В киноклубе Президентской библиотеки состоялся показ первой звуковой картины «Ленфильма»

20 Апреля 2018

В киноклубе Президентской библиотеки состоялся показ первой звуковой картины «Ленфильма»

В истории киноклуба Президентской библиотеки немало неординарных страниц, в том числе демонстрация российских и зарубежных немых фильмов. На последнем заседании был представлен фильм «переходного» периода: уже с профессиональным озвучиванием, но ещё с титрами – картина «Одна», поставленная в 1931 году режиссёрами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Сотрудники Института истории СПбГУ предложили аудитории своё прочтение художественной ленты – как способ познания эпохи, который подчас убеждает больше, чем документальная кинохроника.

«Выбор ленты не случаен, – сказала, предваряя просмотр и обсуждение, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ кандидат искусствоведения Елена Кащенко. – Ведь именно Григорий Козинцев и Леонид Трауберг в своё время вели на историческом факультете Ленгосуниверситета (ныне СПбГУ) курс „История экранных искусств“. 15 лет назад в память об этом родился наш киноклуб, в котором студенты учатся понимать и анализировать кино. В этом фильме „великий немой“ заговорил, а рассмотреть техническое новаторство в любой области деятельности всегда любопытно. К тому же нас, историков, всегда интересует социальный срез отражённого кинематографом события».

Фильм «Одна» снимался как немой, но по приказу «свыше» был переделан в звуковой, став первой «заговорившей» лентой на Ленинградской фабрике «Совкино» (ныне киностудия «Ленфильм»). Примечателен актёрский ансамбль фильма: Елена Кузьмина, Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Пётр Соболевский. Критики рассматривали ленту как поворот к реализму от экспериментаторства Козинцева и Трауберга в созданной ими мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра).

Студентка первого курса Института истории СПбГУ Екатерина Полякова рассказала собравшимся об актрисе Елене Кузьминой, сыгравшей главную роль. Вчерашняя выпускница Института сценических искусств (бывшего ФЭКСа) долго вживалась в роль и однажды сказала: «Я уже хожу, как моя героиня». Сюжет фильма сценарист взял из газеты, где описывалось, как басмачи замучили в каракумских песках молодую учительницу. Козинцев и Трауберг решили перенести место действия в алтайские степи.

События картины отражают сложный переходный период в социальной жизни вступившей на путь социализма страны. Главная героиня фильма оканчивает педагогический техникум, и её по распределению отправляют в алтайское село. Городская девушка сталкивается с чужой, незнакомой и пугающей её реальностью.

В финале картины возница должен доставить учительницу на станцию, но по тайному распоряжению её врага-кулака отвозит в степь и оставляет там на верную смерть. (Актриса рассказывала, что после съёмок сцены, где она замерзала на снегу, она долго болела.) Но Советская власть не бросает молодого специалиста на произвол судьбы – за ней из ближайшего центра прилетает самолёт…

В чём-то наивный, но идеологически выдержанный фильм посмотрели тысячи советских зрителей. Это, конечно, были ещё не «Семеро смелых». Но людям полюбилась эта отчаянная в поисках новой эстетики и поводов для социального оптимизма картина, рефреном в которой звучит песня: «Какая хорошая будет жизнь!».
Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~8YvOE


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник