Валентина Кособуцкая: знакомая незнакомка

3 Ноября 2017

Валентина Кособуцкая: знакомая незнакомка

В октябре отметила юбилей солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Валентина Кособуцкая.

Валентина Григорьевна — заслуженная артистка России, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит». Хотя, конечно, главная ее награда — неиссякаемая зрительская любовь.
Имя актрисы ассоциируется у миллионов кинозрителей с чертовски обаятельной Бабой-ягой из детского киношлягера «Приключения Маши и Вити» (1975, реж. И. Усов и В. Казанский), со страстной Беатриче из культового советского фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976, реж. В. Воробьёв); а у любителей оперетты — с десятками колоритных героинь, воплощенных на подмостках самого солнечного петербургского театра.
В фильме-сказке «Веселое сновидение, или Смех и слезы» (1976, реж. И. Усов) Кособуцкая сыграла роль Двуличе. Сыграла сочно, темпераментно и… немного зловеще. Но если у коварной интриганки дамы Треф всего две личности и обе со знаком минус, то актриса Кособуцкая — многолика и многомерна. Она умеет меняться в стилях, жанрах, амплуа, что позволяет ей быть интересной и неожиданной. Поэтому если сказать о Валентине Григорьевне совсем коротко, лучше всего подойдет «знакомая незнакомка».
До рыжеволосой красавицы Яги в «Маше и Вите» была в ее творческой биографии еще одна Бабка-ёжка — в телеспектакле «Два клена» (реж. Ю. Дубравин), поставленном в 1974 го-
ду на Ленинградском телевидении. Была эта Ёжка хоть и злющей, но с бездной обаяния и стала своего рода предшественницей Бабы-яги, прославившейся на весь Советский Союз. А невидимая нить от тех давних ролей протянулась к образам, сыгранным на сцене Театра музкомедии: в каких бы предлагаемых обстоятельствах не оказывались героини Кособуцкой, они неизменно остаются «самыми обаятельными и привлекательными».
Ролей за годы работы в Театре музыкальной комедии — куда она попала не закономерно (училась-то на актрису драматическую), а с подачи главного режиссера театра Владимира Егоровича Воробьёва, — было переиграно множество, и каждая становилась ярким вкраплением в многоцветное сценическое полотно. Композиторы-классики мирно уживаются в репертуаре артистки с современными авторами, оперетта —
с мюзиклом. Одинаково органично существовала она в спектаклях по произведениям основоположников французской оперетты: Флоримона Эрве(«Мадемуазель Нитуш» (монахиня Урсула), «Возраст любви» (госпожа Базанкур)) и Жака Оффенбаха («Парижская жизнь» (Маркиза Карадек), «Синяя Борода» (Оскарина)); классиков американского мюзикла: Фредерика Лоу(«Моя прекрасная леди» (Миссис Гопкинс)), Фрэнка Лёссера(«Как сделать карьеру» (Роз-Мери)), Кола Портера («Целуй меня, Кэт!»(Хэтти)) и советских композиторов: Николая Стрельникова («Холопка» (Карелия Пантовская)), Константина Листова («Севастопольский вальс» (Маруся)), Евгения Птичкина («Бабий бунт» (Дуняша), «Свадьба с генералом» (Настасья Тимофеевна)). Всего не перечесть… Роли, крупные или крошечные, и сегодня проживает так, что никогда не остается незамеченной.
В спектакле по оперетте Исаака Дунаевского «Женихи» Кособуцкая играет Даму, появляющуюся в лавке гробовщика. Нелепую, экзальтированную, старомодно одетую… Но сквозь гротеск пробивается нотка мучительно-щемящая, и юмор получается горьким, а Дама становится символом, чудом сохранившимся «осколком» ушедшей эпохи… Старомодной будет Кристина-Кособуцкаяи в постановке оперетты Ёне Хуски «Баронесса Лили». Но если Дама тоскует о былом, которое рухнуло безвозвратно, то Кристина —
старая дева с девичьими манерами — печалится о том, чего в ее жизни не случилось, когда же судьба дает шанс на перемены, бьется за него ничуть не меньше, чем ее прагматичная сестра Агата. Роль Кристины в очередной раз показала умение актрисы меняться в рамках одного образа, причем делать это тонко, поступательно.
Зримые перемены героинь Кособуцкой всегда становятся отражением перемен внутренних. В спектакле «Мистер Икс» (по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка») Кособуцкая-Каролина, узнав, что новоявленная супруга ее сына циркачка Мабель — дочь гусара, в которого она была влюблена в молодости, сменяет гнев на милость за доли секунды. Но обрушившемуся на девушку шквалу восторженных эмоций предшествует миг осознания, он кратчайший, но вполне осязаемый, и не оставляет сомнений, что Каролина не просто меняет выражение лица, а испытывает настоящую радость. Положа руку на сердце, в оперетте так играют редко.
Отличная актерская школа (юная Валентина постигала азы профессии в мастерской Леонида Фёдоровича Макарьева в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии), природная музыкальность и встреча с родоначальником советского мюзикла выдающимся режиссером Владимиром Воробьёвым способствовали превращению Кособуцкой в первоклассную артистку музыкального театра. Артистку, которая, несмотря на победы и регалии, все еще находится в пути и остается открытой для самых смелых экспериментов.
Светлана РУХЛЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~EKT0D