Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Инженеры путей сообщения — защитники Отечества

Инженеры путей сообщения — защитники Отечества

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА ПГУПС
В истории России Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС) был первым высшим учебным заведением в области транспорта. Выпускники этого полувоенного заведения составляли интеллектуальную элиту империи. По окончании перед каждым стояла грандиозная задача — участие в создании отечественной транспортной системы. Но выпускникам нашего вуза с момента его создания и по сей день прививаются гордость за Отечество, понимание долга перед ним и готовность его защищать.
 
О героях былых времен
В годы Отечественной войны 1812 г. 12 обучающихся подали прошение о вступлении в действующую армию.
Граф Сергей Григорьевич Строганов, прославившийся как создатель художественного училища в Москве и попечитель Московского университета, во время Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. сражался под Шуменом и Варной.
Горнило кавказских схваток прошли и Густав Гатсфорд и Платон Рокасовский. Впоследствии первый стал генерал-губернатором Западной Сибири, второй — военным губернатором Финляндского княжества.
Примером воинской доблести является деятельность выпускника ИКИПСа 1814 г. барона Александра Ивановича Будберга. С 1827 г. он участвовал в Персидской кампании. В Русско-турецкой войне 1828–1829 гг. А. И. Будберг проявил необыкновенную храбрость и был произведен в полковники. Он принимал участие в составлении и согласовании мирного трактата с турецким султаном. В 1831 г. при усмирении поляков участвовал во взятии восьми городов, в том числе Варшавы. Награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
Закончивший в 1816 г. ИКИПС в звании инженер-поручика Василий Шарнгорст также участвовал в Русско-турецкой войне 1828–1829 гг., прославившись при штурме крепостей Браилов и Варна. А Михаил Кербедз, закончивший институт в 1868 г., во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. был начальником службы военных сообщений в тылу действующей армии. Общий объем военных перевозок составил тогда более 600 тысяч вагонов. Помимо суровой военной обстановки бесперебойному продвижению воинских эшелонов помешало и небывалое весеннее наводнение 1877 г., размывшее железнодорожное полотно. Необходимо было обеспечить и своевременную перевалку боеприпасов, вооружения и фуража на перегрузочных станциях с российского подвижного состава на западно-европейский. Молодой инженер с достоинством справился со всеми задачами.
Сегодня можно утверждать, что для России это была первая война, в которой на успех боевых действий оказали влияние состояние и интенсивность эксплуатации железных дорог. Осенью 1876 г. началось ускоренное формирование первого железнодорожного батальона. В нем было 14 инженеров путей сообщения и 22 машиниста, в строительные и эксплуатационные роты входили соответственно пять и девять инженеров.
Еще одним известным участником войны с Турцией был Павел Лессар, выпускник ИКИПС, инженер-путеец, строитель Бендеро-Галацкой железной дороги. П. М. Лессар руководил строительством моста через реку Прут на этой дороге. Позже производил инженерные и геологические изыскания от Михайловского залива до Кызыл-Арвата и от Асхабада до Серахса, совершал разведывательные поездки в пограничные районы Персии и Афганистана, работал инженером при проведении Закаспийской железной дороги. В 1885 г. был прикомандирован к трехсторонней англо-афгано-русской комиссии для определения пограничной линии Туркмении с Афганистаном. В конце XIX и начале XX столетия опытный инженер путей сообщения и исследователь-географ представлял нашу страну в качестве посланника в Бухаре, советника посла в Лондоне и посла в Пекине.
 
Дороги — артерии войны
Русско-японская война велась на территории, удаленной более чем на 7 тыс. км от центральных губерний России. Театр военных действий был связан с единственной Транссибирской магистралью, построенной по облегченным техническим условиям. Это затрудняло переброску воинских частей на фронт. Чтобы увеличить пропускную способность магистрали, строительные работы велись безостановочно. В транспортном обеспечении военных действий непосредственное участие принимали железнодорожные войска.
За время войны было перевезено около 2 млн военнослужащих с артиллерией, обозами и другими грузами. Для обеспечения подвоза войск и техники для 1-й и 2-й Маньчжурских армий были построены железнодорожные ветви общей протяженностью 68 км. Строительство велось в зимних условиях со средним темпом 1 км в сутки.
После начала Первой мировой войны потенциальные противники России (Германия и Турция) географически располагались так, что в случае войны полностью перекрывали все традиционные пути сообщения через Черное и Балтийское моря. Слабая связь с северными портами потребовала уже в ходе войны срочной перестройки участка Вологда — Архангельск на широкую колею и авральной постройки Мурманской железной дороги, которая осуществлялась под руководством выпускников нашего вуза, в том числе Владимира Васильевича Горячковского, выпускника 1897 г.
 
Враг не пройдет в Ленинград, за который мы готовы отдать свои жизни
22 июня 1941 г. мирная жизнь советских людей была прервана вероломным нападением на нашу Родину фашистской Германии. К вечеру 24 июня поступило 307 заявлений от лиижтовцев о вступлении добровольцами в ряды Красной армии.
В народное ополчение записались более 900 преподавателей, студентов, рабочих и служащих института. В короткий срок были сформированы два партизанских отряда из студентов ЛИИЖТа. В середине августа они переправились через линию фронта и совместно с отрядами из местного населения приступили к боевым действиям в Тосненском районе Ленинградской области. Бесстрашие и героизм проявили: командир отряда Ф. Касьянов, командиры отделений Ю. Гаврилов, В. Юшкевич, В. Гусев, В. Шепетов, А. Романов, Ю. Коломенский и другие.
С августа 1941 г. в тылу врага на территории Карельской АССР действовал партизанский отряд под командованием преподавателя ЛИИЖТа В. Н. Малова. С июля 1941 г. до начала 1944 г. командовал подразделениями в партизанском крае Ленинградской области преподаватель кафедры физвоспитания Н. И. Афанасьев.
В июле 1941 г. на базе ЛИИЖТа сформировался 10-й батальон Октябрьского района. Первой ротой этого батальона численностью 161 человек командовал аспирант И. В. Вевиоровский.
В ЛИИЖТе был создан штаб оборонных работ во главе с начальником института М. М. Панфиловым. В начале июля строительные отряды института, более 1000 человек, выехали в район станций Молосковицы, Кингисепп и Белоостров. В августе-сентябре 1941 г. лиижтовцы работали на западной границе города в районе больницы им. Фореля. Другой отряд лиижтовцев, ядро которого составляли 150 студентов механического факультета, в районе Невской Дубровки построил десятки блиндажей, дотов, землянок, окопов.
В начале июля 1941 г. на рубеже реки Луги в районе Кингисеппа, а затем станции Молосковицы принял первый бой 4-й отдельный артиллерийский дивизион народного ополчения Октябрьского района. В ходе ожесточенных боев получил тяжелое ранение командир дивизиона, старший преподаватель кафедры математики, участник гражданской войны С. А. Савельев. Весной 1942 г. из ополченцев дивизиона был создан отряд, который влился в состав 17-й Белорусской партизанской бригады. Аспирант М. Ф. Коршунов стал комиссаром этого отряда. В середине июля 1941 г. отправился на фронт 265-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон, одна из рот которого была сформирована главным образом из студентов ЛИИЖТа. В первых числах сентября рота приняла бой в районе села Русско-Высоцкое. Здесь при отражении вражеской атаки пал смертью храбрых секретарь комитета ВЛКСМ института Андрей Столяров и заместитель начальника учебной части института политрук роты В. И. Эккель. Накануне он опубликовал статью в армейской газете «На защиту Ленинграда!», где писал: «Враг не пройдет в Ленинград, за который мы готовы отдать свои жизни». Когда гитлеровцам удалось вплотную подойти к одному из дотов, сообщал автор, «...его командир коммунист Ю. А. Лещинский, пришедший в ополчение из ЛИИЖТа, вызвал огонь на себя. Ополченцы погибли, но не сдались». В боях под Русско-Высоцким отдали свою жизнь за Родину студенты института В. Куликович, Я. Каролин, М. Киченко, Б. Богомолов, П. Синицын, П. Гречишников, В. Алексеев. В эти же дни на других участках фронта погибли председатель профкома ЛИИЖТа Александр Фальков и доцент Л. Н. Постников. На Ленинградском фронте было широко известно имя лиижтовца снайпера Вадима Никитина. В боях за Невский Пятачок пали смертью храбрых аспирант Николай Галанин, заведующий АТС института Павел Багрук, инженер Константин Мелехов, доцент Елизар Цейтлин, инженер Георгий Шибалов, доцент Петр Гапионок, аспирант Михаил Ликер и другие. С честью выполнили свой долг на Невском Пятачке и вернулись в родной институт И. И. Челноков, В. А. Шульжевич, И. И. Каширский, И. П. Кочнев, И. С. Смагин, М. С. Подбелло, А. В. Христинин.
Уже в сентябре 1941 г. в ЛИИЖТе была создана комиссия для рассмотрения оборонных предложений и изобретений во главе с профессором Д. Д. Бизюкиным. С 10 сентября по 31 декабря 1941 г. Ленинградскому фронту и Управлению Октябрьской дороги было передано 39 рекомендаций, в том числе по устройству противотанковых заграждений в лесных и безлесных местностях, защите паровозов от вражеской авиации, устройству танковых переправ через реки, устранению нарушающего светомаскировку искрения между трамвайными и троллейбусными дугами и проводами.
Ученые ЛИИЖТа приняли активное участие в проектировании легендарной «Дороги жизни» через Ладожское озеро. С июля по октябрь 1941 г. вела работу спецбригада ЛИИЖТа в составе С. А. Орбелианца, В. О. Кетлера, Г. И. Крюкова и других по проектированию временных мостов и обходов через реки Луга, Оредеж, Тосно, Ижора, Суйда на прифронтовых участках дорог Ленинградского узла. Сотрудники кафедры и бюро водоснабжения под руководством профессоров А. А. Сурика и Л. П. Шишко оборудовали три поезда-летучки для восстановительных работ на действующих магистралях, демонтажа и эвакуации оборудования линейных пунктов водоснабжения в случае приближения врага. Поезда-летучки успешно действовали в продолжение всех 900 дней блокады.
В мемориальном дворике университета в 1969 г. были воздвигнуты обелиск и стела, на которой высечены фамилии 1 423 студентов и сотрудников ЛИИЖТа, отдавших свои жизни за Родину в годы Великой Отечественной войны.
 
Герои ХХI века
И сегодня выпускники ПГУПС встали на защиту России и ее интересов и принимают участие в Специальной военной операции (СВО). Наши ребята проявляют мужество и героизм. Но есть и потери:
— Владимир Архипов — выпускник Вологодского техникума железнодорожного транспорта — филиала ПГУПС 2014 г. — участвовал в СВО в составе Вологодского СОБР;
— Константин Белков — выпускник Вологодского техникума железнодорожного транспорта — филиала ПГУПС 2020 г., механик — водитель — электрик роты связи;
— Евгений Бердников — выпускник Ярославского филиала ПГУПС 2020 г., сержант, заместитель командира взвода;
— Руслан Виноградов — выпускник ПГУПС 2015 г., принимал участие в строительстве, реконструкции и ремонте объектов транспортной инфраструктуры, восстановлении и строительстве фортификационных сооружений на освобожденной территории Запорожской области;
— Станислав Зубрилов — выпускник Узловского техникума железнодорожного транспорта — филиала ПГУПС 2007 г., старший наводчик гранатометного взвода;
— Дмитрий Истомин — выпускник Вологодского филиала ПГУПС 2014 г., добровольцем ушел на фронт;
— Евгений Марков — студент-заочник Ярославского филиала ПГУПС;
— Алик Мелкоян — выпускник Курского филиала ПГУПС 2015 г., артиллерист, принимал участие в СВО на территории Харьковской области.
Подвиг наших товарищей навсегда останется в наших сердцах. Сегодня они в одном строю с теми, кто отдал жизнь за наше Отечество.
Пётр Рыбин,
проректор по воспитательной работе
и связям с производством
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 7 (195) ИЮЛЬ 2023. СПЕЦВЫПУСК