Успех ранней оперы

14 Июня 2017

Успех ранней оперы

20 апреля в Зале Прокофьева (Мариинский — 2) через 50 лет после создания состоялась премьера одноактной комической оперы «Молодожены» (1968) известного петербургского композитора Григория Корчмара. Либретто по пьесе Валентина Катаева «Квадратура круга» (1927) написал автор.

Произведение, в свое время заказанное и не поставленное Театром камерной оперы консерватории (быстро закрывшимся), — работа двадцатилетнего третьекурсника. Компактное, драматургически выверенное действо оперы-buffa — типичный раннесоветский сюжет в духе Ильи Ильфа и Евгения Петрова: две пары новоиспеченных молодожёнов, поселившиеся, как оказалось, в… одной комнате, в процессе познания жизни обмениваются брачными партнерами. Музыкальный язык оперы построен на контрасте отстраненно-инструментальных звучаний (в данном случае — фортепиано вместо оркестра) и тепло разработаных «очеловеченных» рисунков певческих ролей. Молодой композитор проявил талант психолога и юмориста; особенно выразительными получились мужские партии. В ткань оперы штрихами вкраплены небольшие цитаты из музыкальной классики, подчеркивающие комичность ситуаций (для позднего творчества Корчмара характерно уже более обильное цитирование). Вводом еще одного героя — «сермяжного» поэта-самородка (бас-буфф) — автор обеспечил возможность включения в диалогические построения песни, ставшей лирическим центром стройной трехчастной композиции. Хотя, возможно, из-за нехватки времени, «малооправданным» показался конфликт влюбленных пар (еще бы минут десять действия!).
Фарс разворачивался заразительно, в зале не смолкал смех (на музыкальном спектакле!). Кстати, водевиль В. Катаева имел в свое время успех не только в СССР, но и за его пределами. Выявлению лучших качеств оперы способствовала блестящая постановка — режиссер Александр Маскалин осуществил ее со множеством оригинальных «придумок», буффонной реалистичностью, полифоническим сочетанием примет изображаемой эпохи и моделирования тех же ситуаций в современности с острой приправой голливудского шарма. Героев воплотили пять ярких вокалистов — Эвелина Агабалаева, Инара Козловская, Денис Беганский, Филипп Евич, Дмитрий Колеушко. Все они — солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра (музыкальный руководитель — Лариса Гергиева). Певцы снискали аплодисменты и за прекрасную драматическую игру. В действие был включен и пианист-концертмейстер (Василий Попов). Вся программа вечера вместе с предваряющими оперу остроумными «Пушкинскими эпиграммами» Г. Корчмара (канонами для вокального трио, 1985) была превращена в единый стильный спектакль, исполнителей и создателей которого долго не отпускали со сцены.
Наталия БОГАЧЕНКО
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~jKoEo