патриотизма в умах и сердцах нашей молодежи, — подчеркнула ректор Академии Штиглица Анна Кислицына.
Заведующий учебным Музеем прикладного искусства Академии Штиглица Александр Бартенев отметил, что многие экспонаты, представленные на выставке, никогда ранее не демонстрировались широкой публике.
В своей педагогической деятельности А. Г. Дёма уделял особое внимание развитию у студентов чувства пропорции, ритма, синтеза архитектуры и монументально-декоративной скульптуры, а также формированию индивидуального «почерка» скульптора. Подобный подход он унаследовал от своих учителей — П. Ф. Куликова и В. Л. Рыбалко.
Еще в годы учебы сформировался его неповторимый стиль — манера, присущая только Дёме, которая нашла отражение в скульптуре, предназначенной для въезда в город — «Вестники государства Российского», или в памятнике Александру Невскому, ставшем его любимой работой. В этих произведениях проявилось то романтически поэтическое, даже эпическое чувство, свойственное творчеству Анатолия Гордеевича: полет, натянутость вертикалей, песня, музыка.
Свободная творческая жизнь А. Г. Дёмы началась ярко и мощно. Участие и победа во Всесоюзном конкурсе на создание проекта памятника Героическим защитникам Ленинграда (архитекторы В. А. Петров и Ф. К. Романовский) вызвали большой общественный резонанс. Памятник решал проблему большого открытого пространства, где река Смоленка впадает в Финский залив. В гармонии с памятником-ансамблем было решено оформление нового Приморского района по берегам Смоленки. Под памятником планировалось создать Музей обороны города. Анатолий Гордеевич мыслил широко, рассматривая памятник как элемент ансамбля и в целом создавая морской фасад города, о котором мечтал Пётр I.
Одной из наиболее известных работ Дёмы стал памятник ученому и лауреату Нобелевской премии Ивану Павлову на Тифлисской улице. Вместе с архитектором Вадимом Тимониным Дёма сделал памятник к столетию подводного флота России, который установлен на углу Рижского проспекта и улицы Степана Разина, рядом с «Адмиралтейскими верфями».
Анатолий Дёма прежде всего был художником-гражданином. Он создал много произведений, посвященных героическим страницам истории нашего Отечества, был знатоком истории Родины и настоящим патриотом.
Открытие первой персональной выставки А. Г. Дёмы имеет важное значение в Год педагога и наставника: за более чем полвека работы в Академии Штиглица Анатолий Гордеевич подготовил несколько поколений скульпторов. Высокое патриотическое звучание его произведений как никогда актуально для воспитания молодого поколения.
Татьяна ЯСТРЕБИНСКАЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 4 (192) АПРЕЛЬ 2023