Панславист Н. И. Костомаров: к юбилею учёного

1 Августа 2017

Панславист Н. И. Костомаров: к юбилею учёного

16 мая исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Ивановича Костомарова — русского деятеля в области истории, археологии, этнографии и фольклористики. Долгий жизненный путь ученого — трудный путь личности, успех которой определяли личные качества и умение (говоря сегодняшним слогом) делать себя.

Судьба Костомарова была полна превратностей, которые часто и серьезно нарушали его планы. Незаконнорожденный сын помещика, он сам должен был прокладывать свой путь: для него не существовало заранее установленного направления жизни, как для его сверстников-дворян или детей чиновников высокого ранга. Происхождение Костомарова осложняло его становление как ученого, но в то же время открывало широкий простор для развития его природных качеств — воли, трудолюбия и упорства.
Отец Костомарова тоже создавал собственную жизненную модель, во многом отличную от той, что выбирали представители его сословия. Выйдя в отставку и поселившись в родовой Юрасовке (Воронежская область), Иван Петрович Костомаров увлекся чтением французских просветителей. Идеи Вольтера, Дидро и Руссо оказали большое влияние на склад его ума: выказав презрение ко всему дворянскому, Иван Петрович женился на своей крепостной, специально перед тем отправленной для обучения в московский пансион. Их сын рос по правилам естественного воспитания Руссо, проведя почти все детские годы в Юрасовке, на лоне природы.
«Детство мое до десяти лет протекало в отеческом доме без всяких гувернеров, под наблюдением одного родителя. Прочитав “Эмиля” Жан-Жака Руссо, мой отец прилагал вычитанные им правила к воспитанию своего единственного сына и старался приучить меня с младенчества к жизни, близкой с природою, он не дозволял меня кутать, умышленно посылал меня бегать в сырую погоду, даже промачивать ноги, и вообще приучал не бояться простуды и перемен температуры», — вспоминал Костомаров в «Автобиографии». Умственные способности мальчика не оставались без развития: отец заставлял сына много читать, и феноменальная память ребенка легко запечатлевала целые произведения.
Начальное образование Костомарова было прерывным и бессистемным: год обучения в московском пансионе, два с половиной года — в воронежском, два года — в воронежской гимназии. В этот период в семье Костомаровых случается горе, глубоко потрясшее десятилетнего Николая и до основания разрушившее налаженный семейный быт: дворовые люди жестоко убивают отца, похитив из семейной шкатулки несколько десятков тысяч рублей — огромную по тем временам сумму. «Вот уже 47 лет прошло с тех пор, но и в настоящее время сердце обливается кровью, когда я вспомню эту картину, дополненную образом отчаяния матери при таком зрелище», — писал Костомаров о сцене обнаружения тела отца в яру. Спустя шесть лет один из участников убийства на могиле Ивана Петровича прилюдно сознался в содеянном.
Новый период в жизни Костомарова начинается с поступлением в Харьковский университет, где перед ним во всей широте раскрываются перспективы научной работы. По воспоминаниям Костомарова, общий уровень образования в университете был не очень высоким; однако это не помешало ему работать по своему плану — изучать латынь, итальянский и французский языки, а ближе к окончанию учебы, с появлением в университете молодых и талантливых профессоров А. О. Валицкого и М. М. Лунина, — серьезно заниматься историей.
Во времена студенчества Костомаров открывает для себя мир Малороссии. Знакомство и общение с И. И. Срезневским, знатоком украинской истории и литературы, оказывает большое влияние на формирование интереса Костомарова к украинскому народу, его прошлому и будущему. После окончания университета молодой ученый окончательно обретает свой путь: он изучает польский, чешский и немецкий языки, создает художественные произведения на украинском языке. Мир славистики все более увлекает Костомарова.
Первая большая научная работа Костомарова, посвященная истории Украины (диссертация «О значении унии в истории Западной России»), едва ли не стала последней в его карьере. Харьковская цензура признала выводы ученого неблагонадежными — изыскания Костомарова не совпадали с общепринятой точкой зрения, а вопрос имел политический характер. Почти все экземпляры работы были уничтожены. Костомарова спасла только прекрасная репутация; ему разрешили написать диссертацию на другую тему. Талантливый ученый провел исследование по истории литературы, успешно защитив диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии».
Последующие годы педагогической деятельности в Харькове, Ровно, Киеве были одновременно периодом активной этнографической работы. Костомаров совершает ряд поездок по историческим местам, собирает большое количество фольклорного материала. В этом ему помогали и ученики, которые любили и высоко ценили своего учителя. «Уроки Костомарова были духовные праздники; его урока все ждали», — вспоминал живописец Николай Ге, слушавший курс русской истории Николая Ивановича. Позже художник напишет портрет учителя.
В Киеве Костомаров и единомышленники создают просветительский кружок, где обсуждались либеральные идеи, отмена крепостного права, возможности создания панславянского единства. Планы участников Братства святых Кирилла и Мефодия не включали революционных мер и антиправительственных заговоров; тем не менее после раскрытия полицией деятельности кружка Костомаров был арестован. Отчаяние ученого удваивалось тем, что арест расстроил ожидаемую с нетерпением свадьбу с Алиной Крагельской.
Долгое следствие и ссылка в Саратов не прерывают научной деятельности Костомарова. Энергичный ученый, обладавший несгибаемой волей, использует новое место чиновника для этнографических исследований. В ссылке он углубленно изучает историю раскола, собирает материалы о Пугачёве и Разине, печатает этнографические заметки в «Саратовских губернских ведомостях». Во второй половине 1850-х, с воцарением Александра II, Костомарову разрешают печататься в столичных изданиях, и он издает монографию «Богдан Хмельницкий» — одно из первых серьезных исследований по этой теме. Позже выходит книга «Бунт Стеньки Разина», упрочившая репутацию Николая Ивановича как крупного историка.
Непрерывная работа в течение всей жизни приносила свои плоды. Костомаров получает признание в научных и общественных кругах; в 1859 году по личному царскому разрешению он становится преподавателем Петербургского университета, а вскоре после того — членом Археографической комиссии и Русского географического общества. На этих должностях им было немало сделано в области изучения малороссийской культуры и истории.
Долгожданная свадьба Костомарова состоялась спустя 28 лет после помолвки. Овдовевшая Алина Леонтьевна, которая по воле родителей была обвенчана с другим после ссылки Костомарова, стала верной подругой последних лет его жизни, его секретарем и даже советчицей в делах науки. Ей Костомаров посвятил «Автобиографию» — увлекательное повествование, охватывающее всю жизнь ученого.
Этот период в жизни Костомарова был очень продуктивным: написано «Начало единодержавия в древней Руси» и другие работы, создаются оставшиеся неоконченными труды «Об историческом значении русского песенного народного творчества» и «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Семейное счастье, обретенное ученым, — он усыновил троих детей супруги от первого брака, немало способствовало его ¬научной деятельности, которую он не оставлял до самой кончины в 1885 году.

Мария ЛИХИНИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~5XKRd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник