«Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

26 Апреля 2017

«Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

В состав выставки в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея вошли более 150 произведений всемирно известного художника-баталиста из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, других российских музеев.

Наряду с прославленными полотнами из Туркестанской и Балканской серий (1860–1880-е годы) представлена менее известная широкому зрителю часть наследия Верещагина — пейзажные этюды и этнографические композиции разных лет.
Экспозицию дополняют графические произведения мастера, а также уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского этнографического музея.

В истории отечественной живописи с именем Василия Верещагина (1842–1904) ассоциируется определение «художник-путешественник». Он побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Последнее путешествие художника в Японию трагически оборвалось: вместе с адмиралом Степаном Макаровым он погиб на броненосце «Петропавловск» 31 марта (13 апреля) 1904 года.
Верещагин был свидетелем и участником многих исторических событий. С самого начала своей художественной карьеры он оказывался там, где требовался художник военный корреспондент, способный беспристрастно зафиксировать обстановку, передать общее и подметить характерные детали. Этот своего рода кинематографический подход к изобразительному искусству стал уникальным опытом для отечественной живописи второй половины XIX века.
Художественная концепция Верещагина-баталиста воплотилась в одном из его самых знаменитых произведений «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Оно посвящено автором «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» и выражает идею непреодолимой разрушительной силы войны. Даже в композиции, прославляющие победы русских войск, Верещагин вводил печальные ноты. Так, в картине «Шипка-Шейново» (до 1890, ГРМ) фигуры мертвых солдат на первом плане омрачают настроение победного ликования, напоминая о страшной цене любой победы.
В работах, написанных во время путешествий, и особенно натурных этюдах, открывались совершенно новые стороны творчества Верещагина, по выражению Владимира Стасова, как будто «где-то достававшего себе новые кисти и палитру». Путешествуя по Индии, Верещагин много писал святые места, монастыри и пещерные храмы. В поездках по России (Ярославль, Кострома, Ростов, Вологда, Соловки) он раскрылся и как историк национального искусства, и как мастер интерьерной и орнаментальной живописи, и как портретист.
Давняя мечта художника посетить Японию осуществилась в августе 1903-го. Серия картин, созданная Верещагиным, впервые познакомила русскую публику с образами этой страны. При этом он не только совершил открытие Японии для зрителей, но и для себя открыл иную живописную манеру, полную импрессионистической свежести.
Выставка продлится до 24 июля.
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~P07C7