Открытие новых выставок в филиале Русского музея в г. Малага

7 Февраля 2018

Открытие новых выставок в филиале Русского музея в г. Малага

10 февраля 2018 года в первом в Европе зарубежном филиале Государственного Русского музея в испанской Малаге откроются выставки «Для счастья народа», «Путешествия русских художников» и экспозиция работ Михаила Шварцмана.

Для счастья народа.
10 февраля 2018 года –21 января 2019 года
(Постоянная экспозиция)
На экспозиции будут представлены около 130 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства 1920 – 60-х из собрания Русского музея и частных коллекций.
«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими», - говорил Ленин, и это его высказывание стало главным лозунгом для всех «работников искусств» СССР. Достаточно быстро выяснилось, что ленинским критериям соответствует только искусство реалистическое, причем в своей наиболее консервативной форме. После продолжительных дискуссий сглаженная манера без особых примет, тяготевшая к русской салонной живописи рубежа XIX–XX веков, словно замершей на пороге импрессионизма утвердилась в качестве официального языка ведущего художественного метода в СССР, известного под названием «социалистического реализма».
Повествовательность, дидактизм, расчет на массовый вкус, - этими качествами должно было обладать произведение искусства, чтобы соответствовать требованиям социалистического реализма. Искусство, которое шло вразрез с канонами соцреализма, подлежало решительной переделке или лишалось права на существование в советской стране. На выставке представлены произведения Александра Герасимова и Василия Ефанова, среди которых портреты лидеров коммунистической партии и военачальников, изображения парадов, торжественных собраний. Они широко распространялись в СМИ, выполняя одну из своих основных задач: создание и поддержание культа личности Иосифа Сталина и других советских лидеров. Среди значимых сюжетов – успехи индустриализации, строительства и сельского хозяйства. Кроме того, были востребованными сюжеты, связанные с Советской армией: военные маневры и смотры, портреты солдат и командиров, революционная история советских вооруженных сил. Блестящие образы советского искусства посвящены темам молодежи, физической культуры и спорта. Точно так же они имели идеологический смысл, поскольку образы советской молодежи олицетворяли светлое будущее страны. Утопическая идея создания нового человека — убежденного коммуниста, совершенного телом и сильного духом — обретает в этих работах видимые контуры. Главными мастерами в этой области можно назвать Александра Дейнеку и Александра Самохвалова.
Несмотря на жесткий контроль со стороны государства, цензуру и отсутствие свободы творческого самовыражения, в русле соцреализма были созданы подлинные шедевры отечественной живописи и скульптуры. Среди них представленные на экспозиции «Мать партизана» Сергея Герасимова, «Сбитый ас» Александра Дейнеки, «Метростроевка со сверлом» Александра Самохвалова, «Прифронтовая дорога» Юрия Пименова, «Бегство фашистов из Новгорода» Кукрыниксов и др. Кроме того, посетители выставки смогут увидеть произведения Исаака Бродского, Петра Кончаловского, Аркадия Рылова, Константина Юона, Евгения Вучетича, Веры Мухиной и т.д.

«Путешествия русских художников»
10 февраля – 2 сентября 2018 года
(Временная выставка)

Жанр художественных путешествий активно развивался среди русских художников с конца XVIII столетия, когда Академия художеств начала отправлять в творческие командировки (пенсионерские поездки) своих воспитанников. Настоящей Меккой для тогдашних живописцев была, конечно, Италия. Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов, Александр Иванов, Петр Басин и Иван Айвазовский писали виды Италии, а также жанровые сцены из жизни простых людей.
На выставке будут представлены более 100 живописных работ и произведений скульптуры из собрания Русского музея, в том числе картины Василия Перова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Поленова, Александра Головина, Петра Кончаловского и др.
С течением времени география поездок художников расширялась: Максим Воробьев и братья Григорий и Никанор Чернецовы побывали в Палестине, Антон Легашов был назначен художником при российской миссии в Китае. Во второй половине XIX – начале ХХ вв. русские художники открывают для себя, а в своих картинах и для соотечественников, все больше новых стран: Индия, Япония, Египет, Тибет предстают перед нами на полотнах Николая Рериха, Василия Верещагина, Константина Маковского, Александра Чиркова.
В 1920–1940-е годы русские художники редко покидали пределы СССР. Тем не менее, Александр Дейнека и Климент Редько оставили нам живописные свидетельства своих путешествий во Францию и США. Когда в 1950-е так называемый железный занавес начал приподниматься, количество зарубежных поездок существенно возросло. Особенной любовью живописцев, как и в XIX веке, пользовались Италия и Франция, запечатленные, например, на картинах Сергея Герасимова.
Несомненный интерес у испанских зрителей вызовут картины русских и советских художников, посвященные их поездкам в эту страну. «Матадор» (1910) Петра Кончаловского, «Испанка на балконе» (1911) Александра Головина, «Бой быков в Испании» (1928) Климента Редько, «Гранада» (1978) Таира Салахова и «Испания. Гончары» (1980) Евсея Моисеенко: каждый из мастеров живописи увидел в Испании и запечатлел на холсте что-то свое, но неизменны их любовь к этой стране и ее жителям.




Михаил Шварцман
10 февраля – 26 августа 2018 года
(Временная выставка)
Выставка знакомит зарубежного зрителя с творчеством известного русского художника второй половины ХХ века Михаила Шварцмана (1926-1997).
Михаил Матвеевич Шварцман окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), став дипломированным художником-монументалистом. По окончании учебы он зарабатывал на жизнь, занимаясь оформлением книг, плакатной живописью, в которой добился немалых успехов не только в СССР, но и за рубежом, и разработкой дизайна фирменных знаков. Сегодня его называют одним из мастеров русского «неофициального искусства», однако сам Шварцман никогда не относился к промышленной графике как к чему-то более приземленному по сравнению с живописью. С 1966 года он был главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности, в тот же период он основал свою собственную школу графического дизайна в Москве.
В конце 1950-х – 1960-х гг. сложился и его станковый стиль «другого искусства», не похожий ни на один из существовавших в то время. Свои произведения художник стал называть «иературами», а свою концепцию – «иератизмом», производя этот термин от древнегреческого hieros – «священный», «знаковый». В своем творчестве Шварцман обращался к сложным философско-религиозным аспектам бытия и создавал, как сам он считал, уникальный «невербальный язык третьего тысячелетия». В беспредметных структурах произведений со своей внутренней потаенной жизнью форм Шварцман раскрывал метаморфозы жизни Вселенной.
Русский музей впервые показывает работы Михаила Шварцмана испанской аудитории. В выставку включено 13 работ художника 1970-х — 1990-х годов.

Первый европейский филиал Русского музея в г. Малага работает с 25 марта 2015 года. Контракт Русского музея со столицей Коста-дель-Соль подписан на 10 лет с пролонгацией при взаимной заинтересованности сторон. Договор предусматривает работу постоянной экспозиции и проведение двух временных выставок русского искусства в течение каждого года. Филиал музея предлагает посетителям образовательные программы, онлайн-лекции, проводится работа с детьми.
На сегодняшний день Русский музей в Малаге посетили около 310 тыс. человек.
Выставочные проекты Государственного Русского музея осуществляются при поддержке компании ФИНСУДПРОМ и члена Попечительского совета фонда «Друзья Русского музея», российского предпринимателя и мецената г-на Игоря Шехелева.
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~GRizg


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник