«В заснеженном нагроможденье льда»

1 Января 2018

«В заснеженном нагроможденье льда»

«Настоящего человека тянет
туда, где трудно».
О. Ю. Шмидт

20 декабря состоялось совместное заседание Полярной комиссии Санкт-Петербургского городского отделения Российского географического общества и Военно-исторического центра Северо-Западного Федерального округа, посвященное 85-летию со дня создания Главного управления Северного морского пути. На заседании был представлен новый документальный фильм «Главное управление Северного морского пути. Страницы истории» и ряд сообщений, раскрывающих различные стороны деятельности организации.

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП) было создано постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР № 1873 17 декабря 1932 года. Главная задача, стоявшая перед новой организа¬цией, — «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». В ведение ГУСМП передавались все существующие метеорологические станции и радиостанции, расположенные на берегу и островах Ледовитого океана. Начальником управления был утвержден выдающийся исследователь Севера Отто Юльевич Шмидт, а его заместителями — М. И. Шевелёв (вопросы, связанные с морским и воздушным транспортом) и Г. А. Ушаков (радио- и гидрометеорологические службы, организация научных исследований).
Одной из знаковых, вошедших в историю освоения Северного морского пути, вех стал поход на пароходе «Челюскин», организованный в начале 1933 года как сквозной рейс для проверки практической возможности использования Северного морского пути. 23 сентября 1933 года судно оказалось полностью заблокированным льдами и дрейфовало вместе с экипажем почти пять месяцев. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Спасение челюскинцев превратилось во всесоюзную героическую эпопею. Были спасены все 104 человека, проведшие на льдине два месяца в условиях полярной зимы. Постановлением ЦИК СССР 16 апреля было учреждено звание Герой Советского Союза. Первыми это звание получили 7 летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев. По результатам итогов плавания парохода «Челюскин» вышло постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 20 июля 1934 года «О мероприятиях по развитию Северного морского пути и северного хозяйства», предусматривавшее строительство новых судов, морских портов и радиоцентров, воздушных линий и аэропортов.
На ГУСМП, превратившееся в крупную территориальную комплексную транспортно-промышленную, торговую и научную организацию, была возложена задача превращения Северного морского пути в нормально действующую транспортную артерию, а также хозяйственное освоение приполярных районов и островов Арктики.
1937 год стал активным годом освоения Арктики. Однако из-за неблагоприятной ледовой обстановки план морских грузоперевозок не был выполнен. Выводы последовали незамедлительно. Первым заместителем начальника ГУСМП был назначен И. Д. Папанин, а в марте 1939 года начальника ГУСМП О. Ю. Шмидта перевели на работу в Академию наук и на его место утвердили И. Д. Папанина. Были арестованы многие специалисты, работа которых была связана с освоением Арктики: директор Всесоюзного Арктического института Р. Л. Самойлович арестован и расстрелян, начальник Политуправления ГУСМП С. А. Бергавинов умер на Лубянке, заместитель начальника Управления морского и речного транспорта А. Н. Бобров расстрелян, заместитель начальника Гидрографического управления Н. И. Евгенов приговорен к 8 годам заключения. Полярный гидрограф П. К. Хмызников приговорен к 5 годам заключения и умер от голода. Предположительно в эти годы были репрессированы 673 работника ГУСМП.
В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь был важнейшей транспортной магистралью Советского Севера. По нему осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. Суда ГУСМП выполняли огромный объем воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углем, а военная промышленность — никелем, медью, лесом; доставлялись воинские подразделения, оружие, техника к местам боев, особенно при защите Мурманска, полуострова Рыбачий, во время наступления в Северной Норвегии. Перевозки зачастую проводились при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах, на ледоколах и других судах, направлявшихся в открытое море, была установлена артиллерия для защиты от вражеской авиации и подводных лодок, был создан военно-транспортный отряд.
С 1948 года экспедиции «Север» начали изучение Центральной Арктики методом площадной съемки с самолетов полярной авиации. В период 1970–1980-х годов работа на Севморпути существенно активизировалась. Постройка атомного ледокольного флота ознаменовалась тем, что с мая 1960 года в состав флота вошел атомный ледокол «Ленин», с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов «Арктика». Активное развитие Норильского горно-металлургического комбината потребовало организации круглогодичной навигации по маршруту Мурманск — Дудинка, хотя обычно с октября до июня порт Дудинка замирал — суда не могли форсировать льды Енисея и пробиться к Дудинке. В 1972 году был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». Так в Арктике была открыта круглогодичная навигация.
17 августа 1977 года экспедиция под руководством министра морского флота Т. Б. Гуженко на атомном ледоколе «Арктика» впервые в мире на надводном корабле достигла Северного полюса.
Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути и выходит на новый виток освоения Арктики, в связи с чем активно обсуждается вопрос о выстраивании эффективной системы управления проектами в Заполярье, их ¬взаимной увязке и координации.

Евгения СОБОЛЕНКО,
по материалам открытых источников
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~8NPSK


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник