«Мир искусства. Контрасты»

15 Мая 2017

«Мир искусства. Контрасты»

С 26 марта по 1 апреля в Санкт-Петербурге проходил Первый международный фестиваль «Мир искусства. Контрасты». Фестиваль, организованный Игорем Рогалёвым и Игорем Воробьёвым, является наследником завершившего в прошлом году свое двадцатипятилетнее существование международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней». Среди учредителей «Мира искусства» и организаций, оказывающих ему неоценимую поддержку Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Государственный музей театрального и музыкального искусства.

Открывая новый фестиваль, его художественный руководитель Игорь Рогалёв заметил: «Наш ”Авангард” был безусловно просветительским, он много сделал для возвращения в наш культурный обиход либо малоизвестных, либо вовсе неизвестных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Но ”Мир искусства” — это совершенно иная форма контакта с аудиторией. Все концерты будут проходить с комментариями, пояснениями, даже элементами анализа. Это будет живое общение с аудиторией, поскольку сегодня очевидна потребность людей в пище для ума. С другой стороны, очень важно, что мы сняли хронологические рамки внутри концертных программ. Открытие в Малом зале филармонии — это конечно же контрасты, во времени: от Джезуальдо до нашей молодой талантливой современницы Настасьи Хрущёвой. Одновременно драматургия фестиваля являет контраст стилей двух великих композиторов эпохи ”после Шостаковича” — Галины Уствольской, и Валерия Гаврилина».
В арт-отеле «Рахманинов» 26 марта навстречу фестивалю при большом стечении публики прошло открытие выставки современной графики, где были представлены работы известных санкт-петербургских художников Латифа Казбекова, Александра Кондурова, Люси Ковалевой-Кондуровой, Валерия Лукки, Вячеслава Михайлова, Надежды Николаевой, Алексея Талащука, Олега Яхнина. Там же состоялась презентация первого выпуска альманаха «Мир искусства». На презентации его авторы исполняли свою музыку, читали стихи и рассказы.
27 марта в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова состоялась содержательная лекция швейцарского композитора, гитариста и педагога Николя фон Риттер-Захони на тему «Современная музыка Швейцарии» при участии трио «Gïa» (Швейцария): Жан-Батист Пойяр (скрипка), Флоран Грюфель (альт), Эльза Дорбат (виолончель).
На концерте-открытии в Малом зале филармонии 27 марта органную версию двух мадригалов Джезуальдо ди Веноза, великого мастера эпохи Возрождения, исполнил ее автор —тринадцатилетний органист Иван Тереханов. Удивительная атмосфера царила в зале во время исполнения Сонаты для фортепиано № 3 Галины Уствольской — сочинения непростого по языку, но обладающего потрясающей эмоциональной силой. Успех сонаты во многом определила яркая игра одного из лучших интерпретаторов музыки Уствольской профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Олега Малова. Удачно вписалось в программу «Трио памяти невеликого художника» для скрипки, виолончели и фортепиано Анастасии Хрущёвой в исполнении Артура Зобнина, Алексея Говорова и автора.
Второе отделение было посвящено вокальной музыке.
В нем сошлись карнавально-театральные, полные внутреннего драматизма Две песни Франсиса Пуленка на стихи Макса Жакоба в исполнении Анны Смирновой и Анастасии Рогалёвой. Ими же с чрезвычайной художественной убедительностью был представлен ранний, не исполнявшийся со дня своей премьеры превосходный цикл Вадима Веселова «Навстречу вешнему расцвету» на стихи Александра Блока. Кульминацией вечера стали «Четыре строгих напева» Брамса в интерпретации Антона Андреева (баритон) и Анастасии Рогалёвой (фортепиано).
Тема контрастов была «обыграна» и на других концертах фестиваля. На их основе строилась программа органного концерта 28 марта в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова. Органистка, музыковед и композитор Марина Воинова (Москва) исполнила музыку Баха, Вивальди, Римского-Корсакова, Мериканто, Янченко и других авторов.
В концерте студентов-композиторов России и ближнего зарубежья в камерном зале Санкт-Петербургской консерватории 29 марта наряду с экспериментальными сочинениями публика смогла услышать и вполне традиционные. Впрочем, и те и другие принимались одинаково горячо.
В Шереметевском дворце — Музее музыки 30 марта состоялся концерт из произведений композиторов Швейцарии, России и Финляндии при участии струнного трио «Gïa». Особый отклик публики вызвал цикл Александра Скрипко «Три песни Урсулы Ле Гуин» в исполнении автора и Натальи Басистой. Швейцарские музыканты познакомили петербургскую публику с панорамой развития швейцарской музыки, начиная с эпохи Возрождения (Зенфль, Зихер) и заканчивая талантливыми опусами Клауса Хубера (по мотивам стихотворения Осипа Мандельштама) и Николя фон Риттер-Захони. Первую часть концерта, в которой прозвучала музыка Александра Скрипко, Анастасии Шестериковой (Нижний Новгород), Сергея Осколкова мл. и финского композитора Микки Каллио, комментировал Игорь Рогалёв. Второе отделение провел Игорь Воробьёв, который прочитал короткую лекцию о музыке Швейцарии.
Концерты фестиваля проходили при полных залах, и аудитория охотно откликалась на предложения подискутировать. Дискуссии, как правило, продолжались и по окончании концертов: слушатели подходили к организаторам со своими вопросами, предложениями и комментариями.
Несомненно, главным событием фестиваля, его высшей точкой стал концерт-закрытие в Эрмитажном театре «Известный и неизвестный Гаврилин» при участии блистательной Олеси Петровой и одного из лучших фортепианных ансамблей России «ПетРоДуэт» (в составе: Анастасия Рогалёва и Дмитрий Петров). Публика впервые услышала двухрояльные версии восстановленных Игорем Рогалёвым по гаврилинским рукописям и никогда прежде не исполнявшихся сочинений великого мастера: «Шесть прелюдий» и «Двенадцать характерных пьес на одну тему».
Во втором отделении этого концерта в исполнении лауреата конкурса им. П. И. Чайковского Олеси Петровой прозвучал вокальный цикл «Русская тетрадь» Гаврилина в версии для меццо-сопрано и двух фортепиано.
За пределами основной программы фестиваля 1 апреля в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова прошел концерт юных композиторов Финляндии и России: учеников классов Киимо Парвиайнена и Игоря Рогалёва.
Судя по полным залам, первый фестиваль «Мир искусства» смог привлечь внимание петербуржцев. Горячий отклик на музыку и на форму, в которой она представлялась, позволяет надеяться, что этот пилотный проект превратится в дальнейшем в традиционный фестиваль, которое займет достойное место на культурном небосклоне нашего города.
Мария АПЛЕЧЕЕВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~rrIoL


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник