«Земля детей 2017»

3 Декабря 2017

«Земля детей 2017»

Желтое солнце, желтый песок —
Поезд, который мчит на восток.
Если к восходу сумеешь прийти,
Счастье свое обретешь ты в пути.
Илья Перин, 11 лет

В ноябре в Санкт-Петербурге состоялся XXVIII Международный музыкальный фестиваль «ЗЕМЛЯ ДЕТЕЙ». Фестиваль проводится ежегодно во время осенних каникул Союзом композиторов Санкт-Петербурга при поддержке городского Комитета по культуре и Министерства культуры Российской Федерации.


Сказочные оперы, произведения великих классиков XVIII–XX веков, музыка современных композиторов и сочинения совсем юных авторов наполнили своим звучанием концертные залы Санкт-Петербурга. Наряду с известными исполнителями выступили юные талантливые солисты, а также больше двух десятков детских музыкальных коллективов — театральных, инструментальных и хоровых. Гости фестиваля — поэты и художники — представили свои творения, отвечающие темам концертов.
2 ноября в Колонном зале Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена прошел концерт-открытие фестиваля — вечер одноактных сказочных опер под девизом «ВЕСЬ МИР — ТЕАТР!» Музыкальная сказка Станислава Горковенко «Огниво» была представлена старшей группой детского музыкального театра «Серпантин» ДМШ № 31 при участии студентов Института философии человека (программа «Театральное образование»). Увлеченная игра юных артистов вызвала благодарные аплодисменты зала. Особенно впечатлила всех роль Ведьмы со сложной вокальной партией, которую блестяще исполнила режиссер спектакля Галина Ульянова.
Яркими костюмами, хорошим вокалом и интересным ансамблевым сопровождением порадовало выступление музыкального театра «Allegria» (учащиеся вокального класса Нонны Яновской из Музыкально-педагогического училища). В его исполнении прозвучал «Королевский бутерброд» — смешная опера для детей знаменитого композитора Георгия Портнова. К сожалению, сам Георгий Анатольевич не присутствовал на этом спектакле, последнем прижизненным исполнением его музыки — через несколько дней его не стало...
Вечер завершился выступлением младшей группы детского музыкального театра «Chorus» Лицея искусств «Санкт-Петербург» (художественный руководитель Наталия Никонова). Как часто бывает, наиболее серьезную тему доверили раскрыть самым маленьким артистам, подготовившим исполнение детской оперы-мюзикла Сергея Плешака «Адам и Ева». Более 40 ребятишек в легких светлых одеждах с венками на головах закружились по сцене, ставшей на этот момент райской поляной. Тут всё было на высоте: и вдохновенная музыка, и остроумное либретто Николая Голя, и замечательное пение солистов и хора, и талантливая работа хореографа, заслуженной артистки России Вероники Брауде, и выразительное звучание детского инструментального ансамбля. И даже голос Бога, грянувший с небес (удивительно похожий на голос Сергея Плешака!): «Для вас открыты, Ева и Адам, добро и зло — а выбор делать вам!» Зрители ушли с чувством воодушевления — ведь так прекрасно познавать снова и снова простые истины, помещенные в волшебное пространство искусства!
Следующие шесть концертов, состоявшиеся в Доме композиторов, явили собой небольшой тематический цикл: от эпохи барокко через формы классицизма и романтическое отражение природы в искусстве слушатели приблизились к современному детскому исполнительству: сольному, ансамблевому и оркестровому.
Открылся этот цикл программой «BAROCCO XXI», заявленной как концерт-диалог двух эпох. Идеи красоты и совершенства, охватившие искусство Европы XVI–XVIII веков, оказались очень близки многим современным авторам.
И диалог действительно состоялся: виолончельной Сарабанде И. С. Баха отвечал альтовый Блюз из «Сюиты BWV 2005» Е. Петрова, клавесинной сонате Д. Скарлатти — «Baroque sonata» А. Габибовой в исполнении дуэта гитаристов. Прелюдии и фуги И. С. Баха и С. Слонимского, части барочных сюит А. Шнитке, Г. Корчмара, Е. Панченко и 16-летнего А. Чернышёва, пьесы Рамо и Куперена звучали на разных инструментах, в том числе на настоящем клавесине! Этот инструмент, вызвавший живой интерес слушателей, был привезен в Дом композиторов на один день по инициативе знатока старинной музыки Елизаветы Панченко и звучал под ее руками просто великолепно!
Концерт «ПЕРВАЯ СОНАТА» протянул новую смысловую нить: от эпохи классицизма к творчеству юных авторов нашего времени —
учеников и студентов классов композиции
Г. И. Банщикова, Г. О. Корчмара, Н. Ю. Мажары, Д. Р. Мазитовой, С. В. Нестеровой, Д. Б. Орехова, Е. В. Петрова, С. М. Слонимского, С. C. Смольянинова. Слушатели этого небольшого концерта будто «прожили» всю историю жанра сонаты —
от компактной «гайдновской» композиции Ильи Лившица (ДШИ им. А. П. Петрова, преподаватель Д. Б. Орехов) через романтическую мелодичную музыку Наили Юсибовой (Санкт-Петербургский музыкальный лицей, преподаватель Д. Р. Мазитова) к сложным и разнообразным поискам студентов консерватории (Алина Медведева, Кристина Бибикова, Фёдор Комов, Владимир Ладомиров, Илья Партас).
Концерт «ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА ПРИРОДЫ» открыл удивительные связи между тремя искусствами — словесным, музыкальным и изобразительным. Снова установился диалог, но теперь предметом внимания стали не музыкальные формы и стили, а различные явления природы. Солнце, дождь, снег, ветер, луна, звезды зазвучали в стихах юных поэтов из литературного клуба «Дерзание», чередуясь с созвучными им произведениями петербургских композиторов. Особенно впечатлила всех идея творческого сотрудничества: 12-летняя Маша Минаева сочинила стихотворение «Айсберг», познакомившись с одноименной пьесой Светланы Нестеровой, а композитор Наталья Волкова написала вокальный цикл на стихи 15-летней Олеси Даниловой. Эти стихотворения прозвучали сначала в авторском исполнении, а затем в своем музыкальном перевоплощении.
В антракте публика устремилась в Желтую гостиную — дополнить музыкальные и поэтические впечатления о природе изучением выставки картин клуба петербургских художников «Victoria Artis» (выставка открыта с 1 по
30 ноября). Второе отделение было не менее динамичным. В конце программы руководитель поэтического клуба «Дерзание», известный петербургский поэт Алексей Шевченко, познакомил публику со своим сборником стихов «В гостях у клевера», который в 2016 году был признан лучшей книгой для детей на русском языке. Завершился концерт прекрасным выступлением женского хора «Quellen», исполнившего ряд произведений петербургских композиторов о природе на стихи русских поэтов.
Концерт «ЧТО УСЛЫШАЛ КОМПОЗИТОР» не меняет своего названия уже на протяжении многих лет. Традиционной остается и суть концерта — познакомить публику с новыми сочинениями петербургских композиторов для детей. Программу открывали и закрывали детские хоровые коллективы, а в середине царил настоящий полет фантазии — вместе с композитором Дмитрием Жученко мы побывали в старом Тифлисе и древнем Вавилоне, музыка Леонида Десятникова рассказала нам кое-что «Из жизни Кощея», сказочные образы закружились хороводом в произведениях Владислава Соловьёва, Евгения Рушанского, Владимира Конова, Вадима Бибергана...
В каждом из этих концертов среди исполнителей было много детей. Но настоящий отдельный концерт, посвященный детскому исполнительству, состоялся на следующий день, и назывался он «МУЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ ИГРАЮТ ДЕТИ». Да, конечно, дети — возраст почти всех участников был от 9 до 14 лет. Но какими зрелыми, по-взрослому содержательными были выступления многих из них! Особенно впечатлили всех учащиеся Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории: скрипачи Ксения Калугина и Мелания Точилова (класс С. М. Шальмана), пианисты Михаил Всеволодов (класс А. А. Рычковой) и Виталий Петров (класс профессора
А. М. Сандлера). Ярко прозвучали выступления и других юных музыкантов — учеников
С. М. Шальмана, Е. А. Дерновой, Т. В. Брижанёвой, А. В. Иванова, В. И. Андреевой,
А. А. Коробкиной, Б. Г. Никонова. Очень ценно, что произведения петербургских композиторов звучат не только в концертах, но и в классах музыкальных учебных заведений — тем самым устанавливается преемственность поколений в музыкальном искусстве.
Настоящим праздником музыки стал концерт «ТРИ МАЭСТРО — ТРИ ОРКЕСТРА». Небольшая сцена Дома композиторов оказалась способна вместить (разумеется, поочередно!) три детских коллектива: Камерный оркестр «Резонанс» ДШИ им. М. И. Глинки (дирижер Арсен Еникеев), Камерный оркестр ДМШ
№ 9 (дирижер Валентина Андреева) и Оркестр русских народных инструментов «Невские струны» ДШИ им. М. И. Глинки (дирижер Егор Кузнецов). А вот зрительному залу не удалось вместить всех желающих — пришедшие незаблаговременно слушали концерт через открытые двери переполненного зала.
Завершился фестиваль великолепным хоровым концертом в зале Академической капеллы. Семнадцать коллективов приняли участие в программе «ХОРОВОЙ МАРАФОН», подготовленной в сотрудничестве с Ассоциацией дирижеров детских и молодежных хоров Северо-Западного региона (Президент ассоциации — Ирина Роганова). Этот концерт, по словам художественного руководителя фестиваля «Земля детей» композитора Владимира Сапожникова, особенно наглядно демонстрирует, «как после спада в девяностых годах — и в жизни нашей, и особенно в культуре, сейчас идет колоссальный подъем. Он выражается во всех видах искусства, но, пожалуй, более наглядно проявляется в хоровом движении». Задачи, которые решает Ассоциация дирижеров, полностью совпадают с задачами фестиваля «Земля детей» — приобщить широкие круги слушателей к академической музыке, увлечь юных исполнителей и их учителей новыми свежими произведениями, создать перекрестные связи между представителями разных искусств, а также стимулировать композиторов на создание новых сочинений.
Не успел завершиться последний концерт, – а уже началась работа по подготовке фестиваля 2018 года. Составляются интересные программы концертов, успешно идут переговоры с руководителями детских коллективов. Что ж, до встречи в следующем году на фестивале «Земля детей»!
Евгений ПЕТРОВ

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~JbHYD