Ольга Кондина: «Когда я пою, я счастлива!»

7 Октября 2016

Ольга Кондина: «Когда я пою, я счастлива!»

C Ольгой Дмитриевной Кондиной, народной артисткой РФ солисткой Мариинского театра, любимой многими оперной певицей, профессором Петербургской консерватории мы встретились в классе. «Нельзя взять первый звук ради звука, а нужно начать и вести фразу legato, должна получаться музыка!» — повторяла Ольга Дмитриевна нерадивому студенту. Когда же она сама запела, чтобы показать на примере то, что нужно сделать, границы камерной аудитории словно раздвинулись.

— Вы недавно вернулись в Петербург. Где вы были?
— Я приехала вчера из Петрозаводска, где помогала молодой оперной труппе, где главный режиссер — Ю. Александров, главный дирижер — М. Синькевич, а я —
приглашенный педагог-репетитор. В отреставрированном здании, в котором раньше был драматический, а теперь музыкальный оперный театр, состоялось уже несколько премьер. Сейчас театр выпускает «Волшебную флейту» Моцарта, которая поедет на фестиваль в Москву. Чудесные голоса! В молодых артистах столько неиссякаемой энергии, азарта, энтузиазма, преданности делу, искренности, радости! Они очень внимательные и старательные, трудятся неимоверно. Я в восторге от работы с ними!

— Как вам удается совмещать концертную деятельность, преподавание?..
— С трудом. В консерватории, в классе, пою и говорю, бывает, целый день! Чтобы из студентов вырастали хорошие музыканты, чтобы они становились лауреатами, солистами театров, надобно очень-очень много труда. Конечно, он радостный, но и тяжелый. В консерватории я не чувствую утомления, потому что люблю моих студентов, люблю этот совместный процесс творчества, а когда прихожу домой, чувствую смертельную усталость. Лишь через день мне удается восстановиться. Преподавание дает удовлетворение, чувство исполненного долга, ведь меня научили, и я должна! Когда я пою сама, это совсем другое. Большего счастья нет! Голос — как крылья, которые поднимают и уносят в какую-то другую реальность. Когда я пою, то просто счастлива! И этому нельзя научить другого.

— А чему научить можно?
— Я стараюсь вначале научить студентов ремеслу: помогаю им найти естественный вокальный тон, осознанно владеть дыханием, расширить диапазон голоса до двух октав, приобрести беглость и т. д.
В общем, помогаю им «расти», но это все происходит постепенно, требуется огромное терпение. Сначала — ремесло, а уж потом — искусство!!!

— 25 октября ваш класс выступает в Белом зале СПбПУ Петра Великого. Позвольте узнать, с какой программой?
— Концерт пройдет в рамках фестиваля «Пушкинские дни в Политехническом», который посвящен дню рождения Лицея. Мои ученики, студенты и аспиранты исполнят арии и романсы, в основном на стихи А. С. Пушкина.

— Будучи членом жюри международных конкурсов, вы строго судите их участников?
— Если это юношеский или молодежный конкурс, я считаю, что наградить нужно абсолютно всех. Когда речь идет о взрослом конкурсе, там должны быть рамки построже. На международных оперных конкурсах требования очень высоки, там уже нужна яркая индивидуальность с безупречной техникой вокала. У нас в городе огромная конкуренция среди певцов: Петербургская консерватория, Академия молодых певцов Мариинского театра, РГПУ им. А. И. Герцена…
Конкурсов сейчас много, все они разные, можно выбрать по своему уровню. Самые распространенные типы голосов на конкурсах — сопрано и баритон, а жюри всегда ждет теноров, настоящих басов и контральто... Но, разумеется, тип голоса не главное, а главное — артист, художник, владеющий искусством петь!

— Вы с детства мечтали стать певицей?
— Нет. Я скорее чувствовала, что мне это легко дается. Человек должен заниматься тем, что он любит, а если на это можно прожить, то жизнь будет прекрасной! А если в своем деле он достигнет мастерства и совершенства, будет интересен другим людям, востребован, так это просто счастье! Каждому дан свой талант, нужно его развивать.
Я училась в Екатеринбурге, в специальной музыкальной школе при консерватории, у нас были маленькие классы, и педагоги с каждым внимательно и кропотливо занимались. Конечно, базовое музыкальное образование я получила именно там, играя на скрипке. Мой педагог И. М. Мезрина могла терпеливо поправлять одну ноту до бесконечности, так как все должно было быть выучено и сыграно выразительно и без запинки. Однажды, когда я получила «4+» вместо ожидаемой «пятерки» на экзамене, ее увезли на «скорой». Именно Ирина Михайловна привила мне музыкальный перфекционизм. Это мне очень помогает.

— А как вы стали петь?
— Я не могла выбрать направление, училась параллельно по классу скрипки у С. Гашинского и по классу сольного пения у К. Родионовой, уже спела две оперы и стояла на перепутье, и тут мне был дан своеобразный намек: у меня украли скрипку. В инструмент я вложила очень много труда, ежедневно занимаясь 17 лет, это было действительно непросто, но стало базой для всей моей музыкальной жизни.

— Как вы оказались в Петербурге? Стал ли город родным для вас?
— В десятилетке я училась с моим будущим мужем. После школы 4 или 5 человек поехали учиться в Петербург, включая и его. Меня же не отпустили родители. Когда я поступила в аспирантуру в Московской консерватории к И. Архиповой, я приехала в Петербург. Здесь мы вновь встретились с ним, поженились. В первое время я вообще не могла понять, что это за город: темно, сыро, комната в коммуналке… Все изменилось в одну секунду: Ю. Х. Темирканов пригласил меня работать в Мариинский театр, который тогда назывался Кировским. Вышла из театра и почувствовала, что город стал родным! Мне вмиг понравились и сырость, и серость неба, и то, что кругом вода… Огляделась: Мариинский театр, Крюков канал, Театральная площадь, Консерватория… Я шла и думала: «Боже, какая красота! Неужели я здесь живу!!! Как я его люблю! Хочу смотреть на это вечно!» Мы жили на Крюковом канале, напротив Никольского собора под колокольный звон. С тех пор я и люблю Петербург больше всех городов на свете. Познать его полностью невозможно, сколько ни живи здесь, сколько ни изучай, а все равно засмотришься на красоту, бредешь по Петроградской, да и заблудишься… Это изумительный город. В нем много красоты, глубины, истории, «начинки»! Самое главное — люди! Люди! Которые жили здесь, это именно их мыслями, мечтами, идеями, красотой и теплом их душ живет наш город! Он наполнен гармонией, их добротой, огромной созидательной силой, которая прорастает в нас, живущих ныне, дает силы, пополняет жизнь смыслом и верой в будущее. Хочется быть лучше, успевать больше… Соответствовать заданному камертону.

— Есть ли любимое место в Петербурге?
— Да, Исаакиевский собор. Когда я вижу его, я ощущаю неземной восторг. Всегда стремлюсь из командировок именно на Исаакиевскую площадь. Когда я здесь, я дома.

— А среди оперных партий есть любимые?

— Да. Среди тех, что я пела на Мариинской сцене, есть: Джильда, Лючия, Розина, партия сопрано в «Реквиеме» Верди, Людмила, Аличе («Фальстаф» Верди), Мими («Богема» Пуччини), Царица Ночи, Манон... Что же касается слушания, то я довольно всеядный человек. Только разве что современное низкопробное примитивное искусство не приемлю, в котором нет гармонии, душевного спокойствия, радости. Это какофония, которая разрушает ваше «Я», часто самым неприглядным и наглым образом. Во всех видах искусства это есть. Чудовищные подмены искусства просто скандалом или эпатажем, не имеющим смысла. Конечно, гениев это не касается. Там, где есть одухотворенность, талант, гений, когда формой, цветом, композицией художник или композитор передает чувства, которые глубоко волнуют, рождают идеи, мысли, меняющие нас в лучшую сторону, в сторону добра и света. Когда после прослушивания музыкального произведения или просмотра картины она остается с тобой навсегда, потому что создает новый критерий отношения с миром, потому что она отныне твой учитель, который «открыл тебе глаза» на какой-то новый аспект размышлений о жизни. В современной музыке, к сожалению, этой «мазни» полно. Произведение звучит, как будто оркестр настраивается, а тут и кончилось?.. Думаешь: что это было? Музыка? Или мусорная куча на тебя упала?

— Какую музыку вы предпочитаете как слушатель?
— Музыка — самое высокое из искусств, она божественная, космическая. Пока звучит, на время поднимает и уносит в свои владения, а потом возвращает обратно, но вы уже другой — немного счастливее и мудрее. Такую музыку хочу слушать.
Беседовала Ксения ИВАНОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~pmXZ0