Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Форумы и конференции » Эксперт из ЛЭТИ: бизнес теряет интерес к удалёнке

Эксперт из ЛЭТИ: бизнес теряет интерес к удалёнке

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
О тенденциях «удаленки» рассказала в рамках круглого стола в Красноярске директор Центра профессиональной адаптации и трудоустройства (ЦПАТ) Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») Светлана Карелина.
 
В рамках Красноярского экономического форума 3 марта состоялся круглый стол «Трансформация центров карьеры в современных реалиях». Светлана Карелина выступила с докладом «Удаленка: точка возврата. Ожидания vs реальность», в котором рассказала о тенденциях дистанционного формата работы.
По ее словам, в годы пандемии более половины компаний перешли на дистанционный режим, и этот тренд набирал обороты. Сотрудники экономили на транспорте, работодатели — на аренде офисов. Казалось, что тенденция сохранится надолго.
Летом 2020 г. по результатам опроса Российской ассоциации электронных коммуникаций 54 % российских компаний перешли на удаленный режим. Они представляли почти все сферы: IT, ретейл, образование, финансы, банковское дело, страхование и другие. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, весной 2021 г. удаленный формат для сотрудников обеспечили почти 90 % компаний ― участниц организации.
Однако, как отметила Светлана Карелина, отмена ограничений стала точкой возврата — большую часть сотрудников вызвали в офис. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, сейчас лишь 10 % граждан трудятся дистанционно. Это число больше среди молодежи 18–24 лет — около 19 %. 9 % совмещают форматы, работая в гибридном режиме.
Сервисы по поиску работы также зафиксировали снижение количества вакансий с возможностью удаленного режима работы. Снижение произошло за счет вакансий HR-специалистов, специалистов маркетинга и PR, страхования, а также предложений для молодежи. Свою роль здесь сыграла не только отмена ограничений, но и уход иностранных брендов. Сохранилась и даже выросла популярность удаленной работы только в двух сферах: IT-отрасль и банковский сектор.
— В настоящее время крупный бизнес теряет интерес к «удаленке». Главное опасение — снижение продуктивности. «Проседает» коммуникация там, где требуются совместные решения, работа в команде, креативная атмосфера для создания новых продуктов. Кроме того, удаленная работа требует самоорганизации. В режиме, когда ты сам ставишь себе задачи, регулируешь режим труда и отдыха, — предъявляются определенные требования к личностным компетенциям и свойствам, — объясняет Светлана Карелина.
Помимо способности к самоорганизации, спикер выделила требование к обеспечению информационной безопасности. Те компании, которые строго регулируются в этом аспекте, поддерживают очный формат. В корпоративном секторе значительное ужесточение требований по информационной безопасности стало главной сложностью при работе в удаленном формате. Показательным примером стал запрет VK на дистанционную работу своих сотрудников за пределами территории России в феврале 2023 г.
При этом работники хотели бы больше гибкости — каждый седьмой предпочел бы работать удаленно. Совмещать работу из дома и поездки в офис был бы готов каждый третий. Компании рассматривают такие форматы как дополнительный мотивирующий фактор для своих сотрудников и опытным путем приходят к оптимальному варианту.
В заключение Светлана Карелина отметила, что удаленный формат не пропадет, но останется по большей части в области финансовых и образовательных технологий, IT и других цифровых проектов. Остальные сотрудники будут приглашены в офис.
Дмитрий СОРОКИН 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3 (191) МАРТ 2023