Праздничное оформление Петрограда–Ленинграда в дни празднования годовщин Великой Октябрьской революции

8 Ноября 2017

Праздничное оформление Петрограда–Ленинграда в дни празднования годовщин Великой Октябрьской революции

7 ноября 2017 года в 16.00 в Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Праздничное оформление Петрограда–Ленинграда в дни празднования годовщин Великой Октябрьской революции. 1918––1987». Это четвертая выставка проекта «Вдохновение в красных тонах», объединившего выставочные, издательские, мультимедийные проекты Государственного музея истории Санкт-Петербурга, приуроченные к 100-летию Октябрьской революции. На ней представлены авторские эскизы художественно-декоративного оформления городского пространства, выполненные ведущими архитекторами и художниками своего времени, а также фотографии, живописные и графические произведения, открытки, запечатлевшие празднование юбилеев Октябрьской революции на площадях и улицах Петрограда-Ленинграда на протяжении 70 лет. Большинство экспонатов демонстрируется впервые.

Во время проведения выставки преобразится не только Инженерный дом, территория Петропавловской крепости также будет украшена кумачовыми полотнами.
В день открытия гостей выставки будет встречать военный духовой оркестр Западного военного округа.

В церемонии открытия выставки примет участие архитектор-художник Валентин Александрович Гаврилов — автор проекта оформления Невского проспекта к 70-летию Октябрьской революции в 1987 году.
В программе открытия выставки в атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости в 17.00 состоится показ коллекции «В красных тонах» Модного дома LILIA KISSELENKO при поддержке: Модельного агентства LMA, Академии парикмахерского искусства ESTEL, Школы стиля и макияжа ESTETISTA. Коллекция одежды была создана специально для данного музейного проекта.

В 1918 году в советской России был введен «Красный календарь», учреждавший новые революционные праздники. Главным торжеством года стала годовщина Октябрьской революции, которая была впервые отмечена в 1918 году. На площадях и улицах города в течение нескольких дней проходили торжественные шествия, митинги, спектакли, концерты. Художниками были выполнены эскизы праздничного убранства Петрограда. Именно в эти дни рождалась новая революционная стилистика городского праздника. Среди почти сотни имен мастеров, украшавших город к 7 ноября, живописцы Н. И. Альтман, В. Д. Баранов-Россине, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, В. В. Лебедев, К. С. Петров-Водкин, В. И. Шухаев; зодчие И. Г. Лангбард, Л. В. Руднев, В. А. Щуко и другие.

На выставке представлены эскизы оформления площади Урицкого (ныне Дворцовая площадь) к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные Н. И. Альтманом. В своих воспоминаниях художник так говорил о своей работе: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. … Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».

По такому же принципу было выполнено и оформление других улиц и площадей города. Об этом дают представление фотографии 1918 года, запечатлевшие площадь Восстания, Невский и Литейный проспекты, Смольный, Николаевский мост и мост Равенства (Троицкий). На Литейном проспекте и в Гавани были сооружены временные триумфальные и декоративные арки. На одном из фотоснимков запечатлена большая арка с дымящимся жертвенником на куполе по проекту И. Г. Лангбарда установленная в начале аллеи, ведущей ко входу в Смольный. На другом можно увидеть затянутые кумачом Иоанновские ворота в Петропавловской крепости, оформленные по проекту архитектора Д. М. Иофана.

Гражданская война, трудности послевоенного времени отразились на масштабе празднования последующих годовщин Октября, но, несмотря на это каждый год неизменно разрабатывался план оформления города и проведения праздничных мероприятий. Среди произведений наглядной агитации этого времени встречались и подлинные шедевры. Представленный на выставке плакат «Да здравствует комсомол! На смену старшим молодая рать идет. К седьмой годовщине Октябрьской Революции» был выполнен по рисунку А. Н. Самохвалова и удостоен Золотой медали Международной парижской выставки декоративного искусства 1925 года.

С особым размахом отмечался 10-летний юбилей Октябрьской революции в 1927 году. Многие композиции, украсившие центральные площади и улицы города, отличались оригинальностью художественного и объемно-пространственного решения. Представление об этом дают фотографии, запечатлевшие оформление особняка Кшесинской по проекту арх. Н. А. Троцкого, площади Жертв Революции (Марсова поля) про проекту арх. Л. В. Руднева, Нарвских ворот по проекту арх. Д. П. Бурышкина, а также эскизы живописных панно для здания Народного дома в Александровском саду Н. Х. Рутковского.

Во второй половине 1920 – начале 1930-х годов определенную роль в ленинградском оформительском искусстве сыграл ИЗОРАМ (объединение «ИЗО рабочей молодежи»), занимавшийся разработкой экспериментальных форм декоративно-прикладного искусства. Группой руководил М. С. Бродский. В нее входили художники, не получившие профессионального образования, большинство из них работало на заводах. ИЗОРАМ оформлял клубы, дома культуры, различные мероприятия, в том числе занимался декоративным оформлением города к праздничным датам. Художники ИЗОРАМА ярко заявили о себе в 1931 году. Ими были выполнены грандиозные трибуны на площади Урицкого в дни празднования 7 ноября. Это сложные сюжетные композиции, темой которых была мировая борьба с капитализмом и империализмом. Серия фотографий на выставке дает представление об этой грандиозной работе.

Праздничная иллюминация города превратилась в самостоятельную художественную «номинацию», перестав исполнять вспомогательные функции. Подтверждением этому служат эскизы оформления площади Урицкого выполненные арх. А. А. Олем, а также эскизы декорирования и иллюминации ленинградских мостов В. А. Раевской к празднованию 15-летней годовщины Октября.

Середина 1930-х годов отмечена снижением разнообразия приемов и форм в праздничном оформлении города. В декорировании городского пространства, главным образом, используются атрибуты «Серп и молот», дата «1917», слово «Октябрь», красные флаги и звезды; и большеформатные, отличающиеся патетикой портреты «вождей», руководителей партии и государства: Ленина, Сталина, Калинина, Кирова, Молотова и других. Об этом свидетельствуют эскизы праздничного оформления, выполненные Н. И. Евграфовым, А. Е. Мордвиновой, В. М. Черкасским. На этом фоне оригинальностью выделяется проект оформления Казанского собора к 20-й годовщине Октября арх. И. Г. Лангбарда, где купол собора представлял земной шар диаметром 30 метров, опоясанный красным полотнищем.

В годы Великой Отечественной войны, в дни блокады в Ленинграде праздничные демонстрации были заменены радиомитингами, но город все равно украшался к 7 ноября красными флагами, лозунгами, транспарантами, плакатами. Мастера, работавшие в Союзе художников (В. А. Серов, И. А. Серебряный, В. М. Конашевич, А. А. Казанцев, Н. А. Павлов, С. М. Мочалов, Н. Х. Рутковский и др.), создали более 60 больших панно-плакатов на тему победы над врагом. Плакаты военных лет, фотографии парада и салюта в октябре победного 1945 года демонстрируются в экспозиции.

В год 30-летия Октября в оформлении города значительное место заняла свето-пиротехническая составляющая. Активно использовались прожекторы, они высвечивали в небе над городом цифру «ХХХ». Светящимся лозунгом из шести тысяч электрических лампочек была украшена Петропавловская крепость. Эти приемы использовались и в последующие годы. Это удивительное зрелище запечатлено на картинах А. А. Казанцева и А. М. Ляндзберга и фотографиях тех лет.

40-летие Октябрьской революции, отмечавшееся в 1957 году в праздничном убранстве не было ознаменовано оригинальными находками и решениями. Популярным стало украшать фонарные столбы флагами-«парусами» — треугольными, прямоугольными и трехъярусными. Улицы украшались «перетяжками». В декоре превалировали красный и голубой цвета. Октябрьское убранство Ленинграда запечатлела в своих тонких, прозрачных цветных литографиях художница М. С. Чернецкая.

Подготовка к празднованию 50-летнего юбилея революции началась более чем за год. Была разработана единая для 14 районов Ленинграда программа праздничного украшения, включавшая в себя более тысячи проектов и более ста макетов. На выставке можно увидеть эскизы оформления центральных площадей и улиц Ленинграда, выполненные А. И. Алымовым, В. А. Петровым и другими. В них отразились главные черты оформления города в 1967 году – лаконичность композиции, ясность и выразительность приемов и средств. Согласно этим проектам бастионы Петропавловской крепости по числу юбилейных лет были украшены 50 факелами. Пламенеющие на ветру, они не гасли: была сконструирована специальная горелка. На Марсовом поле мачты электрических фонарей были облачены в кумачовые цилиндры, светящиеся изнутри. Аллея, ведущая к Смольному, декорировалась пирамидами винтовок символического красного цвета. На площади у Финляндского вокзала впервые была устроена грандиозная «синтетическая кино-цвето-музыкальная композиция», посвященная событиям февраля — октября 1917 года.

Апофеозом праздника 1967 года стало карнавальное шествие. 8 ноября карнавальный «автопоезд» (более 200 автомобилей) стартовал на стадионе имени С. М. Кирова и прошел через весь город. Эскизы оформления праздничного автопоезда Г.И. Бермана и Г. П. Сотникова, эскизы ростовых кукол Т. К. Сотниковой, а также многочисленные фотографии можно увидеть в экспозиции.

60-летие Октябрьской революции отмечалось традиционно. Город был украшен в привычные цвета. Стилистику определял минимализм. Оформление главных объектов города доверили тому же мастеру — А. И. Алымову. Но в этот раз праздничное убранство города было выполнено скромно и во многом шаблонно.

Последний всплеск оформительской активности в Октябрьских празднествах пришелся на 1987 год. В стране чувствовалось приближение перемен в общественно-политической жизни, но уважение к «славным революционным и героическим традициям советского народа» в обществе сохранялось. На выставке представлены эскизы оформления Невского проспекта к 70-летию Октября, выполненные В. А. Гавриловым (на больших установках, собранных в планшеты, у Гостиного двора и Казанского собора демонстрировались крупным планом революционные плакаты, декреты, воззвания, фотографии). В дни праздника на всех электрических столбах на Невском проспекте были установлены выполненные по рисункам В. А. Гаврилова орифламмы – кумачевые «хоругви», расписанные в стилистике рубежа 1910–1920-х годов. Эскизы этих орифламм можно увидеть на выставке, а их реконструкции — в оформлении фасада Инженерного дома.

70-летний путь, пройденный художниками, архитекторами, работавшими над праздничным украшением Петрограда–Ленинграда, оставил заметный след в истории городской культуры. Несмотря на ярко выраженную идеологическую составляющую, на «временный» характер использования, сегодня эти произведения сохранились в музейных фондах, и составляют золотой фонд отечественного декоративно-оформительского искусства.
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~i0lSC


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник