Совесть тона

24 Января 2018

Совесть тона

К 75-летию со дня рождения  Владимира Анатольевича Жукова (1943–2002)

Владимир Жуков — из редкой категории героев, не склонных «пораженье от победы… отличать», убежденных, что «быть знаменитым некрасиво». Впрочем, если под словом «знаменитый» понимать некую особую отмеченность, в том числе и призванием нести знамя, увлекая за собой тех, кто верит в твой талант, твою увлеченность, твои идеалы, тогда, вопреки Пастернаку, это слово обретает красоту. Владимир Жуков — знаменитый артист, педагог и руководитель.

Феноменально одаренный певец. Действительно шаляпинского уровня. Когда ни тембр, ни объем голоса, ни природные техника и актерская интуиция, ни даже собственно репертуар — ничто, охарактеризованное в отдельности, не является достаточным, чтобы создать представление у тех, кто не слышал, о чуде, которое Владимир Жуков творил каждым своим выступлением, будь то филармонический концерт или училищный экзамен пианистов-концертмейстеров… Будь то Монолог Бориса или Каватина Алеко, арии Верди или романсы Чайковского, народные или взбадривающие советские песни.
Он пел так, что казалось — лучше невозможно. Да и не надо лучше… Он пел так, как поют рожденные петь.
Многие его любили. Потому что и человек он был хороший, в самом простом и высоком смысле. А восхищались все без исключения, даже те, кто завидовал. Как без этого?.. А кто не завидовал — восхищались открыто, кто с искренней благодарностью, кто с нескрываемым удивлением. Удивлялись в основном столичные звезды: «Откуда?! Почему не знали раньше?..» Ну, так вот складывалась жизнь. Среди удивившихся — Мария Всеволодовна Карандашова (1918–1996), одна из легенд ленинградской фортепианной школы. Ее совместные выступления с Михаилом Вайманом, Мстиславом Ростроповичем, Владимиром Курлиным определяли тональность эпохи, которой, надо сказать, предшествовали война и блокада, и служба ее (пианистки!) в войсках ПВО… Ничего. Руки выдержали. И душа. Она распознала удивительный талант Жукова сразу. Но встреча (в преддверии вокального конкурса в Ленинграде) оказалась единственной.
Или — Владимир Попов. Государственный русский концертный оркестр под его управлением сегодня — известнейший коллектив в Санкт-Петербурге. А когда Попов и Жуков впервые встретились (и произошло это в Калининграде), оркестру было всего три года отроду. Но репутация уже сложилась. Пошли гастроли. И вот — Калининград. Здешний солист — Владимир Жуков… И у оркестрантов шок: какой голос, какая музыкальность… Какой интерпретатор!.. Попов не замедлил пригласить Владимира Анатольевича в Петербург (это был 1994 год), где во время концерта во Дворце Белосельских-Белозерских представлял певца как нового друга своего оркестра, вместе с которым суждено сделать многое-многое…
Многое могло бы осуществиться и вместе с Евгением Колобовым, пережившим своего, увы, так рано ушедшего друга всего на полтора года. Так сложилось…
Но, слава богу, остались записи! Потрясающие! Из фондов Калининградского телевидения. И их издание и тиражирование стало бы бесценным подарком всем, кто любит вокальное искусство.
…А начиналось всё в маленьком шахтерском городке Пласт, где 25 января 1943 года Жуков родился, где впервые запел. Потом — Челябинское музучилище, Уральская консерватория… Сезон в Сыктывкарском оперном театре, возвращение в Свердловск, работа в ансамбле Уральского военного округа. В 1971 году 28-летний певец оказался в Калининграде. Пригласили. Вместе с обожаемой женой, талантливейшим музыкантом и бессменным концертмейстером Ириной Кривицкой. И началась тридцатилетняя история калининградской музыкальной жизни, неотделимая от имени Владимира Жукова.
С филармонией не сразу сложилось. И снова — ансамбль ДКБФ, бесконечные гастроли, тысячные стадионы, репертуар, границ не знающий… И — невероятная любовь коллег и слушателей!
Но через десять лет жизнь вернула певца в более естественную для его дарования колею. Владимир Жуков становится ведущим солистом Калининградской филармонии, преподает в Музыкальном училище. Он — заслуженный артист Литвы и России.
В 1989-м назначен художественным руководителем Калининградской областной филармонии. Целый ряд программ, в числе которых «Всей семьей в концертный зал» и «Музыкальные ступени», прославившие коллектив филармонии на всю страну, принесшие почетные премии, вызвавшие восторженные отзывы ведущих музыкантов, искусствоведов и критиков (в 1997-м Калининградская филармония была удостоена звания лауреата конкурса «Окно в Россию»), стяжали Владимиру Анатольевичу огромное уважение и смертельную дозу трудностей. Так распорядилась жизнь.
«Русская любовь поет и на заре, и в темные пасмурные ночи», — говорил Фёдор Иванович Шаляпин… Владимир Анатольевич Жуков пел, любил и трудился всю жизнь. И в голосе его, удивительно красивом и притягивающем, всегда слышалось еще что-то непостижимое… то, что вернее всего назвать совестью тона. Такие они и есть, подлинные герои времени и гении места, выдающиеся — без поправки на региональный масштаб.
Наталия ТАМБОВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~xxVif