Феерия академического саксофона

5 Января 2018

Феерия академического саксофона

С 21 октября по 4 ноября две столицы объединило грандиозное в своей беспрецедентности событие — Международный фестиваль актуальной классики «Re:Formers». Концерты, мастер-классы, творческие встречи и автограф-сессии прошли с оглушительным успехом и привлекли внимание широкой аудитории.

Организатор и идейный вдохновитель фестиваля — известный российский саксофонист Виталий Ватуля. В недавнем прошлом он совместно с Марией Немцовой представил Международный проект «Музыка за мир». Идея проекта заключается в исполнении выдающимися музыкантами современности концертов академической музыки в первую очередь в зонах межнациональных и межэтнических конфликтов и регионах, пострадавших от стихийных бедствий, а также поиске и поддержке юных дарований. Этот замечательный и трогательный благотворительный фестиваль вырос в мощный проект и существует поныне.
Нынешней осенью Виталий Ватуля и Мария Немцова подарили России настоящий праздник академического саксофона. Москву и Санкт-Петербург посетили легендарные музыканты Европы, представители французской и нидерландской школ: профессор Арно Борнкамп (Амстердам, Нидерланды), саксофонист и композитор, профессор Жан Дени Миша (Лион, Франция) и квартеты саксофонов «Берлаге» (Нидерланды) и «Хабанера» (Париж, Франция). Оба коллектива впервые посетили нашу страну.
У себя на родине «Берлаге» пользуется большой популярностью, а квартет «Хабанера» завоевал такую любовь публики, что билеты на их концерты раскупаются во всем мире задолго до предполагаемой даты выступления. Музыканты «Берлаге» представили не просто яркую концертную программу, заявляющую высочайший технический уровень и профессиональное мастерство исполнителей, а тонкое и оригинальное действо.
Спектакль «Разрывая тишину | Без стука» создан нидерландской виолончелисткой, режиссером, хореографом и драматической актрисой Дагмар Слагмолен совместно с проектом Via Berlin, квартетом «Берлаге», Марией Немцовой и Виталием Ватулей. Главную и единственную в традиционном для драматического театра понимании роль исполнила сама Слагмонен. В своих постановках она вершит кинетическую революцию, мастерски и многопланово вовлекает академических музыкантов в движение действа, придавая музыке визуальное измерение. Монологи Слагмолен органично оттенялись и окрашивались музыкой Шести багателей Д. Лигети, Квартета № 8 Д. Д. Шостаковича и отрывками из других произведений мировой классики в звучании квартета саксофонов, дополненном фонограммой шумов, различных музыкальных отрывков, подвергнутых электронной обработке, и изредка возникающего мужского голоса за кадром. Исполнение органично сочеталось с тщательно продуманным и вплетающимся в драматургию постановки сценическим движением. Саксофонисты дефилировали по сцене, садились и вскакивали из-за столов, двигали мебель, замирали в пластических этюдах — словом, существовали равноправными участниками разворачивающихся в сценическом пространстве событий. В целом зрелище оказалось впечатляющим во всех своих элементах — от невероятной сложности музыкального материала до почти вещественной цельности представления.
Прелюдией к спектаклю стало отделение музыки европейских композиторов ХХ века У. Олбрайта, А. Пярта, Н. Шенка, достаточно редко представляемой вниманию российских слушателей. В графичном камерном обрамлении саксофона-альта (Виталий Ватуля) и фортепиано (Мария Немцова), дополненном видеорядом и сценическим светом, прозвучали оригинальные произведения и переложения для этого состава. Однако же наличие связи между отделениями музыкально-театрального вечера для автора статьи осталось загадкой. Российская премьера концерта-спектакля состоялась 26 октября в концертном зале музея современного искусства «Эрарта».
Не менее яркое событие фестиваля произошло 31 октября в Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских. В этот день солисты квартета «Хабанера» блистали своим недостижимым исполнительским мастерством. Неподражаемый интерпретаторский стиль и филигранный ансамбль, культивировавшиеся годами совместных выступлений, очаровали публику уже с первых звуков и не отпускали до последних мгновений бисов. Казалось, что посредством своих инструментов парижане непринужденно и легко общаются со слушателями, минуя все барьеры. Программа вечера выглядела дерзко эклектичной, представив в тесном соседстве самые разные стили и жанры. К солистам ансамбля примкнула Мария Немцова (ф-но), а специально для исполнения петербургской премьеры своего «Dark Side» для квартета саксофонов и солирующего сопрано-саксофона в наш город приехал уже знакомый российской публике саксофонист и композитор Жан Дени Миша.
26 октября в салоне «Бехштейн» прошла автограф-сессия с артистами квартета «Хабанера». На встрече со звездами множество желающих смогли не только получить автографы, но и задать любые интересующие вопросы и выслушать ценнейшие ответы легендарных исполнителей. Этот непривычный для академических музыкантов формат мероприятий имел большой успех.
Мастер-класс Виталия Ватули прошел
31 октября в Концертном зале благотворительного фонда «Шаг навстречу», любезно предоставленном генеральным директором фонда Валерией Соколовой. В теплой и дружеской обстановке Ватуля непринужденно раскрывал секреты исполнительского мастерства в искреннем и непосредственном общении с молодыми музыкантами из музыкальных школ, Училища им. Н. А. Римского-Корсакова, Института культуры, Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. Герцена и Санкт-Петербургской консерватории.
Значимость этих событий для музыкальной жизни России, пожалуй, можно сравнить с первым приездом в 1970 году в СССР легендарного французского саксофониста Жан Мари Лондейкса, резонансом выступлений которого в Москве и Ленинграде стал приказ Министерства культуры, а затем и открытие класса саксофона в высших и средних профессиональных учебных заведениях страны, в том числе в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, РАМ им. Гнесиных, МГК им. П. И. Чайковского.
Авторам проекта Виталию Ватуле, Марии Немцовой, их непосредственным помощникам Татьяне Матвеевой и Екатерине Волковой и исполнителям Bravi! и глубочайшая благодарность за этот бесценный подарок.
Серафима ВЕРХОЛАТ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~OTQSx


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник