«Давайте поклоняться доброте»

4 Апреля 2018

«Давайте поклоняться доброте»

В начале зимы 2017 года 60-летие своей творческой и педагогической деятельности большим авторским концертом в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга отметил народный артист России композитор Яков Дубравин.

Яков Дубравин принадлежит к плеяде знаменитых «капеллан» — выпускников известного на всю страну Ленинградского (Санкт-Петербургского) хорового училища
им. М. И. Глинки, которое в разные годы окончили дирижеры В. Чернушенко, В. Успенский, Д. Китаенко, Н. Корнев,
В. Зива, композиторы В. Плешак, Н. Драницын, Д. Смирнов и великий тенор XX столетия Владимир Атлантов.
Мое поколение выросло на знаменитых, гремевших тогда по всей стране песнях Я. Дубравина «Снеженика», «О земной красоте», «Медаль „За оборону Ленинграда“». Но перу композитора принадлежат 2 мюзикла, оперетта, 6 кантат, 15 вокальных циклов, музыка для кино- и телефильмов, спектаклей, цирковых программ, теле- и радиопередач, композиции для эстрадно-симфонического оркестра, инструментальных ансамблей и конечно же хоровые сочинения.
В последние годы композитор активно работает в жанре свободной обработки романсов отечественных композиторов, от классиков до современников, и русских народных песен. Сегодня его по праву можно поставить в один ряд с известными мастерами этого жанра — Ф. Рубцовым, О. Коловским, А. Михайловым, А. Свешниковым, В. Соколовым и другими.
Яков Дубравин — блестящий аранжировщик еврейской народной музыки. Мое непосредственное знакомство с автором произошло как раз при подготовке его концерта, который состоялся в Большом зале Петербургской филармонии в декабре 2000 года и был целиком посвящен обработкам и аранжировкам еврейских песен, — это был настоящий вечер мировых премьер.
Постепенно наше знакомство переросло в профессиональное сотрудничество, а затем и в творческую дружбу. Так, с руководимым мной Женским хором Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова мы спели две большие программы из сочинений Я. Дубравина, подготовленные к 70-летию и 75-летию композитора. Один из знаковых концертов состоялся 10 мая 2015 года в рамках фестиваля «Дню Победы посвящается…», в котором на сцене Большого зала Московской консерватории принимал участие целый десант из Санкт-Петербурга: Женский хор Музыкального училища (55 человек!), инструментальный ансамбль Санкт-Петербургского государственного института культуры, солистка Анна Зайцева и сам автор. Впервые тогда к музыке Дубравина обратилась участница проекта «Голос» Этери Бериашвили; впоследствии их творческий союз удостаивался теплого приема слушателей на многих концертных площадках России.
Несмотря на свой «нежный» возраст, композитор продолжает жить яркой творческой жизнью: авторские концерты Я. Дубравина с участием лучших хоровых коллективов России по-прежнему проходят по всей нашей стране — в Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Челябинске, Чите, Саратове, Казани, Новгороде, Пскове и конечно же в его родном Санкт-Петербурге.
«Режиму» юбиляра сегодня можно позавидовать! Являясь председателем совета директоров издательства «Композитор • Санкт-Петербург», руководителем хорового направления Академии музыки Елены Образцовой, президентом Международного фестиваля хорового искусства «Поющий мир», вице-президентом Детско-юношеского хорового чемпионата мира, профессором Санкт-Петербургского государственного института культуры, где он служит уже более 55 лет(!), Я. Дубравин продолжает активно сочинять, делать яркие обработки и аранжировки, участвовать в творческих встречах, работать в составе жюри хоровых и вокальных фестивалей и конкурсов.
Состоявшийся в декабре авторский вечер композитора позволил слушателям, до отказа заполнившим зал капеллы, не только вновь услышать знакомые и любимые мелодии разных лет в исполнении замечательных молодых и даже совсем юных музыкантов, но и поприсутствовать на мировой премьере хорового концерта на стихи А. Чепурова «Давайте поклоняться доброте», давшего название этому вечеру.
В первом отделении на сцене блистал лучший детский хор России, доказавший свое лидерство двумя Гран-при Всероссийского хорового фестиваля в 2015 и в 2017 годах, — Концертный хор «Перезвоны» Детской школы искусств им. М. И. Глинки под управлением талантливого хормейстера Ларисы Яруцкой. В некоторых композициях хору аккомпанировал друг юбиляра, выдающийся джазовый пианист и композитор, заслуженный деятель искусств России Анатолий Кальварский.
Вечер продолжился выступлениями студенческих хоровых коллективов Петербурга: с Женским хором Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова спели специально приехавшая из столицы Этери Бериашвили и известный оперный баритон, заслуженный артист России Владимир Самсонов; открывал второе отделение Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры, с которым несколько сочинений Я. Дубравина продирижировал молодой нижегородский хормейстер, председатель регионального отделения Всероссийского хорового общества, главный дирижер Камерного хора «Нижний Новгород», доцент кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Иван Стольников.
Мне же в этот вечер довелось вести программу, дирижировать хорами Музыкального училища и Института культуры во втором отделении и впервые представить публике новое произведение композитора.
Написанный в октябре 2017 года хоровой концерт «Давайте поклоняться доброте» впечатляет масштабом и глубиной художественного замысла, искренностью и проникновенностью музыкального материала, выразительным и бережным отношением к поэтическому слову Анатолия Чепурова, с которым автора связывала тесная дружба.
В этом сочинении хор то аккомпанирует солисту, то «соперничает» с ним, как и полагается в жанре концерта. Однако композитор включает в партитуру еще двух участников.
Голос чтеца, предвосхищающий музыкальные номера, настраивает нас на характер последующего номера или же накладывается на специально написанные хоралы, которые дополняют и усиливают впечатления от поэтического текста.
В хоровую ткань искусно вписаны колокола, которые служат связующим звеном между номерами концерта, помогая, кстати, хору без специально задаваемого тона перестраиваться на другую тональность, что позволяет не разрушать драматургию сочинения. Колокола придают звучанию еще большую духовную силу. При этом Я. Дубравин не замыкается в рамках традиционного хорового письма. Например, во второй части Концерта, «Иван да Марья», он использует ограниченную алеаторику, которая придает некоторую вязкость и размытость хоровой фактуре.
В некоторых номерах применена подголосочная имитационная полифония. А в четвертой части, под названием «Маленькие станции России», композитор даже воспроизводит стук колес мчащегося поезда и далекий гудок локомотива.
Завершается хоровой концерт «Давайте поклоняться доброте» колокольным перезвоном, знаменующим любовь и нежность к родной земле, дань уважения народу-победителю, прошедшему через все тяготы и лишения Великой Отечественной войны. Проповедь добра и света звучит как гимн в финале Концерта.
Накануне юбилейного концерта мне удалось пообщаться с композитором и задать ему несколько вопросов.

— Как начался ваш творческий путь?

— Первая запись в моей трудовой книжке датирована сентябрем 1956 года, в ней написано «Учитель пения
161-й средней школы Смольнинского района города Ленинграда», а уже с 1962 года, после окончания Ленинградской консерватории, я преподаватель Ленинградского библиотечного института имени Крупской (нынешнего Института культуры), где работаю по сей день, получив в 1989 году звание заслуженного деятеля искусств России, в 1990-м — профессора, в 2006 году — народного артиста России.

— А кто были ваши учителя?
— Прежде всего это Олег Павлович Коловский — именно ему я обязан тщательным подходом и внимательным отношением к хоровой партитуре. Он являлся истинным мастером хоровой аранжировки. Я бы упомянул имя Петра Петровича Левандо, от которого впервые услышал понятие «хоровая ткань». Наше общение всегда было содержательным, и все музыкальные пристрастия были едины.
В середине XX столетия вершиной хорового письма считались «Десять поэм на слова революционных поэтов» Шостаковича, хоровая музыка Салманова, Свиридова, репертуар хора составляли Виссарион Шебалин, Анатолий Новиков… Технически исполнительский уровень коллективов тех лет был куда ниже сегодняшнего. Слуховой опыт современных студентов, помноженный на мастерство хормейстера-педагога, дает феноменальные результаты. Для исполнителей сейчас практически не существует интонационных, гармонических и ритмических трудностей. Подтверждением тому является исполнение нашим студенческим хором сочинений Шнитке, Пярта, Пендерецкого, Канчели, Кнайфеля, Десятникова, Радвиловича…

— Кто из знаменитых певцов исполнял вашу музыку?

— Эдуард Хиль, Мария Пахоменко, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Михаил Боярский, Людмила Сенчина, Александр Серов, Альберт Асадуллин и другие. В 1968 году Ленинградское телевидение снимало первый фильм о Владимире Атлантове. Специально для него я написал песню «Где б ни был я», которая и дала название фильму. Позднее эту песню стали исполнять звезды мировой оперной сцены Илия Йосифов (Болгария), Ваган Миракян (Армения), Алексей Стеблянко (Россия) и другие. В моем альбоме «О городе и о любви», выпущенном в 2011 году, десять песен вдохновенно исполняет выдающийся российский баритон Сергей Лейферкус.
Замечу, что к моему 75-летию издательство «Композитор • Санкт-Петербург» выпустило тройной альбом
«А жизнь летит…» и двойной альбом «Всему свое время», куда вошли 108 моих песен! А в 2008 году увидел свет альбом «Города на память», имеющий подзаголовок «Песни в исполнении автора».

— Яков Исакович, а что натолкнуло вас на создание концерта «Давайте поклоняться доброте» и использование целого ряда приемов современного хорового письма в этом сочинении?
— Действительно, я использую элементы того музыкального языка и фактур, которые проанализировал, увидев и услышав в произведениях, в частности, моих младших товарищей — талантливых петербургских композиторов Дмитрия Смирнова, Владимира Полякова и Сергея Екимова. Я очень рад, что мировую премьеру Концерта исполнили мои дорогие друзья и коллеги: народный артист России Николай Буров (чтец), заслуженная артистка России, солистка Государственной академической капеллы Елена Яскунова (меццо-сопрано), артист Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича Тимур Фёдоров и лауреат всероссийских и международных конкурсов Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры под управлением заведующего кафедрой академического хора, лауреата премии правительства Санкт-Петербурга, профессора Сергея Екимова.
Есть в жизни такие заветы, которые не утрачивают своего значения никогда. К таким заветам принадлежит призыв к человеческой доброте, и он актуален в любые времена, в любом возрасте, в любом народе…
Он как молитва, которую нельзя забывать и которую нужно повторять неизменно — из уст в уста, из поколения в поколение, из века в век.
Сегодня я со всей остротой чувствую, что призыв «воевать за доброту» является очень важным, так как тревога за жизнь и счастье наших близких, за жизнь и цветение Земли вновь и вновь охватывает наши сердца.
— Пожалуй, лучше об этом и не скажешь.
Сергей ЕКИМОВ

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~gSQfL