Мстиславу Ростроповичу посвящается

14 Июня 2017

Мстиславу Ростроповичу посвящается

В Санкт-Петербурге в рамках VIII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича выступил Вашингтонский национальный симфонический оркестр (NSO) — один из крупнейших музыкальных коллективов США. Выступление NSO можно по праву назвать центральным событием фестиваля: американский коллектив последний раз приезжал в Санкт-Петербург более четверти века назад, в 1990 году, под руководством Мстислава Ростроповича. Сейчас на фестивале оркестр выступил под управлением нынешнего музыкального руководителя Кристофа Эшенбаха.

Бессменным художественным директором фестиваля является дочь Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской Ольга Ростропович.

— Прошедший фестиваль был посвящен 90-летию со дня рождения Мстислава Ростроповича. А кажется, совсем недавно мы встречались с вами на открытии выставки «Ростропович — Вишневская. О, сколько музыки у бога!», посвященной 85-летию со дня его рождения. В личной беседе вы высказывали сожаление, что Галина Павловна Вишневская не смогла приехать на открытие выставки, и выражали надежду, что она посетит ее позже. Но через месяц пришло известие о ее кончине. Прошло пять лет.
— С момента рождения фестиваля в 2010 году мама всегда была рядом, помогая мне советами, посещала концерты. Сегодня мы мысленно возвращаемся к родителям. Их жизнь — пример преданной любви, верности, достоинства. Сейчас они рядом — и вместе с нами. Я уверена, что так будет всегда.

— Когда я думаю о Мстиславе Ростроповиче, у меня обязательно возникает и образ академика Сахарова. Мне кажется, что они по-человечески очень близки.

— Их объединяет совесть. Как-то у папы спросили: «Мстислав Леопольдович, как получается, что вы так много работаете, вы себя истязаете и при этом полны энергии». И он ответил: «Вы знаете почему? Потому что у меня чистая совесть. Когда чистая совесть, так хорошо спится! И трех часов оказывается достаточно».

— Каково быть дочерью гениев?
– Мне сложно об этом говорить, у меня не было другого опыта. Да, я выросла с родителями совершенно неординарными, безумно интересными. Вот, например, Бенджамин Бриттен был другом нашей семьи. И, когда он приезжал к нам на дачу, я помню, как мы сидели с ним за ужином и болтали. Подумать только: я, маленькая девчонка, «болтала» с Бриттеном! А для меня в этом не было ничего необычного. Или, например, когда к нам приходил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, а папы с мамой не было дома, то я как старшая дочь, хотя была еще маленькой, старалась исполнять роль хозяйки — встречала, поила чаем, развлекала беседой… Он разговаривал со мной, искренне интересовался, как у меня дела в школе, какие оценки по специальности, что я играю. Все это просто удивительно, но таким было мое детство, и я не видела в этом ничего особенного.

— Чтобы организовать фестиваль такого уровня, тоже необходим талант. Вы — достойная дочь своих родителей.

— Спасибо. У меня отличная команда, меня окружают замечательные люди. Нас очень немного, но каждый делает свою работу с полной отдачей. 27 марта, в день рождения моего папы, уже восьмой год подряд в Москве открывается фестиваль, который всегда проходит с грандиозным успехом. Я счастлива об этом сказать.

— Ваш фестиваль по своему уровню уникален для России.
— И для Европы. Когда в одну неделю фейерверком проходят концерты таких коллективов, с выдающимися дирижерами — это действительно уникальное событие.

— И я снова возвращаюсь к вопросу, который задавала вам в беседе, состоявшейся на открытии выставки: почему бы вам не проводить фестиваль на два города в полном объеме. Ведь привезти в Петербург коллективы из Москвы намного дешевле, чем организовывать самостоятельные гастроли.
— Я понимаю, что значит этот город для мамы и для всей нашей семьи. Конечно, мы бы очень хотели, чтобы Петербург участвовал в нашем фестивале, но, к сожалению, здесь нам никакой поддержки не оказывается. И настоящий концерт — наш подарок городу, петербуржцам. У вас удивительно чуткая публика, и мы должны были порадовать ее.

— Хочу еще раз вернуться к беседе, состоявшейся несколько лет назад. Тогда на выставке был представлен кабинет Д. Д. Шостаковича. Я знаю, что ваши родители всю жизнь собирали вещи, принадлежавшие Шостаковичу, его рукописи, партитуры. Они создали музей Дмитрия Дмитриевича в нашем городе. Это все трудно переоценить.

— Когда родители узнали, что продается квартира, где жил и работал Шостакович, то решение пришло мгновенно — они немедленно купили эту квартиру, потому что она представляет огромную историческую ценность. Родители отреставрировали её, наполнили мемориальными вещами и решили передать в дар городу. Была торжественная церемония, говорились благодарственные речи, перерезали ленточку… Потом началась какая-то фантасмагория. Через некоторое время Галине Павловне сообщили, что она еще должна ходить по инстанциям, собирать документы, чтобы оформить перевод помещения из жилого фонда в нежилой. Вы знаете мою маму и можете представить ее реакцию: «Я не буду ходить ни по каким инстанциям. Не хотите — не надо. Вам это не нужно — пожалуйста, на этом закончим». И поэтому музей-квартира до сих пор находится в нашей собственности.

— Два слова о Вашингтонском национальном симфоническом оркестре. Что привнес в него Ростропович?
— Сегодня Вашингтонский национальный симфонический оркестр занимает одно из лидирующих мест на американском музыкальном олимпе. За 17 лет работы папа изменил звучание оркестра, вывел на недостижимый ранее уровень мастерства секцию струнных. Он познакомил NSO с русской музыкой, с великими произведениями Шостаковича и Прокофьева, привил оркестру любовь к этим композиторам и умение передавать в исполнении тончайшие оттенки и нюансы их музыки. Время, когда Мстислав Леопольдович руководил оркестром, так и называют —«эпоха Ростроповича». Ее венцом стали гастроли в Россию, когда в 1990 году NSO под управлением маэстро впервые выступил в Санкт-Петербурге.

— Почему вы доверили открыть фестиваль Заслуженному коллективу России, Симфоническому оркестру Санкт-Петербургской филармонии? Оркестру, неразрывно связанному с именем Шостаковича.
— Заслуженный коллектив России — один из лучших оркестров мира, а его главный дирижер Юрий Хатуевич Темирканов — помимо того что он замечательный музыкант, еще и большой друг нашей семьи. Его и папу связывали самые теплые отношения, они всегда находились в творческом диалоге. Мне было очень важно, чтобы Фестиваль Мстислава Ростроповича в год папиного 90-летия открылся выступлением именно этих замечательных музыкантов.
Беседовала Ирина СОРИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~09Juo