«Спасибо за чугУнки!»

10 Августа 2017

«Спасибо за чугУнки!»

С такими словами обратился народный артист РФ Н. В. Буров к создателям выставки, посвященной 180-летию железных дорог России и 160-летию открытия Петергофской железной дороги. 3 августа, накануне Дня железнодорожника, в Интерфаксе состоялась пресс-конференция, на которой организаторы и создатели музейной экспозиции «Императорские чугунки» рассказали об идее проекта, вариантах его развития, а также о наиболее интересных экспонатах.

Организаторами выставки выступили государственный музей-заповедник «Петергоф» и Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) Императора Александра I при участии Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги». Ее экспозиция, объединившая искусство, образование и промышленность, знакомит посетителей с процессом строительства отечественных железных дорог, устройством поездов, дорожными бытом и модой, здесь представлены документы конца XIX— начала XX в.

Директор ГМЗ «Петергоф» Е. Я. Кальницкая, автор идеи выставки, в своем выступлении отметила особую роль Николая I в истории Петергофа. Трудно переоценить масштаб личности императора, который осознал важность железнодорожного транспорта для развития государства. Выставка «Императорские чугунки» —своеобразная дань памяти Николаю I. Е. Я. Кальницкая, получившая техническое и гуманитарное образование, отметила: «Такое объединение интересов и усилий гуманитарной и технической науки — это очень правильная вещь. Техническая интеллигенция уникальна, она обладает умением концептуализировать, выстроить и быстро создать продукт...» 48 баннеров, раcположенных в

Верхнем парке Петергофа, — это 48 идей, 48 сюжетов, которые будут доступны на протяжении нескольких месяцев для всех, кто интересуется историей развития железнодорожного транспорта и инженерной науки в целом.

Ректор ПГУПС Императора Александра I А. Ю. Панычев рассказал о просветительской миссии проекта. По его словам, на транспорте традиционно работают люди, соответствующие высоким профессиональным и моральным требованиям. «Будущее отрасли напрямую связано с теми людьми, которых мы выпускаем... Все, что мы делаем, мы делаем исключительно для нашей молодежи», — отметил Александр Юрьевич.

Первые отечественные железные дороги — Царскосельская и Петербургско-Московская (Николаевская) — были созданы в 1837 и 1851 гг. соответственно. Следующим этапом стало строительство в 1857 г. Петергофской дороги, связавшей столицу и царскую резиденцию. Ежегодная летняя «миграция» в Петергоф петербуржцев-дачников сделала эту ветку чрезвычайно популярной. Важная роль в истории отечественного транспорта и путей сообщения принадлежит Августину Бетанкуру, назначенному в 1819 г. главным директором путей сообщения Российской империи. Однако едва ли не самой значительной его заслугой стало создание Института Корпуса инженеров путей сообщения (сегодня — ПГУПС Императора Александра I). Историк университета, проректор по международному сотрудничеству и связям с общественностью И. П. Киселев напомнил, что железнодорожный транспорт конца XIX в. — это самые передовые технологии того времени и, говоря современным языком, пример успешного импортозамещения. «Августин де Бетанкур создал инженерное образование в России... Николаевская железная дорога строилась русскими людьми из русских материалов... Все вагоны, все паровозы Николаевской дороги вышли уже с

Александровского завода. Вот это все мы хотели донести до зрителей, до почитателей, до тех, кто может стать почитателем. Поднять наше самопонимание, что мы много смогли сделать и много сможем сделать», — заявил он.

Директор Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации В. И. Мителенко признался, что для возглавляемой им организации было большой честью участвовать в этом проекте. Выставка имеет важное просветительское значение, воспитывает уважение к истории своей страны, научным достижениям и будет интересна посетителям всех возрастов. Сегодня трудно представить нашу жизнь без железных дорог, а чуть меньше двух веков назад это был мощнейший научно-технический прорыв, определивший дальнейшее развитие империи.

Участники пресс-конференции отметили наиболее интересные, на их взгляд, экспонаты: старейшие документы, открытки, иллюстрации, вырезки из газет той эпохи, чертежи императорского поезда. Посетители выставки узнают историю «путейской лягушки» — символа студенчества Института Корпуса инженеров путей сообщения, стоимость проезда и расписание, увидят, как выглядели проездной билет, императорский и обычный поезда, смогут проследить, как менялось отношение общественности к железнодорожному транспорту — от неприятия до осознания его необходимости и все большей востребованности.

Народный артист России Н. В. Буров отметил, что «Петергоф — это замечательное место... там всегда какие-то совершенно удивительные неожиданные находки, и в том числе обращенные в не очень-то связанное с искусством пространство, а на самом деле — пространство красивой, искусством пахнущей техники...»

Эта уникальная выставка имеет электронную версию, которую, возможно, будут транслировать на вокзалах, в транспорте, на дорогах, чтобы как можно больше людей узнали об истории строительства первых железных дорог, становлении инженерного образования в России. Участники пресс-конференции обсудили варианты дальнейшего сотрудничества, среди которых, например, выставки на базе архива архитектурной графики, материалов, посвященных сотрудничеству с Китаем и многим другим страницам истории железнодорожного транспорта и отечественной промышленности.

Выставка «Императорские чугунки» вновь напоминает, что развитие промышленности невозможно без внедрения новейших технологий и качественной подготовки высококвалифицированных кадров, а в основе всего — уважительное отношение к истории своей страны. В свое время мощный импульс развитию инженерного дела в России дал Николай I, часто повторявший: «Мы — инженеры». Создание железных дорог — его заслуга на государственном уровне. Императору приходилось преодолевать в этом деле сопротивление министров и общества. Лучшие инженеры-путейцы страны работали под его личным руководством. Сегодня инженерное образование становится все более востребованным и престижным, и в том числе благодаря проектам, подобным «Императорским чугункам».

Ксения ИВАНОВА
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~DDwOj


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник