Если ребенку трудно читать…

15 Ноября 2016

Если ребенку трудно читать…

14 ноября – международный день логопеда. В преддверии профессионального праздника мы пообщались с Александром Николаевичем Корневым, логопедом, профессором кафедры общей и прикладной психологии Педиатрического университета.

- Какими компетенциями должен обладать логопед и какие проблемы он решает?
- Логопед – это специалист по коррекционной педагогике. Сегодня его принято называть специалистом по направлению «дефектологическое образование». Эти специалисты помогают детям с разными видами нарушений развития. Есть тифлопедагог, работающий со слабовидящими, сурдопедагог, работающий со слабослышащими, и есть логопед, который работает с детьми с нарушениями речевого развития.
Логопеды подразделяются на две категории: дошкольные и школьные логопеды. Первые занимаются освоением ребенком устной речи, вторые – письменной. И если дошкольник обладает некоторыми проблемами в устной речи – они непременно выльются в дефекты речи письменной, поскольку эти две формы речи тесно переплетены друг с другом.

- В каком возрасте логопед способен выявить ребенка с «проблемой»?
- В первом классе начинается овладение письмом и чтением. Среди широкого круга детей уже в дошкольном возрасте логопед в состоянии выделить тех, у кого некоторые качественные способности проседают. Ребенок в возрасте 5-6 лет должен чувствовать, что речь это самостоятельная субстанция, существующая отдельно от предмета. Мы обозначаем буквами звуки, а из звуков состоят слова, которые не привязаны к предмету, и ребенку важно это понять и осознать. Логопед, как специалист, который помогает детям отстающим – важная фигура, и он не просто педагог в плане воспитателя в саду. Он должен владеть навыками, которые относятся к неврологии, медицине, психологической диагностике… Все это входит в программу подготовки специалиста-дефектолога, потому что логопед должен не просто констатировать недостаток, но и должен понимать механизм возникновения трудности. До 20 процентов детей имеют те или иные проблемы в освоении речи.
Одна из таких трудностей – дислексия.

- Расскажите об этом недуге…
- Дислексия –избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
И в этом плане русский язык и наша письменность для чтения легкие и простые и ребенку освоить их несложно. Однако есть категория таких детей, которые не могут читать. Первые описания этого расстройства встречаются еще в конце 19 века, однако интенсивные исследования начались лишь в середине 20 века. К сожалению, с этим недугом еще не научились справляться. У таких детей развитие мозга и внутренняя его организация отличается от тех же показателей у благополучных детей. В определенном смысле это неврологическая проблема. Перенастройка мыслительного процесса, которая происходит в дошкольном возрасте в 5-6 лет и важные для чтения зоны находятся в спящем режиме. В англоязычных странах таких малышей в 2-3 раза больше, что связано с более сложной организацией английской речи.
Сегодня работа с текстами очень важна, и человек, который с этим не справляется – находится на обочине. Мощные усилия направлены на то, чтобы предупредить развитие дислексии. В основном все исследования в этой части относятся к англоязычным детям, однако в нашем университете проводятся исследования в данной области с прицелом именно на русскоговорящих пациентов.
Дислексия - очень стойкое заболевание, и человек может на всю жизнь остаться безграмотным. Человек, страдающий этим недугом, не способен даже прочитать название станции в метро или титры в фильме. Такие дети очень болезненно переживают хронический неуспех. Ведь все вокруг легко и просто овладевают чтением, а он, не будучи умственно отсталым, не способен этого сделать. Плюс ему дают непосильную нагрузку, что вызывает сильнейшую фрустрацию, и вырабатывается фобия к чтению, ребенок перестает читать. Родители часто не знают о болезни и думают, что ребенок не старается, потому что он нерадивый или нестарательный, начинают заставлять читать и наказывать ребенка, и он закрывается, оказывается постоянно виноватым.

- Как определить дислексия ли у ребенка или просто отсутствие усидчивости?
- Если логопед хороший, то он сумеет отличить обычные банальные замедления темпа чтения от действительно стойкого специфичного нарушения. Первый шаг – поход к логопеду, но многие не догадываются, что этот шаг нужно сделать. Есть и другая беда: методы коррекции дислексии разработаны слабо и недостаточно, и немногие из логопедов ими владеют. Мы на нашей кафедре занимаемся этой проблематикой почти три десятка лет, выпускаем книги. Тем не менее, по факту, исправлять трудности в письме могут многие логопеды, а справляться с дислексией – единицы. Тормозит удачный исход дела и то, что исправить это за короткий срок - нереально. Тут нужна кропотливая и многолетняя работа. Многие логопеды не берут на себя такую ответственность и предпочитают заниматься более простыми дефектами. Плюс родители часто забрасывают упражнения. Такие дети недостаточно получают ту помощь, в которой нуждаются.

- Какие упражнения вы можете посоветовать родителям дислексиков?

- Есть специальная методика обучения чтению. Дело в том, что мозг этих детей так устроен, что наш традиционный аналитико-синтетический метод (сложение букв в звуки, а звуков – в слова) – непреодолим. Они не могут складывать слоги. Хотя в норме в первый класс уже приходят 80 процентов читающих по слогам детей. А тут и во взрослой жизни человек может не уметь читать, и методика, которая под это, помогает обойти эту трудность.
Это так называемый полуглобальный метод обучения, при котором отдельный слог усваивается как иероглиф, целостная единица. В русском языке не так много слогов и с помощью специальной методики они запоминаются. Человек начинает узнавать слог блоком. Начинается все с маленьких двухбуквенных слогов, а потом задача усложняется, и пациент переходит к более сложным задачам. И таким образом дети справляются с проблемой, и пусть не идеально, но осваивают чтение достаточно хорошо. Чтобы навык усваивался необходимо делать такие упражнения ежедневно дома по полчаса в день. Кто-то из родителей принимает на себя такую ответственность, но нередко первыми сдаются родители, а не дети. В связи с этим в нашей лаборатории нейрокогнитивных технологий мы разработали специальный электронный тренажер, программу, которую можно установить на компьютер или смартфон. Ей можно будет пользоваться родителям и детям. Есть уже первый рабочий вариант. В игровой форме ребенок будет обучаться чтению по нашей методике. И степень доступности методики увеличится в несколько раз и такого в мире нигде нет. Мы очень надеемся таким образом помочь детям.

- На какой стадии реализация данного проекта?

- Прошлой весной мы выиграли старт-ап в фонде Бортника и с группой программистов создаем приложение. Сейчас уже разработан самый простой вариант. Надеемся, что к концу весны мы получим первый вариант программы, которым можно будет пользоваться и он будет тестироваться и дорабатываться. Плюс ко всему мы планируем создать сайт, на котором можно будет дистанционно помогать тем, кто захочет пользоваться программой. Это создаст новые перспективы для детей. С 17 по 19 ноября в ЛЕНЭКСПО мы будем презентовать самый первый вариант этой программы.

- Что бы вы порекомендовали родителям, в семьях которых ребенок страдает от дислексии?

- Самое главное: если видно, что ребенок медленно осваивает чтение – нельзя его заставлять. Любые принудительные меры сильно осложняют отношения, вызывают протестные реакции. Все это перерастает в проблему поведения. Если эти трудности замечены, то надо бежать к логопеду, чтобы выяснить суть проблемы. Мы в своей лаборатории проводим проект по изучению механизмов дислексии и мы включили в него учеников 3-4 и 6-7 классов. Если нужно уточнение диагноза и если есть желание участвовать в самом проекте, где в том числе мы оказываем помощь, то милости просим звонить по телефону диспетчера проекта(8-921-887-7021 – Наталья Бердникова). Будем рады помочь.

Беседовал Владислав Лебаков
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~dPGgE


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник