«Страсти по русской революции 1917 года»

11 Декабря 2017

«Страсти по русской революции 1917 года»

11 декабря, понедельник, 20.00 (Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2)

Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева
Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории
художественный руководитель и дирижер – Валерий Успенский
дирижер – Дмитрий Хохлов
Светлана Москаленко - сопрано; Александр Михайлов ¬– тенор; Сергей Романов – баритон; Юрий Власов – бас; Елизавета Панченко – орган; Сергей Новожилов – чтец
Виктор ПЛЕШАК: «Страсти по русской революции 1917 года», поэтория для чтеца, солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра


«Страсти по русской революции 1917 года» посвящены 100-летию события, в корне изменившего ход российской и мировой истории. По словам композитора, слово «страсти» в названии сочинения отсылает, скорее, не к страстям Христовым, а к запредельным в своем выражении страстям человеческим.

Произведение продолжает музыкально-историческую эпопею Плешака «Русский миръ», в разных частях которой осмысливаются важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Примечательно, что во всех частях "Русского мира" Плешак одновременно является и композитором, и либреттистом, демонстрируя глубокие познания в области истории, литературы, поэзии, канонических текстов и философских трудов. Также как и остальные части цикла, «Страсти» созданы автором специально для оркестра имени В.В. Андреева, с которым Плешака связывает давняя дружба и плодотворные творческие контакты. Именно этот уникальный коллектив позволяет воплотить в жизнь все музыкальные идеи композитора, сочетая в себе утонченный колорит русских инструментов, профессионализм, блестящую сыгранность состава и безграничные оркестровые краски.

Жанровая сущность произведения обозначена композитором как поэтория. Ведущую роль автор отдаёт пророческому слову поэтов-современников революции, которых озвучивают солисты. Отрывки из знаменитых произведений В. Маяковского (поэмы «Хорошо» и стихотворения «Левый марш») поручены басу; революционная лирика С. Есенина (строки из стихотворений «Ответ» и «Воспоминание», поэмы «Песнь о Великом походе») звучат в устах баритона; фрагменты из поэмы «Двенадцать» А.Блока («трагического тенора эпохи», по словам А.Ахматовой) переданы тенору; мятежная и пронзительная лирика М. Цветаевой (в основном, из цикла «Лебединый стан») отдана композитором сопрано.

Важную роль в музыкальной драматургии поэтории отдана хору, который то выступает как комментатор или участник революционных событий, то включается в диалог с солистом или просто поддерживает его высказывание, то предлагает художественное обобщение происходящего. Стилистическая палитра хора весьма многообразна: здесь и боевые маршевые песни, и церковные песнопения, и певучая кантилена, и удалые возгласы толпы, и частушечные интонации.

Инструментальный состав поэтории весьма необычен: мягкие тембры русских национальных инструментов Андреевского оркестра дополнены органом, звучание которого придает произведению грандиозность и мощь, а также связывает его с образцами духовной музыки прежних эпох.

Концептуальная кульминация произведения помещена в заключительный раздел последней части «Страстей», построенный на поэтических строках русского религиозного философа Владимира Соловьева (стихотворение «Бедный путь»). На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий солистов, хор, оркестр и орган.

Символично, что "Страсти" родились в Санкт-Петербурге - "колыбели" революции, и прозвучат в исполнении Андреевского оркестра - коллектива со 130-летней историей, пережившего эти и все последующие драматические события в жизни нашей Родины.
Источник:  Пресс-служба Комитета по культуре Санкт-Петербурга
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~Fzxg0


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник