Любовь и смерть Лисички Остроушки

11 Августа 2017

Любовь и смерть Лисички Остроушки

На открытии XIV Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» Московский детский музыкальный театр имени Наталии Сац представил на сцене Михайловского театра оперу Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки» в редакции Евгения Бражника.

Несмотря на то что мировая премьера опуса Яначека прошла в 1924 году, в России спектакль Детского музыкального театра стал только второй в истории постановкой (первая состоялась в 1989 году в Екатеринбургском театре оперы и балета). Опера о любви и смерти Лисички Остроушки стала музыкальным прочтением графической новеллы Рудольфа Тесноглидека и Станислава Лолека.
Режиссер спектакля Георгий Исаакян назвал нынешнюю сценическую версию «Лисичка. Любовь». Сделав акцент на любви, чувстве возвышенном, режиссер говорит не только о его главенстве в жизни, но и о бессмертии любви. Хотя неизбежность смерти все равно где-то рядом. И в сменяемости времен года есть не только гимн жизни с ее бесконечным обновлением, но и горечь увядания, ощущение бренности бытия. Наверное, по-другому бы и не получилось, слишком меланхолична музыка и философично повествование.
«Лисичка. Любовь» — спектакль, продуманность которого под стать совершенству оперной партитуры. Драматическое полотно столь же идеально выверено, как и звучание оркестра под управлением музыкального руководителя постановки, автора новой версии партитуры «Лисички» дирижера Евгения Бражника. Ювелирная точность интонации распространяется не только на игру оркестрантов, но и на мастерство вокалистов, продемонстрировавших ансамблевую слаженность в пении и актерской интерпретации. Это неудивительно, так как Театр Наталии Сац из тех музыкальных театров, где отсутствие «жизни» на подмостках не принято объяснять условностью оперного жанра как такового, и всякий раз, особенно когда речь идет о столь непростом музыкальном материале, этот факт вызывает восхищение.
Сценография (художники-постановщики Филипп Виноградов и Валентина Останькович) при всей своей незатейливости чрезвычайно привлекательна. Лето, осень, зима, весна, а с ними настроение и атмосфера рождаются на глазах у зрителя, вырастая картонными деревьями, диковинными надувными цветами, гигантскими овощами, выполненными в том же масштабе, что и растительность, бабочками и стрекозами, прикрепленными к тростям. Зимой падает снег, осенью — разноцветные листья, восходы сменяются закатами, озеро расцветает лилиями. Получается ярко и зрелищно, и напоминает детскую книжку-панораму с объемными картинками.
Обитатели леса и жители деревни населяют сценическое пространство на равных правах. И это отнюдь не случайно: работая над оперой, Яначек обнаружил, что у людей и зверей совсем не так мало общего, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, волею композитора некоторым артистам суждено появиться сразу в двух ипостасях, что еще больше способствует стиранию граней между миром человеческим и миром животным. Сергей Петрищев (тенор) исполняет партии Учителя и Комара; Юрий Дейнекин (бас) — Пастора и Барсука; Михаил Богданов (баритон) — Пасека и Дятла; Людмила Бодрова (сопрано) — жены Егеря и Совы. Маленькая Лисичка, ее братики и сестрички, Сверчок, Лягушонок, а также дети Егеря — воспитанники детской оперной студии Театра Сац — все как на подбор пластичные и звонкоголосые.
Обладатель звучного баса Олег Банковский очень хорош в роли браконьера Гарашты, его герой пленяет отрицательным обаянием, а сам певец — отличным владением голосом. Баритон Денис Болдов натурально вживается в образ Егеря, демонстрируя широкий спектр эмоций.
Вера Азикова (за роль Лисички-плутовки она стала лауреатом «Арлекина» в номинации «Лучшая женская роль») — само воплощение жизни. Гибкая, грациозная рыжекудрая Лисичка брызжет энергией и радостью. По мере взросления очаровательная непосредственность оборачивается хитростью и лукавством, трогательная нежность — чувственностью и страстью. Плотное ровное сопрано Азиковой звучит без малейшего напряжения, гармонируя со всем ее обликом. Но есть в ее хрупком изяществе какая-то обреченность, беззащитность перед тем самым круговоротом жизни, в котором что-то возникает из небытия, а что-то в небытие возвращается. И гибель Лисички-Азиковой в финале становится не неожиданностью, а грустной закономерностью: к ней героиню поступательно подводят не только музыка и череда событий, но и ее слишком сильное упоение жизнью, любовью, материнством…
Прекрасную пару красавице-Лисичке составила Юлия Макарьянц в образе ее возлюбленного Лиса Златогривека. У Макарьянц — красивого тембра меццо-сопрано и природная стать, благодаря чему она безукоризненно вписывается в образ юноши Лиса. Правда, от голоса артистки хотелось бы более объемных и летящих верхних нот и «широкодыханного» звуковедения, но спишем огрехи на нервное напряжение перед выступлением на незнакомой (и прославленной) сцене Михайловского театра.
Один из лучших эпизодов спектакля — встреча Лисички-плутовки и Лиса Златогривека: странные, неведомые до сей поры ощущения, неумелое кокетство с ее стороны и бережные ухаживания — с его разыгрываются актрисами тонко и выразительно. Здесь нет ничего лишнего, наносного, каждый жест, взгляд — неслучаен, произрастает изнутри. Отсюда подлинность переживаний, органика, способствующая чувственному и эмоциональному восприятию сочинения Яначека и заложенных в нем смыслов.
Этих смыслов в спектакле много, ограничения/рекомендации 12+ не побудили режиссера их нивелировать или отретушировать. Жизнь Георгий Исаакян представляет без прикрас, с детьми и подростками разговаривает «по-взрослому». «Лисичка. Любовь» —
это жизнь как она есть и, как назвал постановку сам режиссер, «притча о цикличности жизни».
Светлана РУХЛЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~x08iP


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник