Благотворительный концерт в рамках программы «Долгое эхо горя и подвига»

15 Ноября 2013

Благотворительный концерт в рамках программы «Долгое эхо горя и подвига»

13 ноября Международный общественный Фонд культуры и образования и фонд фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», которые успешно сотрудничают уже на протяжении 10 лет, представили, при поддержке Комитета по социальной политике правительства Санкт-Петербурга, благотворительный концерт в рамках программы «Долгое эхо горя и подвига».

Мероприятие было приурочено к 70-летию прорыва блокады Ленинграда. Поэтому неслучайно, что в зале, помимо завсегдатаев концертов симфонической музыки, собрались ветераны войны и труда, блокадные дети, заслуженные работники высшей школы Санкт-Петербурга. Так совпало, что концерт состоялся в Международный день слепых, поэтому на него были приглашены и сотрудники Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих, с которой сотрудничает газета «Санкт-Петербургский музыкальный вестник», издание Международного общественного Фонда культуры и образования.

В рамках программы прошла презентация книга «Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Экзамен на стойкость», рассказывающая о деятельности вузов нашего города в годы блокады, об их представителях, воевавших на фронтах Великой Отечественной, и о тех из них, чье детство пришлось на военное лихолетье, изданной при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Международного общественного Фонда культуры и образования и информационного агентства «Северная Звезда». Представил книгу известный музыковед, музыкальный критик, предеседатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Иосиф Генрихович Райскин. Он напомнил, что вопреки известной пословице «Когда говорят пушки, музы молчат», музы не молчали: в блокадном Ленинграде продолжала звучать музыка, бесчисленные концерты собирали публику.

Как и в то трагическое время, на концерте 13 ноября прозвучал проникновенный Вокализ С. В. Рахманинова, исполненный Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, а также известным итальянским музыкантом, одним из ведущих саксофонистов, экспериментатором в области инструментальной техники Федерико Мондельчи. В первом отделении также публике была представлена мировая премьера – Концерт для дудука и скрипки с оркестром композитора Ваче Шафаряна, сольные партии исполнили Геворг Дабагян (дудук) и заслуженная артистка России Мария Сафарьянц (скрипка). Дирижировал Ф. Мондельчи. Помимо названных произведений, программу составили сюиты Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», а также сюита для струнных Комитаса-Асламазяна.

Музыка была выбрана неслучайно. Разное время рождает разную музыку, но непреложной истиной является тот факт, что без музыки человеку невозможно жить. Именно она помогает людям выстоять в самые тяжелые времена, сохранить душу, продолжать верить, надеяться и любить! Музыкой организаторы концерта почтили память тех, благодаря кому Ленинград выстоял.

Ксения Токмакова

Мнение:

Неслучайность выбора сочинений, составивших музыкальную часть программы вечера, ни у кого не оставила сомнений по окончании концерта. Хотя, на первый взгляд, сочетание армянских и норвежских мотивов кого-то могло и удивить. Однако два классика – Комитас (1869 — 1935) и Григ (1843 — 1907) — не только почти ровесники, но, что гораздо важнее, духовные родственники, если вести их «родословную» от преклонения перед истиной, добром и красотой, от любовного внимания к народным истокам, от сердечной одаренности к ликованию и скорби. На такие размышления навели прозвучавшие сюиты Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» и основанная на народных интонациях-наблюдениях струнная сюита Комитаса.

Уникальной программу можно назвать благодаря мировой премьере (хотя сам автор предпочитает более скромное и грамотное «первое исполнение») Концерта для дудука и скрипки с оркестром сорокасемилетнего армянского композитора Ваче Шарафяна, душа которого, отражающаяся в звуках его музыки, очень близка русскому слышанию мира. В прозвучавшем Концерте поразила (с первого же прослушивания) стереоскопичность, всеохватность, всеобъятность чувства и мысли – от уже упомянутой фольклорной основательности через урбанистическое смятение к литургической ясности: в финальном разделе сочинения дудук ассоциируется с голосом произносящего молитву священника, которому скрипка, как глас прихожан, отвечает: «Господи, помилуй…»

Успеху вечера, безусловно, способствовали Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и полюбившийся петербуржцам Федерико Мондельчи, выступивший в двух ипостасях – как дирижер и солист: Вокализ Рахманинова, проникновенно «спетый» на саксофоне, стал прекрасной увертюрой к вечеру памяти, убеждений и надежд.

Наталия ТАМБОВСКАЯ,

главный редактор газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник»


Фотографии с мероприятия




Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~8337t


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник