Формирование у абитуриентов и студентов мотивации для получения высшего технического образования с целью выбора дальнейшей трудовой деятельности на предприятиях обороной промышленности нашей страны.

20 Октября 2011

Формирование у абитуриентов и студентов мотивации для получения высшего технического образования с целью выбора дальнейшей трудовой деятельности на предприятиях обороной промышленности нашей страны.

Отношение к проблеме, сформулированной в заголовке статьи делит наше общество на несколько групп, не будем давать оценку каждой группе, а обратимся к тем, кто считает необходимым в ближайшее время выработать действенный механизм, направленный на решение этой сложной задачи.

Сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется тем, что оборонная промышленность существенно потеряла свои былые позиции. Резко сократилось финансирование, уходят по возрасту последние кадры уникальных специалистов, закрыты или перепрофилированы большинство предприятий оборонного комплекса, нет необходимого притока молодежи. Зарплаты низкие, оборудование старое, специалистов не хватает, стремительно нарастает возрастной кризис в высшей технической школе, на фоне экономических успехов соседних стран и морального и физического износа нашего вооружения нарастает внешнеполитическая нестабильность,  и …никто не знает что делать…

Проще всего свести все к недостатку финансирования и просить у государства денег. Это ставший уже традиционным подход ко всем проблемам современного общества. Безусловно, в наше время, только поистине настоящие моральные и духовные качества не имеют цены, и к этой составляющей сформулированной проблемы мы еще вернемся чуть позже. Необходимо учитывать реальные условия, в которых предстоит решать поставленную задачу выхода из образовательного кризиса. Следует признать, что без финансирования, без политической воли, только на одном энтузиазме проблему не решить. Финансирование – необходимо. Но с этого момента следует ответить на вопросы : каков реальный объем необходимых средств, на какие цели они должны быть потрачены, и какие хотя бы ожидаемые результаты ожидается получить.

 Финансирование решения поставленной задачи может быть организовано и осуществлено в форме, так называемой, государственной программы развития образования именно оборонных специальностей. Не следует, обсуждая  обобщать эту задачу на другие «не менее важные» сферы производства и оказания услуг.  Подобная обобщение и глобализация утонет в обсуждениях, а на фоне ограниченности необходимых средств, позволит скрытым противникам тормозить стратегический вопрос выхода из создавшегося положения.

Итак, первое – необходимо финансирование в виде государственной программы на решение поставленной задачи. Но первое – это далеко не единственное. К сожалению известна масса примеров не эффективного использования средств по подобным программам. Причины этого слишком прозаичны : от некомпетентности до коррупции. Поэтому, прежде всего, выделение средств должно быть адресным, с указанием персональной ответственности лиц, принявших на себя обязанности расходования государственного финансирования и гарантии достижения результата. Именно по такому критерию должен назначаться руководитель подобного проекта.

Второе – что делать, или какие шаги следует считать основными для достижения поставленной цели формирования мотивации у будущих инженеров - оборонщиков. Мотивация – вопрос очень не простой, он определяется длинной цепочкой причинно-следственных связей и сопрягается с окружающей, прямо скажем, не благоприятной (враждебной) действительностью, а следовательно и методы решения должны быть адекватными. В этой связи, прежде всего, отметим, что поменять мировоззрение у всего современного молодого поколения – задача практически не реальная и никакие средства и предполагаемые усилия, в относительно короткие сроки, ее не решат. Не будем стремиться менять мир вокруг нас, а рассмотрим возможность мотивировать (изменить) определенную узкую группу обучаемых и обеспечить, прежде всего, этой группе возможность стать локомотивом в дальнейшем процессе существования и развития оборонной промышленности. В этой связи возникает два вопроса : как отобрать эту «узкую» группу и чем ее озадачить для получения желаемого результата.

Для выбора состава этой группы проанализируем мотивацию поступления абитуриентов в технический ВУЗ, да еще и  на оборонную специальность. Да простит нам прекрасная половина человечества, будем анализировать только мотивацию мужского числа студентов, не учитывая девушек. В конечном итоге именно на мужскую половину следует возложить бремя ответственности за состояние военно-промышленного комплекса страны в будущем. Итак, молодые люди, поступая в технический ВУЗ, как правило, решают для себя  следующие задачи :

Получить бесплатно!!! высшее образование. При этом, в принципе, многим  абитуриентам не важна сама специальность, и тем более практически никто из них не представляет где ему придется работать и чем заниматься после окончания ВУЗа.

Получить отсрочку от армии. Откровенно говоря, такая мотивация связана не только с общим состоянием армии и условиями прохождения военной службы, такая мотивация существовала и раньше, но после окончания высшего учебного заведения, в прежние времена, многие выпускники желали «одеть погоны офицера». Вопрос как поднять престиж армии в настоящей статье не рассматривается…

Получить возможность «зацепиться» за столичный город, и остаться в нем, найдя за время обучения любую работу, способную обеспечить в дальнейшем оплату за съем жилья. Надо отметить эту группу молодых людей, в ней достаточно высокий процент энергичных людей готовых работать. Они достаточно прагматичны и связывают свою дальнейшую карьеру, в основном ,только с размером оплаты труда, т.е. они готовы на многое, но оценивают ситуацию прагматично. Как правило, к этой категории относятся иногородние молодые люди с относительно невысоким материальным уровнем в семье.

Существует также группа достаточно инфантильных, безразличных молодых людей, пришедших в ВУЗ по настоянию родителей, у них не высокий средний бал окончания школы. Они, как правило, не желают прикладывать усилия ни для  учебы ни для работы. Эту группу пополняют зачастую выпускники городских школ из достаточно благополучных семей. Как правило, студенты этой группы в целом составляют балласт и в учебе и позднее на предприятии. Они не стремятся к инициативным поступкам и избегают ответственности.

Однако, на фоне столь не благоприятных обстоятельств, - важно отметить, как положительный момент следующее. Практически всех абитуриентов,  привлекает упоминание в названии будущей специальности вопросов связанных с информационными технологиями. В этом случае конкурс на подобные специальности заведомо растет. Это обстоятельство  подтверждает естественное стремление молодого поколения интуитивно тянутся к новым, современным вопросам. На этом факте необходимо сделать акцент. Дело в том, что информационные технологии в нашей жизни повсюду, и сама среда с рекламных роликов телевидения, с домашнего уже вполне доступного компьютера, из глобальной сети интернета формирует в сознании молодого человека ассоциацию тождественности информационных технологий и современных востребованных решений. Но давайте поставим вопрос так, а разве только информационные технологии развивают человечество в целом, и определяют перспективы государства и его населения в частности.  К сожалению, в тени осталось понимание, что именно оборонная промышленность и ее решения всегда были на острие науки. Конечно, надо понимать, что все это в былые времена подкреплялось огромным финансированием, которого теперь – увы, нет. Увеличить финансирование военно-промышленного комплекса до прежнего уровня, практически равнозначно попытке изменить мировоззрение поколения…

Поэтому, аналогично рецепту формирования ограниченной группы будущей инженерной элиты военно-промышленного комплекса, предлагается рассмотреть вопрос создания учебных научных центров на базе технических оборонных ВУЗов. Целью создания подобных центров  - экспериментальная и научная разработка  перспективных средств вооружения силами лучших, перспективных студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Звучит, безусловно очень амбициозно, но важно принять во внимание следующее :

Во-первых, участие в этих разработках должны принимать, прежде всего, студенты, той самой элитной отобранной группы на всех курсах обучения в ВУЗе, а также магистранты, аспиранты, молодые ученые. Необходимо обеспечить возможность трудоустройства молодых людей с конкурентной зарплатой на выполнение работ в составе конкретного проекта учебно-исследовательского центра. Таким образом, необходимо заместить работу студента «на стороне» работой по специальности в подобном центре непосредственно в ВУЗе. Необходимо создать условия порождающие конкуренцию между студентами, за право принимать участие в этих работах. Уровень зарплаты должен снять необходимость дополнительного заработка  студентом вне учебного заведения. Это несомненно позволит повысить качество учебы и интерес к специальности. Сам проект должен быть представлен техническим заданием на разработку определенного технического образца, по тематике и профилю соответствующего ВУЗа из области вопросов так называемого «оружия будущего». В качестве возможных направлений подобных разработок можно предложить создание беспилотных воздушных, наземных, надводных, подводных систем, разработка специализированных информационных систем управления, тренажеров и т.д, В проекте должна быть научно-исследовательская, конструкторская, технологическая и производственная части. Проект должен предполагать участие 10-20 исполнителей, с обязательным результатом изготовления опытного образца. Существующие промышленные предприятия не охотно возьмутся за подобные разработки, а ВУЗовская молодежь, не обремененная жизненным опытом и традициями может найти в этом огромный интерес творчества, а через это и добиться неожиданного высокого результата.

Во-вторых, во главе подобных проектов должны быть назначены специалисты с опытом научной и организаторской работы, способные сформулировать путь решения задачи, организовать молодежный коллектив и в конечном итоге ответить за полученный результат.

В-третьих, подобный научный центр должен быть создан на базе ВУЗа и должен быть оснащен самым современным достаточно дорогостоящим технологическим оборудованием, которое должно быть в пределах прямой доступности у исполнителей проекта. Таким образом, необходимо создать возможность реализовывать все предложения группы «сразу» в процессе разработки. Подобное оборудование, безусловно, должно учитывать специфику проекта, но в первом приближении включает устройства, обеспечивающие 3D-прототипирование, высокоточные станки с ЧПУ, оборудование для автоматизации проведения экспериментальных исследований. Отдельно следует решить вопрос лицензирования всех используемых программных средств. Необходимо также обеспечить доступ к ресурсам мощных вычислительных центров, для проведения численных экспериментов и получения опыта работы в условиях кластерных систем и т.д.

В-четвертых, вкладываемые средства безусловно не малые, но ожидаемый результат не сопоставимый с расходами. Концентрация подобного оборудования в ВУЗе и доступность к нему в учебном процессе может существенно повлиять на объем и содержание преподаваемых дисциплин, потребует повышения уровня подготовки и преподавателей. Участие в подобных проектах станет престижно для молодого человека. А полученный личный результат – его визитной карточкой для предприятия. Возможно, качество подобных специалистов компенсирует количественную нехватку кадров на предприятии и потенциально сможет повысить уровень средней зарплаты выпускника уже по месту постоянной работы. Кроме того, важно отметить , что принцип работы подобного учебно-исследовательского центра является разработка какого либо перспективного технического решения и доведение его до опытного действующего образца. Подобный подход не следует отождествлять и даже сравнивать с так называемыми, печально известными технопарками, «инкубаторами идей» и плюрализмом мнений «молодых изобретателей»…  В нашем случае будущий выпускник, или молодой ученый, на конкурентной основе,  за хорошую зарплату принимает активное участие в исследованиях, разработке и изготовлении на современном оборудовании нового образца техники.

Еще один важный аспект решаемой проблемы мотивации следует выделить особо.

Не следует отождествлять хорошую, дорогостоящую подготовку инженера для оборонной промышленности с хорошей подготовкой инженера вообще. Студент желающий связать свою жизнь с обороной промышленностью должен иметь определенные моральные и духовные принципы, на которых строятся  основы государства. Дело в том, что часть студентов, вполне самостоятельно и осмысленно стремится овладеть специальностью, имеет амбиции, в целом часто подкрепляемые высоким балом оценки знаний, но мотивирована на занятия свободным бизнесом, на первое место в выборе работы эти студенты ставят критерий уровня зарплаты и иностранное название предприятия. Подобная категория студентов ставит целью после окончания ВУЗа попасть в любую коммерческую структуру, на высокооплачиваемую работу, возможно и даже желательно в фирму с иностранным капиталом, либо фирму занимающуюся добычей и поставкой энергоресурсов, полезных ископаемых и т.д.. Следует обратить внимание, что эта группа практически не приемлет возможность работы за относительно невысокую зарплату в оборонной промышленности, но и высокая зарплата устраивает их только до тех пор, пока не откроется еще более привлекательная вакансия в другом месте. Подобную категорию студентов, при всех ее достоинствах и способностях, не следует рассматривать как потенциальных кандидатов нашего проекта. Более того тратить и без того, достаточно ограниченные средства технического оборонного ВУЗа для их образования – не целесообразно. В этой связи встает важный вопрос о проведении во время обучения постоянного воспитательного процесса и общения с руководителем проекта с целью постоянного строгого отбора обучаемых в элитной группе.

Итак, подводя итог, сформулируем  предложение : необходимо сконцентрировать усилия и средства для воспитания и организации современного образовательного процесса для относительно  узкой группы студентов мотивированных работать в оборонной промышленности.  Именно на этой группе сосредоточить большинство из имеющихся скудных ресурсов . Подобное решение диктуется социальным строем нашего современного общества и ставит условием жизни – жесткий конкурентный отбор, который закрывает возможность получения всеми желающими хорошего дорогостоящего технического образования. Поэтому для сохранения уровня подготовки требуемых специалистов и в дальнейшем уровня разработок в оборонной промышленности необходимо формировать и выращивать своего рода «инженерную элиту», преданную выбранному делу и собственной стране. И этой элите надо отдать все, что еще осталось вместе с воспитанием и формированием у этой элиты общего социального  мировоззрения и понимание той важной миссии которая на них возложена.

Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~lSWT2


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник