Все хорошо, прекрасная «Матильда»…

31 Октября 2017

Все хорошо, прекрасная «Матильда»…

23 октября в Мариинском театре прошел премьерный показ фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда».

Первое, что хотелось бы посоветовать тем, кто пойдет смотреть фильм, — не настраиваться на него, как на фильм документальный. Это художественное произведение, в котором реальные исторические события дополнены фантазией художника. Фильм не во всем достоверно отражает реалии добрачных романтических отношений 22-летнего наследника, будущего императора Николая II и 18-летней красавицы, балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Мистификации, легенды особенно вокруг высокопоставленных персон, были вполне в духе времени, в которое происходит действие фильма.
Не могу при этом не согласиться со многими претензиями к режиссеру. Правда, высказанными не a priori («я фильма не видел, но скажу»), а в первые дни после премьеры. Увы, компромиссов в картине немало — и в стремлении сделать блокбастер в духе Голливуда, и в смешении жанров: здесь и мелодрама, и триллер, и детектив… Да, я тоже не выдержала и смеялась, когда Матильда появляется на коронации, подобно Наташе из «Русалки» Даргомыжского. Ну правда, смешны этот ее крик с балкона: «Ники!» и обморок государя! Да и финал с Ходынкой и фейерверком мне не понравился… Равно, как и музыка к кинофильму меня не взволновала. Хорошая, добротная голливудская музыка, к тому же превосходно сыгранная Валерием Гергиевым с Мариинским оркестром. Но сердце не выскакивало…
И все-таки достоверность есть. Это достоверность человеческих отношений, переживаний реальных и полуреальных персонажей картины, переданных блестящей когортой актеров (Михалина Ольшанская — балерина Матильда Кшесинская, Ларс Айдингер — цесаревич Николай Александрович, Луиза Вольфрам —
принцесса Алиса Гессен-Дармштадская, Ингеборга Дапкунайте — императрица Мария Фёдоровна, Сергей Гармаш — император Александр III, Евгений Миронов — директор Императорских театров, Данила Козловский — граф Воронцов, Григорий Добрыгин — великий князь Андрей Владимирович).
Это красивый фильм; в нем воссозданы художественные образы российских столиц начала ХХ века. Интерьеры, костюмы, реконструкции памятников архитектуры — великолепная работа художников-постановщиков Елены Жуковой, Веры Зелинской, Павла Земьянского, художников по костюмам Надежды Васильевой, Ольги Михайловой. Восхищает работа оператора Юрия Клименко.
Это фильм о долге, чести, ответственности, о том, как тяжела «шапка Мономаха», когда кроме принадлежности к императорской фамилии ты еще и просто молодой человек, чувствующий, сомневающийся, не чуждый искушениям.
И потом, несмотря на упомянутые компромиссы, Алексей Учитель не перестал быть талантливым режиссером и в этой истории так расставил главные акценты, что иные сцены потом долго стояли перед глазами, вспоминались и вспоминались. Гармаш великолепен, как и мой любимый Миронов. Но прежде всего — монолог Марии Фёдоровны, обращенный к Николаю: «Счастье?...» и воспоминание об истории своего супружества… Какая же потрясающая Дапкунайте! Для меня этот монолог по сути сделал весь фильм. И следующая за ним сцена, где Аликс сидит и учит православные молитвы с усердием маленькой девочки… А в это время через стекло на нее тепло (да, с плавающими в глазах слезами) смотрит Николай и она, заметив его, делает такой детский жест, прижимая палец к губам. А потом монолог-воспоминание Николая о том, как он впервые встретил девочку Аликс…
По сути, кинообраз Матильды — лишь лакмус, который позволяет ярче передать глубину характеров и взаимоотношений Николая II и Александры Фёдоровны, их трогательное благородство, чистоту, которые супруги пронесут до последней минуты совместной жизни. Мне думается, что этот фильм — испытание и для всех нас. Скорость вынесения быстрых приговоров, отсутствие сомнений у осуждающих в правильности собственных представлений — опасная тенденция нашего времени. А ведь художественные произведения классиков учили нас сомнению, как единственно возможному пути к поиску истины. Сомневались Фауст, герои Толстого и Достоевского, Гончарова и Чехова.
Фильм побуждает самостоятельно углубиться в историю, почитать опубликованные воспоминания Матильды Кшесинской, чтобы обнаружить «вольности», которые, тем не менее, не искажают главных черт исторических персонажей. Фильм побуждает размышлять, дискутировать. Но разве не это и есть задача произведения искусства?
Елена ИСТРАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~37Eqw