Проекты НТИ по созданию спутников связи, интеллектуальной энергетике и нейрореабилитации получат финансовую поддержку

9 Января 2018

Проекты НТИ по созданию спутников связи, интеллектуальной энергетике и нейрореабилитации получат финансовую поддержку

Межведомственная группа по разработке и реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) при президиуме совета по модернизации экономики и инновационному развитию 28 декабря одобрила 5 проектов. Государство окажет административную и финансовую поддержку разработкам рынков Энерджинет (EnergyNet), Нейронет (NeuroNet) и Аэронет (AeroNet).

По словам соруководителя рабочей группы AeroNet Сергея Жукова, финансирование проекта российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс» обеспечит фонд «ВЭБ Инновации» как институт развития проектов НТИ.

Проект по созданию малой космической телекоммуникационной платформы «АТОМ» для многоцелевых спутников связи получит 1,2 млрд рублей внебюджетной поддержки в 2018-2021 годах.

На первом этапе средства пойдут на разработку новой платформы для спутников связи. На втором этапе, с 2020 по 2022 год, на базе разрабатываемой платформы будет создан и запущен спутник связи для проведения летных испытаний. После получения летной квалификации платформы «Даурия Аэроспейс» планирует с 2022 года начать активные продажи на рынках Азии, Африки и Латинской Америки.

Спутники связи - крупнейший сегмент мирового рынка спутникостроения. Его размер составляет от $10 до $15 млрд в год. «У Даурии есть предварительные соглашения с заказчиками из Индии, Индонезии, Сингапура на 5 спутников. Это экспортно-ориентированный проект, в то же время востребованный и в России», - сказал Сергей Жуков, добавив, что для расширения космического потенциала России в интересах государства развивать эту компетенцию будут не только в госкорпорации Роскосмос, но и «за ее периметром».

Инновационность космического аппарата заключается в том, что при прочих равных характеристиках он легче и дешевле зарубежных аналогов. «Снижение массы достигается оптимизацией и облегчением конструктивно-силовой схемы из современных композиционных материалов и сотовых панелей с тепловыми трубами. Также уменьшению массы космического аппарата способствует использование современной цифровой миниатюризированной электроники и элементной базы», - отметил Сергей Жуков.

«Мы несколько лет последовательно накапливали опыт и потенциал компании, продвигаясь от небольших околоземных аппаратов в сторону усложнения и увеличения изделий, расширения спектра их применения, - рассказал генеральный директор «Даурии Аэроспейс» Сергей Иванов. - Геостационарная орбита - это «высшая лига» спутникостроителей, самая сложная, и при этом самая прибыльная сфера в космонавтике. Наша цель как российской космической компании - повысить конкурентоспособность отечественных решений на мировом рынке».

Проект по созданию твердотельной аккумулирующей электростанции (ТАЭС) разработан компанией «Энергозапас» и входит в «дорожную карту» EnergyNet по направлению «Интеллектуальная распределенная энергетика».

Инициаторы проекта, позволяющего снизить тарифы на электроэнергию, получит государственную поддержку в размере 499 млн рублей.

«С помощью ТАЭС можно решить проблему балансировки пиковых нагрузок. Пиковые нагрузки вынуждают включаться резервные мощности станций, поэтому энергетические компании во всем мире обязаны держать большой объем мощностей, чтобы закрывать пиковые нагрузки, - пояснил соруководитель рабочей группы EnergyNet Олег Гринько. - Пиковые нагрузки возникают лишь несколько часов в сутки, но для этого строятся дополнительные электростанции, которые и работают на полную мощность эти несколько часов. При этом стоимость оборудования, строительные и прочие расходы закладываются в тарифы. ТАЭС позволит уменьшить капиталоемкость энергетики с одновременным повышением качества энергоснабжения».

Твердотельная электростанция работает по принципу гидростанций (ГАЭС), но вместо воды использует упакованный грунт – груз, который перемещается вертикальными лифтами. Как отмечается в презентации проекта, станция потребляет электроэнергию, чтобы поднять груз наверх (ночной цикл дешевой электроэнергии потребления из общей сети), и вырабатывает ее, когда груз опускается вниз под действием силы тяжести (удешевление выработки энергии в пиковые значения утреннего и вечернего времени). В отличие от ГАЭС, ТАЭС не требует специального рельефа местности и не привязана к водным ресурсам. Согласно описанию проекта, первая такая станция должна появиться в России уже к 2020 году.

Авторы еще одного проекта рынка EnergyNet «Цифровой РЭС - Севастопольэнерго» создали готовую к тиражированию в России и на целевых рынках БРИКС бизнес-модель, а также разработали стандарты функционирования сетевой энергокомпании нового технологического уклада.

«Проект решает две ключевые задачи, стоящие перед современной энергетикой: преодоление тенденции устаревания основных фондов и формирование технической и технологической инфраструктуры и регуляторных предпосылок для развертывания принципиально новых сетевых отношений между потребителями и поставщиками электроэнергии», - отметил генеральный директор компании - соисполнителя проекта ООО «Разумные электрические сети» Алексей Чалый.

По его словам, в Севастополе модернизируют устаревшую распределительную сеть при небольшом объеме инвестиций, повысят надежность и качество электроснабжения потребителей, создадут масштабируемую модель цифрового района электросетей, характеризующуюся более высокой по сравнению с аналоговой экономической эффективностью.

«Проект “Цифровой РЭС” уже реализуется в Калининградской и Новгородской областях. В Севастополе будут дополнительно использованы новые цифровые технологии управления, такие как адаптивные коммутационные аппараты и мастер-станция диспетчерского управления, использующая элементы искусственного интеллекта», - сообщил Алексей Чалый.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что у территориальных сетевых организаций отсутствует экономическая мотивация для инвестиций в повышение надежности электроснабжения, а также ограничены возможности реинвестирования средств в мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности сетевых компаний. «Одобрение проекта межведомственной рабочей группой и дальнейшая административная поддержка со стороны властей позволит изменить нормативную базу и приведет к появлению новых бизнес-моделей в энергетическом секторе и практики регулирования отрасли», - считает Олег Гринько.

Следующий проект - Exoatlet Bambini - относится к рынку NeuroNet. Компания «ЭкзоАтлет» разработала новый способ нейрореабилитации с помощью экзоскелета для пациентов малого роста, в том числе детей и подростков. Использование экзоскелета ExoAtlet Bambini врачами в лечебных учреждениях позволит увеличить эффективность реабилитации пациентов как в стационаре, так и на дому, а благодаря ускорению процесса реабилитации обеспечит возвращение детей в социум, отмечается в презентации проекта, отмечается в презентации проекта.

По словам руководителя направления «Нейромедтехника» рабочей группы NeuroNet Владимира Конышева, отличительной чертой Exoatlet Bambini является взаимосвязь роботизированных, медицинских и нейротехнологий. Расширенный функционал позволяет сократить сроки выздоровления пациентов.

«Когда ребенок находится в экзоскелете, датчики считывают, как он ставит стопу, как он ставит ноги, как двигаются суставы, - пояснил Владимир Конышев. - Новизной проекта является также то, что для увеличения эффективности лечения используется электростимуляция спинного мозга, в том месте, где выходят двигательные корешки. Это запускает процессы нейропластичности. В проекте задействованы научные и медицинские коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Аналогов подобного экзоскелета, для детей и людей невысокого роста, в мире нет».

На создание Exoatlet Bambini компания «ЭкзоАтлет» получит из федерального бюджета 116,8 млн рублей.

«В 2020 году планируется завершить тестирование оборудования и перейти к клиническим испытаниям, чтобы зарегистрировать изделие и в 2021 году начать продажи Exoatlet Bambini», - сообщил Владимир Конышев.

Другой проект рынка NeuroNet, одобренный межведомственной рабочей группой, - «Система поддержания работоспособности водителя» (Нейрокепка), - не требует государственного финансирования. «Необходимо внести изменения в федеральный закон о безопасности дорожного движения, которые разрешат использование подобных систем в России, - пояснил Владимир Конышев. - Для обоснования необходимости подобного рода поправок в законодательство запускается тестирование системы на дорогах общего пользования, а также в лабораторных условиях».

Проект был представлен президенту России Владимиру Путину на выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге в июле 2017 года. Глава государства предложил сделать его доступным для всех водителей, осуществляющих дальние перевозки.

Из приведенной в проекте статистики по ДТП следует, что около 20% происшествий с тяжелыми последствиями могут быть отнесены на счет снижение бдительности, состояния дремоты, засыпания за рулем. Разработчики отмечают, что нейрокепка может применяться не только для водителей автотранспорта: риск человеческого фактора также высок у пилотов, машинистов, операторов производства.

«Уже полгода система тестируется в Новгородской области, где водители 21 городского и пригородного маршрутов получили соответствующее оборудование, - сказал Владимир Конышев. - С 1 января тестирование начнется и в Тульской области. В феврале планируем начать стендовые испытания, когда в ходе эксперимента водитель сможет уснуть. Будут выработаны технические стандарты, каким образом в тех или иных условиях выявлять проблемы психофизиологического состояния водителя».
Источник:  http://i-russia.ru
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~Wd1zr


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник