Старик Хоттабыч расстарался

26 Апреля 2017

Старик Хоттабыч расстарался

Мюзиклы прочно вошли в театральный обиход Петербурга, в том числе и детские. «Зазеркалье» не отстает. Забавный, смешной, с хорошими добрыми мелодиями «Старик Хоттабыч» «на ура» встречен юной каникулярной публикой. Но еще неизвестно, кто смеется больше: дети или взрослые. Старик Хоттабыч — это советское детство бабушек-дедушек — с модой на эту сказку, с невероятной популярностью фильма (за полгода в 1957 его посмотрели 40 миллионов зрителей), со всеми высокоморальными и вещественными атрибутами пионерии.

«Зазеркалью» удалось сделать спектакль, который не стал капустником на выбранную тему, но многое хорошее от капустников взял. Прежде всего это весело, это живо.
И смешно само по себе, а не только как пародия. То есть не обязательно досконально знать советские пятидесятые, чтобы посмеяться над ленивыми официантками, превращенными Хоттабычем в распевающих куплеты лягушек; над парочкой бдительных милиционеров Сидоровым и Смирновой, с пафосом высокой оперы раздираемых между служебным долгом и романтической влюбленностью, и т. д. Ироничная музыка Сергея Плешака этому помогает: когда Хоттабыч, не вписавшись в современность, неудачно подсказывает на экзамене географии, вдруг начинается «индийское кино»: Волька — Антон Москалёв — вытанцовывает и распевает нечто пряно-ориентальное про Землю, стоящую на трех слонах. Незамысловатые, но очень симпатичные песенки бодро и щедро рассыпаны по всему представлению: про утреннюю зарядку, про работу красноголовых чудищ-водолазов, про Москву-реку — эту залихватски поет потерявшаяся в пустыне Женя (Анастасия Ряполова), почти как героиня фильма «Волга-Волга». Музыка Плешака, мелодичная и добротно аранжированная, дает отличный пульс представлению. Только всегда жаль, когда в спектакле звучит фонограмма, а не живой оркестр — качество музыки труднее оценить, да и детям полезнее всё натуральное.
Но нет худа без добра: постановщики превратили оркестровую яму в большой сценический трюм, из которого, как на блюде, подаются многофигурные композиции типа панно или горельефов в духе соцреализма или огромные весы для взвешивания драгоценных даров Хоттабыча в сберкассе. А время от времени туда с характерным всплеском ныряют то Волька, то водолазы и извлекают со дна Москвы-реки волшебные сосуды с джинами.
Александр Петров и его команда помощников насытили представление до предела. Даже до перебора: событий, забавных эпизодов, игровых музыкальных сценок столько, что и взрослым порой трудно воспринимать такой калейдоскоп. Пионеры трубят, Хоттабыч плавает в аквариуме, по сцене разгуливает красочный верблюд, регулировщик пытается предотвратить его наезд на розовый автомобиль, толпа москвичей в панике от проверки документов носится по залу, джины на глазах у изумленных зрителей мгновенно материализуются и снова исчезают… Но грех жаловаться, темпоритм спектакля отменно выверен, практически нет «провисов», яркие картинки и остроумный текст сыплются как из рога изобилия. Гасан ибн Хоттаб — Леонид Нечаев и его брат Омар ибн Хоттаб — Сергей Ермолаев развлекают публику от души. Как, впрочем, и все остальные — пионервожатая, плохой мальчик Гога, превращенный в «Шарикова», дородные сотрудницы сберкассы и забавные прочие.
Особая статья удовольствия — красота костюмов: не кричащих, не пестрых, даже в слегка приглушенной гамме, но выполненных с отменным вкусом. Из стилистики commedia dell`arte — разноцветные штанины и масочный раскрас лиц характерных персонажей, из бытовой моды 50-х — слегка гротескные силуэты дамских платьев с неожиданным сочетанием цветовых пятен и штампованные пионерские одежды, но всё красиво и стильно. А шарнирные куклы-чучела-людоеды в пустыне — прямо произведения искусства в африканском духе. Художник-постановщик Владимир Фирер явно был в ударе. И не только он: похоже, всё веселое «Зазеркалье».
Нора ПОТАПОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~MxyJd